Народному артисту России, композитору Александру Зацепину исполнилось 90 лет!

10.03.2016

10 марта отмечает юбилей Народный артист России, член Российского Авторского Общества, композитор Александр Сергеевич Зацепин

С 90-летием композитора поздравил Президент России Владимир Путин.
«Талантливый композитор и музыкант, яркая творческая личность, своими замечательными произведениями Вы обогатили отечественную культуру и уже много лет дарите людям хорошую музыку и радость от встречи с настоящим искусством», — говорится в поздравительной телеграмме Президента.

Премьер-министр Дмитрий Медведев в своем поздравлении отметил: «Вас, талантливого композитора, светлого, жизнерадостного человека любят миллионы людей. И это неудивительно, ведь Вы автор проникновенных лирических мелодий и песен, которые узнаваемы с самых первых нот, близки и понятны каждому…».

Будущий композитор родился 10 марта 1926 года в Новосибирске, в семье известного в городе хирурга и учительницы русского языка и литературы. Родители отдали мальчика учиться в музыкальную школу, а в старших классах он окончил курсы киномехаников и трактористов. Всерьез занимаясь акробатикой, будущий композитор однажды чуть было не связал свою жизнь с цирком. Втайне от родителей он перестал ходить в школу и отправился в цирк устраиваться на работу. Однако мама все-таки успела побывать там раньше и уговорила не брать сына, так как ему, по крайней мере, необходимо окончить школу.

Окончив среднюю школу, он поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта, но в марте 1945 года Зацепина отчислили из вуза и призвали в армию. Будучи на военной службе, он самостоятельно освоил игру на нескольких инструментах и в итоге попал в Новосибирский армейский ансамбль песни и пляски.

После увольнения в запас в 1947 году музыканта пригласили в Новосибирскую филармонию, начались гастроли. В Алма-Ате Зацепин решил подать документы в музучилище, но ему порекомендовали сразу поступать в консерваторию. И, действительно, приняли на фортепианное отделение, а на будущий год — и на композиторское к известному ленинградскому педагогу профессору Евгению Брусиловскому, оставшемуся в Алма-Ате после эвакуации во время войны.

Дипломной работой Зацепина стал балет в трех актах «Старик Хоттабыч», который поставили в Алма-Атинском театре оперы и балета и который долгие годы успешно в нем шел. В том же 1956 году Зацепин написал музыку к фильму «Наш милый доктор» режиссера Шакена Айманова.
Записывали ее с оркестром знаменитого Виктора Кнушевицкого, приходилось часто приезжать в Москву. В результате Зацепин решил с семьей перебраться в столицу.

С работой складывалось не очень гладко, но тут вмешался случай. Режиссер Леонид Гайдай как раз начинал работу над «Операцией “Ы” и другими приключениями Шурика»… Ему порекомендовали Зацепина. Музыка получилась интересной, режиссер и зрители остались довольны.

Затем Гайдай готовился снимать «Кавказскую пленницу». Зацепин написал песню, Гайдай ее послушал и принял, но начал показывать всем, кому только мог. Потом он сказал композитору: «Знаешь, одним она нравится, другим — нет. Пятьдесят на пятьдесят. Это очень плохо. Мне нужна песня, чтобы пели ее на улице. Не по радио, а на улице! Чтобы народ шел и пел».

Зацепин выслушал и вздохнул: «Это очень трудно. Потому что никто не знает, будут ее петь или нет. Дунаевский делал по пять—десять вариантов и не был уверен, какой из них запоется… Но я все же попробую». Композитор понимал, что пятьдесят на пятьдесят означало провал, и Гайдай расстроен не менее серьезно, чем настроен. На следующий день Зацепин уже сидел за роялем в доме творчества и с утра до вечера сочинял новую музыку. Из шести вариантов он выбрал три и отослал Гайдаю в Алушту, где шли съемки. Среди трех выделил песенку про медведей. Гайдай ответил быстро: «Получил твою песню. Так, ничего. Но, думаю, популярной она не будет. Пожалуй, надо приглашать другого композитора».

Написав заявление: «Прошу освободить меня от картины, так как моя работа не удовлетворяет режиссера, а я ничего лучше сделать не в состоянии», — Зацепин пришел к И.А. Пырьеву, худруку «Мосфильма». Пырьев еще после «Операции «Ы» сказал Гайдаю: «Вам надо работать вместе». А теперь, узнав о положении дел, стукнул кулаком по столу и строго спросил: «Где Гайдай?!» «В Алуште», — сказал Зацепин. «А вы почему здесь?! Срочно езжайте туда! Что это такое — режиссер там, композитор здесь?!» — с этими словами Пырьев разорвал заявление.

И Зацепин уехал в Алушту. Встречали его актеры, напевающие припев новой песни. «Нам очень нравится твоя мелодия,— сказали они,— мы ее сразу запомнили и вот поем!». Вскоре приехали сценаристы и тоже подхватили припев. «Это только вы поете, — упрямо говорил Гайдай, — а народ петь не будет!» И хлопал дверью. Но потом все же сказал: «Ладно. Записывайте. Но меня вы не убедили».

Когда картина вышла на экраны, пластинка, где была эта песня, получила самый большой тираж года. Аида Ведищева, исполнявшая ее в фильме, уехала с ней в Сопот на фестиваль. Опасения Гайдая не сбылись. «Все, — однажды сказал он Зацепину, — сдаюсь. Сегодня на улице слышал. Запоминается…».

В дальнейшем практически все фильмы Гайдая выходили с музыкой Александра Сергеевича. Эти картины стали классикой. И «Кавказская пленница», и «Бриллиантовая рука», и «Иван Васильевич меняет профессию», и «Спортлото-82»… «Песенку про медведей», «Песню про зайцев» и «Остров невезения» пела вся страна.

С 1965 года Александр Зацепин работал вместе с Леонидом Дербенёвым. Вместе они написали более 100 песен. Их сотрудничество продолжалось до самой смерти поэта в 1995 году.

В середине 1970-х Зацепин познакомился с Аллой Пугачёвой. К тому времени композитор, увлеченный радиолюбитель, построил собственную студию звукозаписи, где были записаны и аранжированы многие популярные песни певицы.

В 1978 году вышел фильм «31 июня», ставший значительным творческим успехом Зацепина. Песни из фильма обрели большую популярность. Революционно (для того времени) аранжированная мелодичная музыка была снова записана на квартире автора.

В творческом багаже композитора 100 фильмов (художественных, мультипликационных, документальных) и более 300 песен, романсы, мюзиклы, музыка к спектаклям, инструментальные произведения.

Музыка Зацепина звучит в таких известных картинах, как «Двенадцать стульев», «Не может быть!», «Капитан Немо», «31 июня», «За спичками», «Петля Ориона», «Душа», «Где находится нофелет?», «Артистка из Грибова», «Частный детектив, или Операция “Кооперация”», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди», «Казус Бэлли», мультипликационных фильмах «Фильм, фильм, фильм», «Ну, погоди!» (2-я серия), «Тайна третьей планеты» и многих других.

Почти все песни, написанные Александром Зацепиным в разные годы, сразу становились шлягерами.

Зацепин-3

Из архива РАО

Материалы по теме:

Александр Зацепин

Путин поздравил композитора Зацепина с 90-летним юбилеем

Есть только миг! // Смена. 1983. № 10. С. 18