Вестник Департамента международных связей № 65

03.03.2014

Рекордные сборы авторского вознаграждения CISAC

Международная конфедерация обществ авторов и композиторов (CISAC) обнародовала ежегодное исследование международных сборов авторского вознаграждения за 2012 г. Основу материала составили данные о сборах авторского вознаграждения по всем направлениям творчества, полученные от 227 авторских обществ из 120 стран мира.

В 2012 г. сборы авторских обществ достигли нового рекордного уровня 7,8 млрд. евро и выросли по сравнению с 2011 г. на 2%. Этот рост соответствует росту глобального ВВП, который, по сообщению Мирового банка, достиг 2,2%.

Ключевые показатели мировых сборов в 2012 году:
– 7,8 млрд. евро – общие сборы обществ-членов CISAC;
– +2% – годовой прирост сборов (в евро);
– 58,8% сборов было выполнено на территории Европы (4.6 млрд. евро);
– 87% сборов пришлось на музыкальный репертуар;
– 75% составили сборы за публичное исполнение музыкальных произведений;
– 4% составили сборы за «цифру» (301 млн. евро);
– -5,1% – падение сборов за механическое воспроизведение.

Европа продолжает сохранять лидирующие позиции по мировым сборам – 59% от всех мировых сборов авторского вознаграждения. Азиатско-Тихоокеанский регион стоит на втором месте со сборами в 18,6% и демонстрирует рост на 2 пункта по сравнению с показателями прошлого года. Его доля в общей массе сборов впервые превысила долю американо-канадского региона (сборы которого снизились на 1,5 пункта и составили 16,4%). Порядка 87% от общей суммы мировых сборов (6,8 млрд. евро) было получено за использование музыкального репертуара. «Это показатель доверия музыкального сектора к институту коллективного управления, в отличие от остальных секторов, где большинство использований обговаривается и лицензируется непосредственно самим автором, продюсером или издателем», – комментирует генеральный директор CISAC Оливье Хинневинкель.

Авторское вознаграждение за публичное исполнение / сообщение для всеобщего сведения продолжает расти, демонстрируя 3,3 % рост (5,9 млрд. евро). Его доля в общей сумме сборов составила 75%. Такой рост обусловлен ростом показателей в Азиатско-тихоокеанском (доля которого в общемировом росте сборов за публичное исполнение составила практически 50%, а прирост сборов в самом регионе составил 11,4%) и Латиноамериканском (+7%) регионах.

Сборы за воспроизведение музыкальных произведений в механической записи продолжают свое падение и приблизились к отметке 1,37 млрд. евро (на 5,1% меньше, чем в 2011г.). В настоящее время их доля в мировых сборах составляет 17,5% по сравнению с 20% двумя годами ранее. Такой спад обусловлен снижением продаж музыки на физических носителях, в частности, в американо-канадском регионе этот вид роялти составил не более 3% от общемировых сборов.

Сборы за цифровое использование продолжают расти (+7%). В 2012 г. они достигли суммы в 301 млн. евро и составили 4% от суммы общих сборов. Рост данного сектора в основном обеспечили крупнейшие европейские рынки (в Европе сборы за использование музыки в цифровом виде выросли на 17%), но этот показатель был полностью нивелирован 17% спадом сборов за «цифру» в американо-канадском регионе, где основные издательские компании отказались от коллективного управлению в пользу моделей прямого лицензирования с крупными цифровыми музыкальными сервисами.

«2012 год оставил большой запас для роста сборов за цифровое использование музыкальных произведений. Несмотря на постоянный рост числа прямых лицензионных соглашений, общества по коллективному управлению правами начинают играть главную роль в обеспечении доступа цифровых сервисов к авторским правам по справедливой цене», – заявил Оливье Хинневинкель. (www.cisac.org, 30.01.2014)

 

Польский ZAIKS хочет обложить налогом цифровые устройства

Польское авторское общество ZAIKS намерено расширить сферу охвата «пиратского налога» путем включения в перечень устройств, облагаемых сбором за частное копирование, смартфонов и планшетов. Данная «пошлина» в настоящее время применяется Министерством культуры Польши к МР3-плеерам и варьируется от 0,05% до 3% в зависимости от розничной цены устройства. ZAIKS высказывает мнение, что расширение списка облагаемых сбором устройств не должно приводить к увеличению розничной цены для потребителя. Министерство культуры в настоящее время проводит консультации по вопросу расширения перечня устройств, подлежащих обложению этим сбором. В 2011 г. в Польше за частное копирование было взыскано всего 1,7 млн. евро, тогда как во Франции – 192,8 млн. евро. (HotMoney.pl, 03.02. 2014)

 

Болгарские операторы кабельного ТВ 3 года не соблюдают обязательства

«Болгарские компании-операторы кабельного телевидения используют ситуацию с затяжными переговорами с Musicautor по спорному пункту «Закона о Радио и ТВ» и тем самым не выполняют свои обязательства», – заявил генеральный директор болгарского авторского общества Musicautor Иван Димитров.

По его словам, ситуация остается неизменной уже 3 года. Димитров заявил, что существует законопроект по созданию отдельного органа, который бы занимался вопросами авторского права, однако этот проект на данный момент застыл в мертвой точке. (FOCUS News Agency, 23.01.2014)

 

SОСАN ожидает рекордных результатов за 2013 год

Прогнозируя результаты 2013 финансового года, канадское авторское общество SOCAN заявляет, что сборы авторского вознаграждения для членов общества составят около 276 млн. долл., что на 9% больше, чем в 2012 г. Поступления от иностранных обществ выросли на 8% и составили 51 млн. долл., тогда как поступления от потоковых интернет-сервисов достигли 3,2 млн. долл. В 2013 г. между членами общества были распределены рекордные 240 млн. долл.

В 2013 г. количество членов общества превысило отметку в 120 тысяч. Также SOCAN заявил, что по состоянию на 2013 г. общество выдало лицензии на воспроизведение музыки 125 тыс. субъектам предпринимательской деятельности. (Newsire.ca, 31.01.2014)

 

Рекордное распределение вознаграждения за смежные права в Австралии

Австралийская компания, представляющая интересы звукозаписывающих компаний и исполнителей, PPCA, лицензирующая 55 тыс. субъектов предпринимательской деятельности, сообщила о сборе рекордной суммы вознаграждения в 2013 г. в размере 33,6 млн. австралийских долларов, что на 16 % больше, чем в 2012 г. Ранее в 2013 г. суд вынес решение в пользу РРСА о том, что коммерческие радиостанции обязаны выплачивать вознаграждение за одновременное потоковое вещание музыки в интернете. (Music & Copyright, 22.02.2014)

 

Партнерство STIM & Kobalt заключает крупное лицензионное соглашение

Не прошло и года, как Kobalt STIM Aggregated Rights AB – товарищеское партнерство музыкального сервис-провайдера Kobalt Music Group Ltd. (Kobalt) и шведского авторского общества STIM заключили соглашения с основными музыкальными компаниями, включая iTunes, Spotify, Youtube, Google, Amazon, Napster и Vevo.

В марте 2013 г. STIM и Kobalt запустили для территории Европы новое решение, основанное на принципе одного окна, для лицензирования мультитерриториальных сервис-провайдеров цифровой музыки. Партнерство доказало, что может проводить лицензирование на цифровых рынках быстрее, чем какой-либо иной лицензионный сервис, уже заключив договоры с большинством представителей европейского рынка онлайн-музыки.

Получив простую лицензию, основные музыкальные цифровые сервисы, подписавшие соглашение, получили права на онлайн использование всего репертуара Kobalt на территории Европы, что составляет более 300 тыс. песен, включая некоторые хиты, востребованные за пределами Европы. (Mi2n.com, 02.01.2014)

 

Верховный суд Австрии вновь рассмотрел дело о частном копировании

После затяжных противоречивых решений, австрийский верховный суд вынес решение в пользу взимания сбора с накопителей на жестких дисках. Спор начался несколько лет назад между Hewlett Packard (HP) и Обществом по защите прав на механическое воспроизведение Austro Mechana, который HP выиграло в 2011 г., однако в самом начале 2012 г. это судебное решение было пересмотрено. В своем окончательном решении суд, приняв во внимание значимость потери вознаграждения для авторов, постановил, что для отмены этого сбора нет достаточных оснований. (WienerZeitnug.at, 18.01.2014)

 

Музыкальный рынок в 2013 году

США: сокращение продаж цифровой музыки в 2013 г.

По данным информационной системы по отслеживанию музыкальных продаж Soundscan, в 2013 г. продажи цифровых композиций упали на 5,7%, цифровых альбомов – на 5,7%. Общий объем продаж альбомов упал на 8,4%, альбомов на CD – на 14,5%. Продажи виниловых записей возросли с 4,55 млн. штук до 6 млн. (Billboard.com, 03.02.2014).

Великобритания: потоковые сервисы сделали стремительный рывок, а продажи альбомов и синглов упали.

По данным исследования торгового совета музыкальной индустрии Великобритании BPI, общая стоимость британской музыкальной индустрии в 2013 г. упала на 0,5%, что составило 1,04 млрд. фунтов. Общие продажи альбомов сократились на 6,4%, синглов – на 3,4%. Продажи альбомов на CD упали на 12,8%, продажи винила выросли на 101%. На сегодняшний день доля потоковых сервисов от общего объема рынка составляет 10% (прогнозируемый рост – 33%). (MusicWeek.com, 01.01.2014).

Германия: в 2013 г. рост музыкального рынка составил 1,5% после пятнадцатилетнего спада.

В 2013 г. общая прибыль германского музыкального рынка составила 1,45 млрд. евро. Продажи цифровой музыки выросли на 12%, продажи музыки на носителях упали на 2%. (MusicWeek.com, 22.01.2014)

Швеция: рост продаж музыки благодаря Spotify.

Общий рост продаж музыки в 2013 г. составил 5%. Продажи CD упали на 30%, цифровые загрузки упали на 22,5%. Доход от потоковых сервисов вырос на 30,3% и составил порядка 71% от общего объема продаж всей музыки. (DigitalMusicNews.com, 28.01.2014)

Норвегия: в 2013 г. доходы от реализации музыки выросли на 11% благодаря росту поступлений от потоковых сервисов.

Общий рост музыкального рынка в 2013 г. составил 11% и достиг уровня 603 млн. норвежских крон, доля потоковых сервисов в нем составила 65%. Общая картина рынка фонограмм выглядит следующим образом: доходы от потоковых сервисов составляют около 60% рынка, все цифровые сервисы – около 40%, физические носители – всего 12,4%. (CompleteMusicUpdate.com, 16.01.2014)