Вице-президент Авторского Совета РАО Анатолий Кролл провел творческую встречу на «Мосфильме»

20.03.2019

Композитор, пианист, художественный руководитель и дирижер джаз-оркестра «Академик-бэнд» РАМ им. Гнесиных, народный артист Российской Федерации, вице-президент Авторского Совета РАО Анатолий Кролл выступил перед слушателями курсов сценарного мастерства и инженеров кинопроизводства киноконцерна «Мосфильм».

Анатолий Ошерович сразу предупредил публику, что у него нет заготовленной лекции, так как даже в «самом этом слове есть что-то официальное, а с творчеством такой подход не совместим». Композитор просил задавать ему как можно больше вопросов на любые темы: о классическом и современном кинематографе, музыке, знакомстве с интересными людьми, джазе и творчестве.

Особой темой в выступлении маэстро стала подготовка сценариев музыкальных фильмов. Он отметил, что в подобных картинах главные роли исполняют всё же актеры, а не музыканты, и им зачастую приходится имитировать игру на музыкальных инструментах. На помощь артистам приходит тщательно проработанный сценарий. Сценарист должен понимать все тонкости работы музыканта, чтобы актеру было легче погрузиться в роль, а режиссеру-постановщику объяснить ему задачу. Роль текста, по мнению композитора, в данном случае невозможно переоценить.

«В фильме “Мы из джаза” все четыре исполнителя главных ролей – Игорь Скляр, Александр Панкратов-Черный, Николай Аверюшкин и Петр Щербаков – никогда не занимались музыкой профессионально. Тем не менее, они были обязаны достигнуть доверия зрителей, которые должны были поверить, что перед ними настоящий джаз-банд. На моих глазах в этом фильме происходил процесс превращения актеров в музыкантов. Во многом благодаря тому, что был написан замечательный сценарий, где был очень досконально проработан характер каждого персонажа», – отметил Анатолий Кролл.

Композитор поделился интересной историей создания образа героини Ларисы Долиной. Певица сыграла латиноамериканскую джазовую исполнительницу – Клеменитну Фернандес.

«Имя и образ для героини Ларисы Долиной были выбраны не случайно. Дело в том, что в советском фильме исполнительница джаза не могла носить американское имя и быть гражданкой США. И сценаристы пошли на хитрость – дали персонажу кубинское имя», – поделился Анатолий Кролл.

С джазом связано все творчество Анатолия Кролла. По словам музыканта, его вдохновляют такие именитые мастера, как Гленн Миллер, Дюк Эллингтон, а также джазовые оркестры Стэна Кентона и Билла Эванса, более современные направления.Он отметил, что на его творчество повлияли и Каунт Бэйси, и Оскар Питерсон. А начинал свою карьеру Анатолий Ошерович с подражания советскому пианисту Александру Цфасману.
«Со многими именитыми джазовыми музыкантами я знаком лично. Например, я помню, как познакомился с Чарльзом Ллойдом на фестивале в Таллине в 1967 году. Ллойд со своим ансамблем оказался на этом фестивале, можно сказать, случайно: он был проездом после гастролей в Финляндии», – поделился Анатолий Кролл.

Он добавил, что джаз – крайне интересное направление, на которое начинающим музыкантам обязательно стоит обратить внимание.

«Отрадно, что вы интересуетесь джазом: для нынешней молодежи, к сожалению, это не характерно. Молодые люди незаслуженно обходят вниманием джазовое направление в музыке», – отметил композитор.

Анатолий Кролл известен как автор музыки к фильмам Карена Шахназарова «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Американская дочь», «Яды, или Всемирная история отравлений», «День полнолуния», «Сны» (К. Шахназаров совместно с А. Бородянским). Также его произведения можно услышать в картинах «Простодушный» Евгения Гинзбурга, «Барханов и его телохранитель» и «Артист и мастер изображения» Валерия Лонского.
Анатолий Кролл руководил различными музыкальными коллективами, в числе которых большой эстрадный оркестр «Современник» (позже был переименован в Московский концертный оркестр, а потом в Полифоник бэнд) и МКС Биг-Бэнд. За всю свою музыкальную карьеру Анатолий Ошерович записал несколько альбомов джазовых композиций с разными исполнителями.

Сегодня маэстро продолжает активно работать и вести концертную деятельность. Услышать музыку Анатолия Ошеровича можно будет 28 апреля на фестивале «Мировая классика в джазовых тонах» в концертном зале «Зарядье».

Источник новости