Участники IPQuorum.Creative назвали условия, при которых в креативные индустрии пойдут инвестиции

21.09.2020

Креативному бизнесу нужно объединить усилия, чтобы с участием ответственных за развитие органов власти создать комфортную среду для творческого предпринимательства. Уверенность в этом, сообщила «Российская газета», выразил председатель Комитета по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский.

Ассоциация выступила партнером прошедшего 13 сентября Форума креативного бизнеса на площадке IPQuorum.Creative. В рамках проекта состоялась деловая сессия Forbes «Интеллект – ликвидный актив или вечный венчур?».

По словам Андрея Кричевского, наиболее интересен в вопросе работы с интеллектуальной собственностью опыт Великобритании: «В этой стране сильные профессиональные ассоциации – производителей кино, дизайнеров, рекламистов, IT-индустрий – объединились в федерацию. Дальше они создали вместе с правительством общественно-государственный Совет креативных индустрий, который готовит «секторальные соглашения», закрепляющие взаимные обязательства государства и креативного сегмента экономики. Такая форма консолидации наиболее ярка и эффективна».

Президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев напомнил, что успешная монетизация креативных продуктов в России во многом упирается в предпринимательскую культуру: «Начинать нужно с себя. Должная культура бизнеса и порождает возможности для бизнеса в культуре».

Вице-президент РСПП, председатель Комитета по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке Игорь Вдовин скептически относится к определению доли креативной экономики в текущих российских условиях: «У нас отсутствует устойчивый спрос. Для того чтобы сформировать его, нужно сделать хотя бы несколько систематических шагов. Полагаю, что развитие креативной экономики возможно главным образом за счет частно-государственного партнерства».

Бизнес страдает от недокапитализации по причине недостаточного позиционирования и слабой видимости. «Никто не задумывается, что в каждом предмете, особенно качественном, красивом и удобном, есть творческая составляющая, – посетовала глава Ассоциации специалистов предметного дизайна (АСПD) Анастасия Крылова. – Бизнес не осознает ценность предметного дизайна и важность интеллектуальных прав на дизайнерские решения. Небольшой завод в Твери каждый день отгружает 200–300 кроватей. И их ценность не в дереве и ткани, а в их дизайне. Просто об этом надо правильно говорить и не забывать, что часть стоимости этих предметов должна законно доставаться авторам-дизайнерам».

Музыка – индустрия, которая резко изменила в последнее время модель монетизиции, уверен председатель совета директоров краудинвестинговой платформы Co-Fi, генеральный директор Российского авторского общества (РАО) Александр Сухотин. В качестве примера он привел   аудиоконтент. Раньше его себестоимость производства и распространения была высока. Предприниматели действительно рисковали, вкладываясь в студию, музыкантов, тираж носителей, рекламу и так далее. «Сегодня благодаря цифровым площадкам эти расходы, кроме затрат на маркетинг, кардинально сократились», – заявил он.

Генеральный директор Союза композиторов России Карина Абрамян со своей стороны отметила тот факт, что творчество не всегда может создать экономическую ценность сразу, и здесь очень важно поддержать талант: «Надежда фон Мекк помогала Чайковскому, который благодаря этому смог покинуть место профессора в консерватории и полностью посвятить себя сочинению произведений».

Интеллектуальная собственность – ключевой инструмент любого креативного бизнеса, однако если авторское право, особенно в цифровой среде, работает хорошо, то получить более сильную правовую охрану в режиме промышленного образца или товарного знака бывает очень непросто. «В рекламной деятельности много проблем. В первую очередь они связаны с регистрацией интеллектуальных прав. Это можно сделать только через патентного поверенного, причем обходится минимум в 40–50 тыс. рублей, а физические лица вообще пока лишены прав на товарные знаки. Многие фрилансеры просто не могут себе такого позволить», – с сожалением отметила управляющий партнер DPG Russia Алена Кремер.