Композитор Алексей Рыбников – о творчестве в период самоизоляции

07.07.2020

Профессия композитора требует уединения и самоизоляции, заявил вице-президент Авторского Совета РАО Алексей Рыбников в интервью изданию «Музыкальная жизнь». В рамках беседы народный артист Российской Федерации поделился мыслями о творчестве и своих проектах.

«Я всю жизнь провел в самоизоляции. Композитор – это такая профессия, что если не изолируешься от общества, то и ничего не напишешь», – сказал он.

Композитор рассказал об одном из последних значимых произведений – опере под рабочим названием «Живые картины времен Александра I и Наполеона», которую изначально планировалось назвать «Князь Андрей» или «Война и мир».

«Мы пробовали разные названия/…/. Окончательного решения я еще не принял, для меня это пока загадка. Так, впрочем, было и у Льва Николаевича Толстого – он мучился, перебирая варианты: и пословицу пробовал использовать, чего только не выдумывал… Конечно, все реагируют на название «Война и мир», и когда я говорю с моими европейскими партнерами об этом сочинении, они очень активно откликаются: «Да, “Война и мир” – это то, что нам интересно», – прокомментировал он, добавив, что роман Толстого неисчерпаем: «можно сочинить десять опер, и все будут разные».

По словам маэстро, при выборе сцен для либретто он следовал за Толстым, поэтому в опере представлены сцены в салоне мадам Шерер, битва при Аустерлице, действия в Отрадном, в частности, новогодний бал, на котором начинается история любви Наташи и Андрея.

«Далее мы попадаем в Отрадное, где дана экспозиция образа Наташи, и затем – новогодний бал, где показана вся история любви Наташи и Андрея. Следом – сцена в доме Ростовых, сватовство, отъезд Андрея, ожидание Наташи – на этом вопросительном знаке и заканчивается первый акт. Во втором действии – театр, Бородино, смерть Андрея. А заканчивается все, как у Толстого: Пьер приезжает к Наташе, и в конце – маленький сюрприз для зрителей», – пояснил композитор.

При этом опера прежде всего посвящена образу князя Андрея, подчеркнул Алексей Рыбников.

«Я отбирал эпизоды романа, работающие на образ князя Андрея: опера прежде всего про него и про любовь на фоне громадных катаклизмов. А из нового – добавлены документальные материалы: выдержки из дневников и текстов, которые писал Наполеон, а также манифест Александра I и его речь на площади в Париже в момент въезда русских войск» – отметил маэстро.

Говоря о работе в период карантина, Алексей Рыбников отметил, что считает это время крайне продуктивным.

«Я стал ценить сосредоточенность. Ведь как бывает: звонок, отвлекся, поехал на встречу, а потом приходится настраиваться заново. А тут никто мне не мешал, я творил запоем и получал большое удовольствие. Чем я занимался? Начал писать новое сочинение по просьбе одного из наших выдающихся музыкантов. Работал над партитурой оперы. И записал демо-версию «Войны и мира», где партии всех персонажей спел самостоятельно. Эта версия необходима как отправная точка для работы с актерами и творческой группой», – поделился артист.

С полным интервью можно ознакомиться по ссылке.