Лиса в курятнике: глобальная угроза.

23.06.2010

Пираты цифровой эры захватили мир. Включая самые отдаленные уголки.

“Нашим музыкантам очень трудно выжить. Оригинальные CD не покупают. Из-за пиратства фактически расхищаются музыкальные богатства, созданные жителями островов”, – жалуется Постоянный представитель при ЮНЕСКО крошечного карибского государства Сент-Китс и Невис (43 тыс. жителей) Давид Дойл.
Мирей Нтсама из Камеруна подтверждает: “Даже в африканской глубинке рынки наводнены импортной пиратской продукцией. Мы пустили лису в курятник и теперь не знаем, что делать”.
Президент греческой национальной организации по авторскому праву Дионисия Каллинику напоминает: “Проведенное в 2007 году Организацией экономического сотрудничества и развития исследование выявило, что ущерб от контрафактной продукции и пиратства присутствует во всем мире”.
Цифровая эра дала невиданную свободу обращения с информацией: получай, копируй, размножай, изменяй. Согласия авторов не спрашивают. Технологии меняются чуть ли не ежечасно. Поэтому проблема пиратства, в первую очередь в интернете, приобрела глобальный характер. Это констатировали практически все участники Межправительственного комитета по авторскому праву ЮНЕСКО, прошедшего недавно в Париже. В нем приняли участие 60 стран, в том числе и Россия.
Масштабы проблемы стали ясны из доклада, подготовленного к заседанию комитета Кембриджским университетом. Вот лишь один пример – только музыка и только в интернете. Число регулярных пользователей музыки в сетях P-to-P возросло с 18,9 млн в 2004 г. до 29,8 млн в 2009 г. Последствия? По оценке Международной торговой палаты, только из-за незаконного обмена файлами к 2015 г. европейские страны могут потерять 1,2 миллиона рабочих мест и 240 миллиардов евро.
На сегодня падение продаж компакт-дисков оказалось невозможным восполнить и доходами от “живых” выступлений, на что надеялось, например, большинство французских исполнителей. Прибыль приносили лишь крупные мероприятия. В 2009 г. более 60% сборов за публичные выступления обеспечили концерты нескольких признанных исполнителей, таких как Johnny Hallyday, Mylene Farmer и U2.
Ежегодный отчет Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC) подтверждает, что аналогичная тенденция наблюдается и в других странах. Генеральный директор CISAC Эрик Батист комментирует происходящее в цифровую эру: “При максимально свободном доступе к культурному наследию остается определенное неуважение к правам авторов. Странно, что люди, интересующиеся музыкой, не видят взаимосвязи между бесплатным доступом к произведениям и ущербом, который он наносит культурной сфере”.
Увы. Эта странность широко распространена. Участникам Межправительственного комитета по авторскому праву ЮНЕСКО были представлены данные социологов. По результатам исследования Nielsen лишь 25% итальянцев в возрасте от 14 лет готовы платить за фильмы, скачиваемые из интернета, и только 19% опрошенных – “против использования программ, позволяющих бесплатно скачивать то, что охраняется авторским правом”. В Великобритании более 85% респондентов в возрасте от 14 до 24 лет делали копии компакт-дисков для друзей, а более 60% загружали музыку через файлообменные сети. И это в Англии и Италии, спорящих о том, кто был родоначальником авторского права – сенат Венецианской республики в 1603 году или британский парламент в 1710! Наша же страна к Женевской конвенции по авторскому праву присоединилась лишь в… 1973 году. И поэтому вряд ли удивит то, что на вопрос социологов из Фонда общественного мнения, “соблюдаются ли в стране авторские права”, положительно ответили лишь 12% опрошенных россиян.
Так что проблема общая. Только вот решения могут быть разные. И порой не очень понятно, как выработать единое. Петя Тотчарова из Секретариата ЮНЕСКО даже говорила о замкнутом круге: “Трудно точно подсчитать объемы пиратства в интернете, поскольку отсутствуют методики оценки. Но как разработать методики, если даже нет единого определения пиратства. Поэтому статистический институт ЮНЕСКО пока не проводил и исследований в этой области. Чтобы продвинуться вперед, необходимо объединение статистики, сопоставление оценок и координация усилий всех”.
Делегация России на Межправительственном комитете – а наша страна была представлена Министерством культуры, Российским авторским обществом и Всероссийской организацией интеллектуальной собственности – предложила более конкретную модель действий. Минкульт призвал подумать о том, как предоставить пользователю интернета наиболее простой доступ к легальному контенту. А генеральный директор Российского авторского общества Сергей Федотов, отметив, что пиратство в Сети – одна из наиболее негативных тенденций и в будущем может серьезно осложнить охрану авторских прав, призвал сконцентрировать усилия ЮНЕСКО на создании эффективного механизма лицензирования в интернете и шире привлекать негосударственные организации к работе комитета, расширяя практику создания государственно-частных партнерств в области авторского права.
Федотов подчеркивает, что, если мы не хотим, чтобы Россия превратилась в лишенную собственной культуры “отсталую провинцию Рунет”, необходимо вводить лицензии. Российское авторское общество намерено бороться с музыкальным пиратством в интернете, инициируя создание специальной структуры, которая будет представлять всех правообладателей и выдавать разрешения на использование произведений в интернете. При этом в РАО, безусловно, понимают, что необходим разумный компромисс между охраной авторских прав и правами пользователей.
Во французской “Фигаро” после завершения работы Межправительственного комитета ЮНЕСКО было опубликовано мнение Сергея Федотова о докладе Кембриджского университета. “Равновесие снова восстановится, если будут учтены и справедливо соблюдены все интересы. При этом не следует отказываться от опробованных и испытанных принципов авторского права”. Сегодня стремление к достижению общественного компромисса в области авторского права становится одним из векторов в деятельности РАО. Общество даже готово внести предложения о соответствующих изменениях в Гражданский кодекс России. Что же касается вызовов, связанных с цифровым миром, то они, как говорится в докладе, “могут быть приняты без переоценки… существующей системы авторского права”.
Таких же подходов придерживаются и в Женеве. Здесь над проблемой пиратства в интернете работают в одном из наиболее авторитетных международных объединений – Всемирной организации интеллектуальной собственности. “Мы делаем упор на доступ к информации и знаниям. Исследования, просветительские компании, сопоставление национальных законодательств – ключевые направления нашей деятельности. Но главное для нас сегодня, – сообщил на Межправительственном комитете ЮНЕСКО представитель генерального директора ВОИС Пауло Ланьери, – попытка смоделировать глобальную авторскую лицензию, в частности, для музыкальных произведений, которая была бы применима и на онлайновом рынке. Она должна быть основана на национальных стратегиях и законодательстве в этой области. Проект лицензии мы планируем обсудить осенью 2010 года”.
«Известия» от 23. 06.2010 г.