Вестник Управления международных связей № 71

08.11.2017

Краткие новости о деятельности иностранных авторских обществ (по материалам зарубежной прессы)

 

Французский стартап Soundcharts разрабатывает приложение, которое позволит отслеживать, какие произведения используют радиостанции по всему миру, какая музыка популярна в Spotify, а также решать иные схожие задачи. В настоящий момент компании Alven Capital, Kima Ventures и Global Founders Capital инвестировали в разработки Soundcharts 3.1 миллиона долларов.

Многие крупные лейблы вкладывают деньги в аналогичные компании. Так, например, чтобы получить доступ к данным о произведениях, используемых на радио, они выплачивают огромные суммы Nielsen.

Идея Soundcharts состоит в том, чтобы измерить уровень популярности проигрываемой музыки, получив при этом как можно больше информации. Сейчас большинство пользователей ищут новую музыку не на радио, а подписываются на популярные плей-листы в Spotify, на страницы известных исполнителей в Facebook и т.п.

Чтобы быть впереди, обычного мониторинга эфира уже недостаточно. «Мы хотим стать Блумбергом в сфере музыки», – заявил основатель и генеральный директор компании Дэвид Вайсфельд.

Soundcharts установил сервера по всему миру, которые фиксируют эфиры сотен радиостанций одновременно. Устройства используют технологии распознавания музыки, схожие с Shazam, для преобразования аудио сигнала в структурированные данные. Таким образом, с помощью поиска по стране, названию радиостанции, имени исполнителя, названию песни, можно отследить, где и что исполняется. Можно узнать, какую музыку используют конкуренты, насколько она популярна и многое другое. Это отличный инструмент для составителей программ музыкальных фестивалей.

Для отслеживания различных плей-листов и их обновлений Soundcharts использует программный интерфейс Spotify. Например, если шотландская группа Chvrches добавляет песню в официальный плей-лист на Spotify, то Soundcharts фиксирует это. Если вам нужно отследить общие тренды, то сервис покажет вам рост популярности произведений.

Также Soundcharts отслеживает «лайки» в Facebook, дает разбивку по странам и предоставляет данные об изменении популярности песен. Существует множество сервисов, анализирующих социальные сети, но Soundcharts вполне может стать приложением, работающим по принципу «одного окна». Весь объем данных доступен для любого пользователя.

На данный момент на сервис уже подписаны 250 компаний, включая Universal Music, Sony Music и Warner Music, а также независимые лейблы, издательства и управляющие компании. (techcrunch.com, 12.09.2017)

 

Новая – старая система частного копирования в Испании

1 августа 2017 года в Испании вступил в силу королевский указ о сборах вознаграждения за частное копирование. В соответствии с ним обязанность по выплате отчислений была вновь возложена на дистрибьюторов оборудования.

Указ отменил предыдущую систему, при которой сбор за частное копирование выплачивался из государственного бюджета Испании. Результаты ее работы оказались катастрофическими для индустрии, т.к. сборы упали до рекордно низкой отметки в 5 миллионов Евро в год.

В настоящее время размер сбора составит: за смартфоны – 1,1 Евро; за USB и жесткие диски – 24 евро-цента; за планшетные компьютеры – 3,15 Евро; за звуковые и видео-плееры – 5,45 Евро; за иные плееры – 6,45 Евро.

Правообладатели поддержали эти изменения. Они уверены, что новый закон приведет к увеличению выплат авторам. (Independent Music Publishers Forum, Информационный бюллетень, Выпуск 10, 18.09.2017)

 

Новое исследование CISAC о роли частного копирования в жизни автора

По данным исследования Международной конфедерации обществ авторов и композиторов CISAC мировые сборы за частное копирование в 2016 г. достигли рекордного уровня в 374 млн. евро (414 млн. долл.), но при этом сохранили потенциал для роста. Сборы за частное копирование 2016 года почти в 2 раза превысили показатели 2012 г.

По данным CISAC частное копирование становится существенным источником дохода для авторов. Вознаграждение взимается с чистых носителей и записывающих устройств, сборы осуществляют авторские общества, иногда при поддержке национального правительства или таможни.

Данный вид сборов особенно важен для развивающихся стран, где авторы сталкиваются со слабой системой защиты прав, а музыка на физических носителях превалирует. Как показывает исследование, только в 74 странах мира законодательство признает право на вознаграждение за частное копирование, и среди этого числа только 38 стран имеют эффективную систему сборов.

Исследование затронуло законы 191 страны 5 континентов и обращает внимание на слабое развитие системы сборов вознаграждения за частное копирование в Африке, Латинской Америке и Азии. (cisac.org, 25.10.2017)

 

Китай улучшает систему защиты интеллектуальной собственности

Музыкальная индустрия КНР развивается семимильными шагами. В прошлом году объемы потокового вещания музыки (стриминг) выросли на 30,6%, а доход от него – на 20,3%. Это заставило крупные китайские платформы задуматься о борьбе с онлайн-пиратством. Ожидается, что музыкальные сервисы на основе подписки будут набирать популярность среди китайской молодежи, хотя, как и в других странах, для старшего поколения пиратский доступ останется более удобным видом обращения к контенту. Несмотря на то, что китайские технические корпорации являются ярыми адептами авторского права, они постоянно соперничают за получение исключительных прав на произведения, и вытесняют с рынка мелких игроков. Такая ситуация вызвала озабоченность у Государственной администрации Китая по вопросам прессы, публикаций, радио, кино и телевидения.

На прошлой неделе регулятор провел совещание с руководителями китайских платформ и звукозаписывающих компаний, в ходе которого было рекомендовано прекратить практику заключения договоров о передаче прав на исключительной основе, т.к. это с одной стороны приводит к завышению цен на лицензионную продукцию, а с другой – к росту пользования пиратским контентом. Сразу после совещания компании Alibaba (онлайн интернет-коммерция) и Tencent (телекоммуникационная компания) объявили о готовности «поделиться» друг с другом правами, полученными от таких крупнейших мировых издательств, как Sony, Universal и Warner. Это решение должно повысить монетизацию использования музыки в Китае.

Еще одним признаком того, что страна встала на путь внедрения международных норм авторского права, является создание первого Суда по киберпространству в Ханчжоу. Суд будет заниматься в том числе и спорами по авторскому праву в сфере онлайн. (Independent Music Publishers Forum, Newsletter, Issue 10, 18.09.2017)

 

Обострение спора вокруг выплат Spotify

Вновь обострился спор относительно выплаты сервисом Spotify авторского вознаграждения по механическим правам за стриминговые трансляции на территории США. После нескольких судебных разбирательств сотни исполнителей и авторов песен подписали судебное возражение против предложенной сервисом Spotify суммы выплат в размере 43 миллионов долларов.

“Мировое соглашение ущемляет в правах его участников, как своей формой, так и содержанием, поскольку не предоставляет правообладателям инструментов контроля за его исполнением. Сумма выплат также является заниженной, поскольку Spotify продолжает сознательно нарушать авторские права на музыкальные произведения”, – говорится в заявлении.

Среди исполнителей, отказавшихся подписать мировое соглашение, значатся Том Перри, Зак де ла Роха и Том Морелло из группы Rage Against The Machine, а также Кенни Роджерс. (ICMP Global briefing, 18.09.2017)

 

Шведский сервис Auddly расширяет клиентскую базу

Представители шведской платформы по управлению данными о песнях Auddly объявили о начале сотрудничества с обществами по коллективному управлению авторскими правами PRS for Music (Великобритания) и ASCAP (США). Целью партнерства станет корректировка неполных или взаимоисключающих метаданных.

Глава компании Auddly Никлас Молиндер заявил: «Мы рады продолжению сотрудничества с лидирующими авторскими организациями, поскольку число выдающихся исполнителей постоянно растет, и мы с уверенностью смотрим в будущее. Мы надеемся на устойчивое развитие музыкальной индустрии и продолжим работать в интересах авторов». (ICMP Global briefing, 18.09.2017)

 

BMI сообщает о рекордном уровне сборов

Третий год подряд американское авторское общество BMI бьет свой собственный рекорд по сборам. В 2017 отчетном году этот показатель составил 1,13 млрд. долл. По данным BMI, сумма распределенного авторского вознаграждения в пользу авторов текстов, композиторов и издателей составила 1,023 млрд. долл., что на 10% больше, чем в 2016 г. (ICMP Global briefing, 18.09.2017)
 

ADAGP занялся отслеживанием сделок по продаже произведений искусства

28 сентября 2017 года в Национальном институте искусств французское общество по защите прав авторов графического и изобразительного искусства ADAGP провело конференцию «История сделок по продаже произведений искусства или сила их истории».

В рамках мероприятия было организовано два круглых стола: «Отслеживание сделок, как гарантия защиты авторских прав на произведение искусства в эпоху цифровых технологий», «Отслеживание сделок – достойная материальная гарантия для произведений на рынке искусства и музейных учреждений».

В конференции приняли участие: профессор права французского университета Ренн-1 Александр Бенсамун, профессора права Университета Париж-юг Франсуаза Лабарт, художники, ученые, владельцы галерей, юристы, политики, философы и музейные эксперты. Обсуждение касалось общих вопросов о месте культуры в общественной жизни, о сложной взаимосвязи, существующей между художником и его произведением.

Что такое «отслеживание произведений искусства»

Современные словари дают следующее толкование термину «отслеживание» – это возможность проследить за продуктом на разных стадиях его создания, трансформации и коммерциализации, особенно в пищевой промышленности» (словарь «Ларусс»).

Практика отслеживания сделок по продаже произведений позволяет проследить историю того или иного произведения, от его создания до последующих перепродаж. Также можно установить факты перемещений произведения искусства, в том числе и в рамках музейных учреждений. (Adagp.fr, 05.10.2017)