Алексей Рыбников рассказал о работе над своими фильмами

25.11.2019

На киностудии «Мосфильм» завершилась работа над звуковым оформлением кинокартин «Дух Соноры», «Литургия оглашенных» и «Потерянный». Вице-президент Авторского Совета РАО Алексей Рыбников выступил не только генеральным продюсером, но и автором сценария, режиссером-постановщиком и композитором трех картин. Производством кинолент занималась созданная им в 1987 году компания «Современная опера».

Алексей Рыбников – известный композитор кино и театра. Он написал саундтреки к более чем ста фильмам и сериалам, в числе которых «Тот самый Мюнхгаузен», «Вам и не снилось…», «Юнона и Авось», «Дело о «Мертвых душах» и многие другие.

Как рассказал Алексей Львович, сейчас его команда готовит фильмы «Дух Соноры» и «Литургия оглашенных» к выходу в прокат. Но показы состоятся не в кинотеатрах, а в театрах с живым оркестровым и хоровым музыкальным сопровождением. По словам композитора, в России такой формат будет представлен впервые, поэтому для осуществления идеи необходимо тщательно продумать все технические аспекты.

Маэстро добавил, что на данный момент ведутся переговоры с различными театрами о возможностях проката игровых полнометражных фильмов.

«У нас уже была договоренность с Мариинским театром, но там мы не успели подготовить всю необходимую для проката аппаратуру. В концертных залах и в обычных драматических театрах просто нет достаточно мощных проекторов, чтобы показывать кино в хорошем качестве. Мы должны обеспечить все необходимое для этого техническое оснащение», – сказал он.

По мнению композитора, в России не принято «прокатывать» фильмы в театрах и концертных залах.

«Невозможно себе представить, что, например, в Большом зале Московской консерватории покажут детектив или блокбастер. О наших фильмах можно сказать, что они рассчитаны именно на театральную публику и будут лучше восприниматься не в обычном кинотеатре, а в театре или в концертном зале. Это музыкальные картины: «Дух Соноры» и «Литургия оглашенных» – фильмы-оперы, а «Потерянный» – фильм с большим количеством балетных сцен», – подчеркнул Алексей Рыбников.

Действие фильма «Дух Соноры» разворачивается в Мексике и Калифорнии (США) в середине XIX века. Это история мексиканского бандита Хоакина Мурьеты по мотивам рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», которая была поставлена в театре Ленком в 1976 году. Спектакль приобрел огромную популярность – он шел на сцене Ленкома 17 сезонов и был показан 1050 раз.

«Это была очень популярная рок-опера, а пластинки с ее записью были проданы тиражом два миллиона экземпляров. Спектакль снискал большую любовь у зрителей, чья молодость пришлась на конец 1970-х – начало 1980-х годов», – отметил Алексей Рыбников.

Фильм «Литургия оглашенных» повествует о событиях середины XX века. Главный герой – заключенный ГУЛАГа.

«Хочу отметить, что это картина не про ужасы ГУЛАГа, а про духовные озарения главного героя, которому довелось в своих видениях погрузиться в ад и подняться в рай. В картине присутствуют образы духовного возрождения и библейские мотивы, например, распятие Христа на Голгофе», – объяснил Алексей Львович.

В фильме «Потерянный» действие развивается в наше время. Это история кинорежиссера, который снимал блокбастеры, детективы и сериалы, но в какой-то момент ему все это надоело. В работе над коммерческой развлекательной продукцией он не может выразить свои мысли и духовные потребности. Он решает снять экспериментальный фильм, где игровое кино сочеталось бы с балетом. Режиссер ищет средства на работу над проектом, но не находит их ни у частных продюсеров, которые раньше щедро финансировали коммерческую продукцию, ни у государства. Кроме того, его предают все друзья. Проект главного героя так и остается мечтой.

«Это три века, три совершенно разные истории. Но все эти фильмы объединяет характер философской притчи. Даже фильм про бандита Хоакина Мурьету – тоже философская притча. Во всех этих картинах есть большая доля условности и театральности, так как музыкальный фильм без этого невозможен», – убежден Алексей Рыбников.

По словам Алексея Рыбникова, его фильмы ничуть не похожи на телеспектакли, по своему масштабу они полностью соответствуют стандартам полнометражного игрового кино.

«Мы снимали и на натуре, и на Chroma Key (хромакей) в павильоне. Были и сложнопостановочные эпизоды, например, создание пейзажей Мексики и США в кадре. Мы вложили много труда и души в создание этих картин, и было бы очень обидно выпустить их в кинотеатральный прокат всего на один месяц, а затем транслировать по телевидению и в Интернете. У театрального проката другой принцип: показы будут проводиться несколько лет, подобно тому, как успешный спектакль зачастую ставится на сцене несколько десятилетий. Подобный проект, на мой взгляд, интересен и с художественной, и с коммерческой точки зрения».

В заключение Алексей Рыбников отметил, что в целом создавать музыкальные фильмы крайне непросто. Маэстро обратил внимание, что старался сделать музыку в своих фильмах «организующим и формообразующим началом».

«Мы отталкиваемся от музыки, именно ей подчинены драматургия и изобразительный ряд. Это особый жанр», – подвел итог композитор.

Источник новости