Музыкальный фон: контроль и учет

05.10.2021

Мы покупаем дорогие билеты на живые концерты, платим за диски и скачивание музыки. Нужно ли платить за музыку, которая звучит фоном в магазинах, барах, парках, спа-салонах и салонах такси? Сколько стоит музыкальный фон, привычный и незаметный как воздух, которым мы дышим? И кому идут эти деньги?

Еще недавно никто из владельцев ресторанов или магазинов не задумывался, во что им обойдется музыкальный фон. Сейчас, когда РАО взяло под контроль все – или почти все – случаи использования музыкальных произведений, за музыку приходится платить всем, даже таксистам, которые включают радио своим пассажирам, организаторам как закрытых частных мероприятий, так и бесплатных народных гуляний.

Как определить, можете вы слушать музыку бесплатно или же обязаны за нее заплатить?

Ответы на эти вопросы дал в недавнем интервью радиостанции Business FM председатель правления Российского авторского общества Максим Дмитриев.

Все очень просто. Если вы слушаете музыку в кругу семьи, то все в порядке. Если же среди слушателей есть люди, которые в вашу семью не входят, то вы обязаны выплатить некие отчисления автору. Причем каждому, кого вы успеете прослушать. Разумеется, пока что никаких средств контроля за этим нет. РАО не может следить за всеми закрытыми мероприятиями.

Платить необходимо даже на некоммерческих мероприятиях, на которых нет ни входных билетов, ни какой-то выгоды для организаторов. К примеру, если в городе проходит День города, на котором играет музыка, организаторы обязаны выплатить автору вознаграждение.

На самом деле получение дохода — это не главная цель. Главная цель — это донести до людей, что любое творчество должно оплачиваться. Автор мог вложить в свое произведение много сил, времени и даже денег. Соответственно, он хочет какое-то вознаграждение за свою работу. С этим ему помогает Российское авторское общество. А если автор хочет защитить еще и свои фонограммы, биты и мелодии, то он может обратиться во Всероссийскую организацию интеллектуальной собственности (ВОИС).

Очень часто музыка дополняет какой-либо образ или создает в заведении определенную атмосферу. В ресторане играет одна музыка, в отеле другая, в кинотеатре третья. Вся эта музыка там звучит не просто так. Важно, чтобы простые потребители осознали, что музыка — это часть конечного продукта, часть образа, элемент монетизации. Именно музыка в конечном итоге позволяет закончить образ и, соответственно, дает возможность владельцам общественных заведений заработать больше денег. Многие подобные заведения за последние годы уже заключили договоры с Российским авторским обществом.

Максим Дмитриев объяснил, что заведения могут напрямую не общаться с РАО, а вместо этого подписаться на сервис Fonmix, сотрудничающий с РАО. Этот сервис автоматически составляет список прослушанных аудиозаписей. Вся выплата вознаграждения проходит онлайн.

Самое интересное, что владельцам заведений или организаторам концертов намного проще договориться с РАО о выплате вознаграждения авторам музыки, чем налетать на иски. По итогу приходится платить десятки тысяч за каждую песню. Это просто того не стоит. К тому же это не честно по отношению к авторам, ведь прокатчики всегда пытаются сэкономить именно на них.

В Англии есть компания PRS for Music, которая заключила договор с Российским авторским обществом. Суть договора — взаимное представление интересов. Таким образом, они получают наши каталоги с авторами, а мы — их. Благодаря этому у авторов есть возможность получать роялти, даже если в нашем каталоге их нет, но они есть в PRS for Music, и наоборот. И это работает абсолютно для всех авторов.

Еще одна задача Российского авторского общества — это контроль за отчислениями. Музыканты, как и большинство творческих людей, получают свои деньги не сразу, а с некоторой задержкой. Сам автор может легко запутаться в том, кто и сколько ему должен, поэтому ответственность ложится на прокатчика. РАО контролирует, чтобы все выплаты в итоге доходили до автора и ничего не терялось.

Максим Дмитриев также рассказал, что РАО контролирует и караоке-клубы, ведь это тоже использование чужого авторского контента, хоть и косвенное. В 2017 году РАО заключило 125 договоров с различными караоке-клубами и барами. До этого такого вида использования, как караоке, не было от слова совсем. Он также рассказал, как распределить выплаты, если заведение использует музыку несколько раз. К примеру, есть караоке-клуб, в котором несколько этажей. На одном караоке, на другом ресторан, а на третьем сцена. Это три разных использования музыки, за каждое из которых необходимо заплатить отдельно.

Чтобы авторы смогли получать вознаграждение за использование своих песен в караоке, РАО сотрудничает со специальной компанией-агентом, которая занимается всеми крупными караоке-клубами. Открыть караоке-клуб втайне ото всех тоже не получится. Российское авторское общество получает информацию от производителей оборудования – куда и кому они продают свой товар. Более того, в некоторые караоке-аппараты уже интегрируются специальные блоки по автоматическому созданию отчетности.

Размер вознаграждения напрямую зависит от вида использования. К примеру, больше всех получают авторы крупных форм: театральных постановок, драматических произведений и тому подобного. Также, если говорить про театральные постановки, то деньги отдельно от гонораров еще получают режиссеры-постановщики, хореографы и другие создатели.

Но при этом бо́льшую часть денег авторы получают не за концерты или какие-либо крупные мероприятия, а именно от спа-салонов, баров, ресторанов и многих других общественных заведений. Авторы также получают хорошие вознаграждения, если их песню крутят по радио, потому что в таком случае она будет играть и в ресторанах, и в такси, и в барах. Помимо этого, автор получит вознаграждение еще и от самой радиостанции.

В случае если автор не заключал договор с РАО, то он все равно попадает в отчеты, ведь в соответствии с государственной аккредитацией РАО имеет право собирать вознаграждение от имени всех авторов. К сожалению, такие авторы будут получать значительно меньше. Когда РАО получает отчет, начинается поиск автора. Если поиск ни к чему не приводит, деньги хранятся три года в качестве “невостребованного гонорара”. Автор может в любое время прийти и получить их.