Вестник Департамента международных связей № 54

10.02.2011

Ежегодный отчет IFPI

20 января 2011 г. Международная федерация фонографической индустрии (IFPI) опубликовала очередной ежегодный отчет по итогам реализации музыкальных произведений в цифровом виде (Digital Music Report 2011). Согласно Отчету, поступления от продаж цифровой музыки в мире в 2010 г. выросли на 6% и достигли $4,6 млрд. Это составило 29% от общей суммы доходов музыкальной индустрии (2009 г. – 25%). Сейчас в мире действует около 400 платформ, предлагающих легальный доступ к цифровому музыкальному контенту. Их репертуар насчитывает примерно 13 млн. записей. (siae.it, 21.01.2011; dirittodatore.it, 21.01.2011) 
Рост легального скачивания во Франции
После принятия во Франции в прошлом году закона “Творчество и Интернет” в стране растет объем легального скачивания музыкальных произведений. Согласно опросу института изучения общественного мнения GfK 43% французских Интернет-пользователей для скачивания музыкальных произведений пользуются услугами официальных Интернет-магазинов. Книги из Интернета скачивает лишь 10% опрошенных. Причем в большинстве случаев речь идет о бесплатном доступе.
Большинство французов скачивает видео с бесплатных сайтов, таких как YouTube. Однако, популярность сайтов, транслирующих видео в стриминговом режиме, за год возросла с 33% до 51%. Тем не менее, отношение французов к самому закону остается “неоднозначным”: 47% опрошенных считают его бесполезным, и лишь 14% признают его “разубеждающий эффект”. (siae.it, 19.01.2011; acam.es, 04.01.2011) 
Защита авторских прав в интернете во Франции
Верховный орган Франции по распространению произведений и защите прав в сети Интернет (Hadopi) приступил к 2-му этапу реализации мер против пиратства в интернете.
Первый этап выполнения требований закона “О распространии произведений и защите прав в сети Интернет”, который начался в конце 2010 г., предусматривал рассылку нарушителям по электронной почте требований о прекращении незаконной деятельности. Всего с октября 2010 г. было разослано 70 тыс. требований (около 2 тыс. в день). Второй этап включает в себя начало уголовного преследования правонарушителей. Электронные письма будут прикрепляться к делу в качестве одного из доказательств вины. (Le Monde, 12.01.2011) 
BMI запускает сервис по регистрации “живых” выступлений
Американское авторское общество BMI запустило на своем сайте новый сервис Live, который поможет малоизвестным авторам и исполнителям отслеживать и фиксировать “живые” выступления, в ходе которых были исполнены их произведения. Сервис BMI Live позволяет регистрировать “живое” исполнение произведения, состоявшееся за 6 месяцев до момента обращения к услугам сервиса, и учесть их при расчете роялти.
Выплату роялти за произведения, исполненные во второй половине 2010 г., BMI планирует начать летом 2011 г. Сервис BMI Live предназначен для новых, малоизвестных авторов, чьи произведения исполняются на небольших площадках. (American Songwriter.com, 12.01.2011) 
С канадских авторских обществ сняты обвинения
Два канадских авторских общества были освобождены от ответственности по делу, возбужденному против 4 крупнейших звукозаписывающих компаний, по инициативе правопреемника джазового музыканта Чета Бейкера (Chet Baker). Как следует из судебного решения, общества CMRA и SODRAC теперь выступят в качестве гарантов мирового соглашения, заключенного с EMI Music Canada, Sony Music Canada, Universal Music Canada и Warner Music Canada.
За нарушение авторских прав и отсутствие причитающегося правообладателям роялти компании обязаны выплатить $ 48млн. Всего, без лицензии и без выплат роялти, звукозаписывающие фирмы продали свыше 300 тыс. музыкальных дисков. (Billboard.biz, 11.01.2011) 
Китай заявляет об успехе кампании по борьбе с пиратством
Осенью 2010 г. китайские власти объявили о начале кампании по борьбе с пиратством, а на этой неделе отчитались о ее результатах. За это время было возбуждено свыше 2 тыс. дел, общая сумма исков по которым составила более $248 млн., в том числе по обвинениям в нарушении прав интеллектуальной собственности. Арестовано около 4 тыс. человек.
По данным Международного Альянса Интеллектуальной Собственности (International Intellectual Property Alliance), представляющего интересы ряда американских правообладателей, потери американских компаний от пиратства в Китае в 2009 г. составили $3,5 млрд. По сообщению журнала Musicweek, более 200 веб-сайтов получили от китайских властей требование удалить нелегальный музыкальный и видео контент. (Billboard.biz, 11.01.2011) 
Решение Верховного суда Латвии в пользу АККАЛАА
15 ноября 2010 г. Верховный суд Латвии принял решение, которое стало важным прецедентом для авторов, чьи произведения используются национальными вещателями (см. Вестник № 53).
В своем решении Верховный суд обязал канал TV3 выплатить AKKA/LAA €283 тыс. за использование произведений с 1 января 2003 г. по 31 декабря 2008 г. Суд также признал, что AKKA/LAA вправе и в дальнейшем устанавливать ставки авторского вознаграждения. Это должно стать веским аргументом в разбирательствах с большинством вещателей, которые считают, что авторское общество злоупотребляет своим монопольным положением. (cisac.org, 11.01.2011) 
PPL удалось закрыть “некоммерческую лазейку”
Британское общество PPL, охраняющее права исполнителей и производителей фонограмм, убедило правительство Великобритании в необходимости внесения поправки в Закон об авторском праве в целях ликвидации пробела, позволявшего благотворительным и иным некоммерческим организациям не платить исполнителям и звукозаписывающим компаниям за использование фонограмм.
До внесения поправки такие организации должны были только получить лицензию в английском авторском обществе PRS for Music, представляющем интересы авторов и издателей. Но теперь, уже в течение года, будет установлен порядок лицензирования и лицензионные ставки для некоммерческих организаций. (MusicWeek, 06.01.2011) 
Совет США обнародовал ставки для интернет-вещателей
Совет США по ставкам авторского вознаграждения (Copyright Royalty Board) объявил о введении новых ставок авторского вознаграждения для музыкальных Интернет-сервисов, Интернет-вещателей на следующие 5 лет.
Ставка устанавливается из расчета “за исполнение”, т.е. за воспроизведение одного произведения для одного слушателя. В 2011 г. ставка должна остаться на прежнем уровне – $0,0019 за одну композицию, однако к 2015 г. ее размер должен вырасти до $0,0023. (Billboard.biz, 21.12.10) 
Исследование, посвященное бразильской системе авторского права
Исследование, посвященное изучению роли основного авторского общества Бразилии ECAD, показало, что централизованная система управления правами авторов имеет определенные преимущества. ECAD – зонтичная организация, которая осуществляет сборы и управляет смежными и правами на публичное исполнение от имени 6 обществ-членов (ABRAMUS, AMAR, SBACEM, SICAM, SOCINPRO и UBC) и 4 ассоциированных членов (в т.ч. ASSIM и SADEMBRA).
В совместном документе авторских обществ PRS for Music (Великобритания) и UBC (Бразилия) подчеркиваются преимущества нестандартной бразильской системы, которые в свою очередь могут заинтересовать Еврокомиссию, проводящую исследование аналогичной ситуации на территории Евросоюза.
Помимо очевидной экономии средств на оперативные расходы, с созданием централизованной системы бразильские общества получили единую базу данных о произведениях, содержащую информацию не только об авторах оригинальных произведений, но и о любой когда-либо сделанной музыкальной записи.
В качестве недостатка такой системы для обществ можно выделить возможную утрату их независимости, поскольку им придется передать свои данные, а для ECAD – необходимость вести свою деятельность прозрачно, что раньше ему не всегда удавалось. (Music & Copyright, 15.12.10) 
Начало функционирования виртуального книжного магазина Google eBooks
В конце 2010 г. в США было объявлено о начале работы виртуального книжного магазина Google. В репертуаре магазина Google eBooks, около 3 млн. миллионов изданий. Таким образом Google вступил в открытую конкурентную борьбу с такими гигантами электронной книжной торговли, как Amazon, Apple и Borders. Google собирался открыть свой магазин еще летом 2010 г., но ему помешали различные юридические и технические проблемы.
Основа цифрового книжного фонда нового Интернет-магазина – книги из фондов библиотек американских университетов, к сканированию которых Google приступил еще в 2004 г. (в рамках программы Google Books). Из всего трехмиллионного фонда изданий 2,8 млн. произведений – это общественное достояние, остальные же находятся под защитой авторского права.
Поскольку лозунг, которым руководствовались создатели магазина – “Покупать и читать в любом месте”, то все предлагаемые издания можно читать на любом носителе, включая iPhone, iPad и устройства, использующие оперативную систему Android.
Цена электронных изданий, охраняемых авторским правом, будет определяться издательствами. Они будут получать 52% от стоимости проданной книги, если она будет продана непосредственно через Google eBooks, и 45%, если она будет реализована через другой Интернет-магазин, с которым у Google заключен договор о комиссионной торговле. (dirittodautore.it, 13.12.2010; siae.it, 07.12.2010) 
Снижение НДС на электронные книги во Франции
Французские авторские общества направили благодарственное письмо министру бюджета Франции и руководителям Комиссии по культуре Сената Франции в связи с принятием решения о снижении НДС на электронные книжные издания до 5,5%. В письме говорится, что уравнивание ставки НДС для электронных и традиционных бумажных изданий – это важный шаг в деле поддержки культуры, который будет способствовать дальнейшему развитию электронного книгоиздания.
Следующим шагом в этом направлении, по мнению авторов письма, должно будет стать применение к электронным изданиям системы единых твердых цен, которая в течение уже 30 лет применяется к книжным изданиям. В письме говорится, что от продажи электронных книг авторы должны получать не меньше, чем от продажи обычных изданий. (scam.fr, 10.12.2010)