Специалисты объяснили, как монетизировать творчество и что этому мешает

21.09.2020

Продукт ума и таланта легче всего скопировать конкурентам, а это создает угрозу потери конкурентных преимуществ и, как следствие, девальвации инвестиций в творческую составляющую продукта. Такое высказывание президента Федерации интеллектуальной собственности Сергея Матвеева приводит «РГ». «Защищенность интеллектуальной собственности, хотя и недостаточное, но точно необходимое условие для развития креативного предпринимательства», – заявил специалист на площадке международного фестиваля «Российская креативная неделя – 2020».

Генеральный директор Российского авторского общества, председатель совета директоров краудлендинговой платформы Co-Fi Александр Сухотин считает, что есть сферы, где капитализация, объем оборота, объем собственности настолько велики, что они вполне интересны с точки зрения инвестирования. «Если раньше себестоимость контента была высока и люди действительно рисковали, вкладываясь в студию, музыкантов, тираж носителей, рекламу и так далее, то сегодня благодаря цифровым площадкам эти расходы, кроме затрат на маркетинг, кардинально сократились».

Директор Ассоциации специалистов предметного дизайна (АСПD) Анастасия Крылова указала на основные проблемы отрасли: «Дизайнеры боятся показывать свои наработки на выставках, отправлять рисунки на конкурсы, делиться с коллегами. Партнер, заказчик или контрагент может воспользоваться чужими идеями, оставив дизайнера без гонорара и роялти». Площадкой доверия, уверена директор АСПД, могут стать удобные цифровые сервисы экосистемы IPChain. Блокчейн фиксирует все операции с правами и транзакции с объектами. Можно полностью проследить цепочку коммуникаций с заказчиком – от ТЗ и первых скетчей до конечного продукта.

Рост доходов музыкального бизнеса связан в первую очередь с появлением удобных цифровых сервисов, предоставляющих пользователям качественный контент, напомнил председатель правления Общероссийской общественной организации «Российское авторское общество» (РАО) Максим Дмитриев. «Сейчас пиратские музыкальные ресурсы можно пересчитать по пальцам, – подчеркнул эксперт. – Это связано и с дешевизной сервисов, и с тем, что музыку больше не копируют себе на компьютер, а слушают по подписке. Причем контент почти везде один и тот же, платформы конкурируют за счет дополнительных услуг».

Генеральный директор FONMIX, управляющий IT-портфелем Ассоциации IPChain Валерия Брусникина представила новый сервис экосистемы IPChain бирже интеллектуальной собственности IPEX: «Сервисы вроде iTunes не позволяют полноценно управлять правами на контент. Правообладатель просто загружает объект и ждет роялти. Он не может управлять потреблением контента, влиять на то, какая витрина его разместит, сколько раз его прослушают. Очень важно создавать инструменты, которые позволяли бы авторам самим управлять своим контентом».

Творчество не обретает экономическую ценность само по себе, напомнила генеральный директор Союза композиторов России Карина Абрамян: «Надежда фон Мекк годами поддерживала Чайковского. Благодаря ее финансовой помощи композитор смог покинуть место профессора в консерватории и полностью посвятить себя сочинению произведений. Необходимо, чтобы государство постоянно поддерживало культуру, а креативным индустриям создавало нормальные условия для коммерциализации результатов творчества».