Вестник Департамента международных связей № 52

09.11.2010

Положение на рынках фонограмм Восточной Европы

IFPI отслеживает активность рынков Болгарии, Хорватии, Чехии, Венгрии, Польши, России, Словакии, которые на сегодняшний день считаются крупнейшими в Восточной Европе, наряду с Румынией, Украиной и, возможно, Эстонией.
Занимая основную долю общего рынка (40%), Россия переживает наибольший спад (-30%) в сравнении с 2009 г. За ней идут Болгария и Хорватия, на рынках которых падение превысило 20%-ый рубеж.
Главным фактором снижения стал рост использования широкополосного доступа, повлекший за собой разгул онлайн-пиратства, которое просто не дает легальным сервисам выжить в конкурентной борьбе. Единственный положительный момент – продажи на втором по объемам рынке – Польше, а также Словакии – втором государстве, зафиксировавшем рост в данном секторе. (Music & Copyight, 20.10.2010) 
Показатели деятельности SIAE в 2009 г.
Снижение поступлений SIAE за использование музыкальных произведений составило 5,2% – до _ 450,3 млн. В рамках этого сектора сборы за “живые” выступления возросли на 18% – до _ 235 млн., равно как и сборы за использование в “цифре”, которые вернулись к росту после существенного снижения в 2008 г. И хотя сборы за использования произведений в цифровом виде составляют всего 1,3% сборов за использование музыкальных произведений, их рост будет происходить по нарастающей первую половину 2010 г.
Сборы за вещание и использование произведений в механической записи в 2009 г. незначительно сократились. Так сборы за механическое воспроизведение сократились на 26,4% – до _ 36.3 млн. (Music & Copyight, 20.10.2010) 
Количество пользователей цифровой музыкой в Восточной Европе на подъеме
По данным исследования, проведенного консалтинговой компанией IE Market Research Corp., количество пользователей цифровой музыки в Восточной Европе, оплачивающих загружаемый контент, многократно возрастет в ближайшие несколько лет.
Число добросовестных пользователей возрастет с 37,5 млн. в 2009 г. до 69,3 млн. в 2014 г., при этом масштабы доходов от розничных продаж цифровой музыки должны увеличиться – со $ 100,9 млн. в 2009 г. до более чем $ 740 млн. в 2014 г. Кроме того, по прогнозам IE Market Research, количество людей, загружающих контент онлайн, возрастет за аналогичный период почти втрое – с 11,9 млн. до 30 млн. Главной причиной тому аналитики называют предстоящий рост загрузок контента на мобильные телефоны. (Music Week, 13.10.10) 
Еврокомиссия выявила проблему нехватки доступа к Интернету
По итогам исследования, проведенного Еврокомиссией, было установлено, что значительное количество домохозяйств Европы до сих пор не имеют доступа к сети Интернет, при этом каждое 5-ое из них отмечает высокую стоимость услуг.
Такие результаты побудили Комиссию признать необходимость усиления конкуренции для снижения цен, что позволит стимулировать подключение к сети. Наряду с тем, что 43% домохозяйств вообще не имеют доступа к сети Интернет, неудовлетворительным качество услуг признало меньшинство опрошенных пользователей, перечислив такие проблемы, как нестабильная скорость доступа, разрывы и блокировка сервис-провайдерами определенного контента или приложений. Порядка 25% опрошенных затруднились отнести вопрос о подключении к сети Интернет к вопросам первостепенной важности. (The Register, 13.10.2010) 
CISAC объявил о глобальном росте сборов
Несмотря на продолжающийся спад продаж фонограмм, мировая музыкальная индустрия находится в довольно хорошем финансовом положении. Согласно отчету CISAC “Авторское вознаграждение в 2009: обратно к росту”, сборы всех членов CISAC в 2009 г. выросли на 2,5% после спада в 2008.
Так, в 2009 г. сборы за воспроизведение произведений в механической записи сократились на 9,3%, но общие сборы за использование музыкального репертуара выросли на 1,1%. Это произошло благодаря 3,9% росту сборов роялти за публичное исполнение музыки, которое остается наиболее значимым источником поступлений и составляет 64,8% от общего объема сборов.
Сборы за другие виды использования, по данным отчета, возросли на 12,1%. В частности, сборы за использование аудиовизуальных и литературных произведений увеличились на 3,2% и 25,6%, соответственно.
Данные CISAC говорят о стабильном росте сборов авторского вознаграждения на протяжении последних 10 лет (исключая 2003/04 гг.). Однако существует некоторая озабоченность, связанная с тем, что воспользоваться растущими потоками сборов смогут только известные музыкальные группы и певцы, а начинающим исполнителям будет крайне тяжело вставать на ноги. (Musique Info, 29.09.10, The Economist, 07.10.2010) 
СИАЕ призывает Китай соблюдать авторские права
В октябре 2010 г. в Италии начался Год культуры Китая. Президент Итальянского общества авторов и издателей SIAE Джорджо Ассумма (Giorgio Assumma) заявил, что данное событие должно стать “поводом обратиться к представителям китайских властей в Риме с призывом соблюдать нормы авторского права”.
Итальянские исполнители, отправляющиеся на гастроли в КНР, жалуются, что им не выплачивается авторское вознаграждение ни за публичное исполнение, ни за использование их произведений на радио и телевидении. Это подтверждается и незначительными выплатами китайским авторским обществом в адрес СИАЕ, чего, кстати, нельзя сказать об авторских обществах других азиатских стран, например, Южной Кореи и Вьетнама.
До последнего времени китайские радио- и телевещатели пренебрегали выплатами авторского вознаграждения. Однако в прошлом году после долгих дискуссий в КНР была принята система ставок авторского вознаграждения для радио и телевидения, базирующаяся на процентах (довольно низких) от поступлений за рекламу. Она вступила в силу с 1 января 2010 г. Тем не менее, на объем выплат в адрес СИАЕ это пока не повлияло. Китайское общество по охране прав авторов музыкальных произведений MCSC, с которым СИАЕ еще в 1994 г. подписало с договор о взаимном представительстве интересов, испытывает серьезные трудности. В то же время следует отметить высокую популярность итальянской музыки среди китайцев, о чем свидетельствует успех гастролей Ренцо Арборе или Андреа Бочелли. (siae.it, 07.10.2010) 
Третья всемирная встреча по авторскому праву
7-8 июня 2011 г. в Брюсселе в новом конференц-зале SQUARE пройдет Третья всемирная встреча по авторскому праву. 6 июня, накануне открытия, состоятся заседания Административных советов СИЗАК и БИЕМ, а 9 и 10 июня пройдут их Генеральные ассамблеи.
Девиз Встречи 2011 г. – “Создавать-Подключаться-Уважать” отражает три основных направления будущих дискуссий: развитие мировой системы отраслей промышленности, связанных с творчеством; новые экономические модели, связанные с распространением цифровой информации; авторское право и законодательная и социальная среда. Ожидается, что в работе Встречи примут участие руководители многих авторских обществ-членов CISAC, ведущие мировые эксперты в области авторского права, руководители крупнейших звукозаписывающих фирм, крупнейшие контент провайдеры, политические деятели и разработчики законов из многих стран мира, а также известнейшие музыканты и композиторы.
В работе предыдущей Встречи, которая состоялась в Вашингтоне в 2009 г. приняли участие 610 человек, представляющих 290 организаций из 68 стран. (Cisac.org, 07.10.10) 
ZAIKS сообщает об увеличении сборов
Общий объем сборов польского авторского общества ZAIKS в 2009 г. вырос на 3,9% по сравнению с предыдущим годом и достиг $ 103,8 млн. Несмотря на то, что на смену спаду 2008 г. пришел рост, отдельные секторы сборов проявили себя по-разному.
Главными факторами роста стало значительное увеличение поступлений от вещателей кабельного телевидения, а также рост поступлений от продажи музыкальных фонограмм. Объемы поступлений от самого большого круга плательщиков – ТВ-вещателей, равно как и радио-вещателей, сократились незначительно. Поступления за использование произведений в цифровом виде продолжают оставаться незначительными, и в 2009 г. они составили всего 0,5% от общего объема поступлений. (Music&Copyright, 06.10.2010) 
Временно исполняющий обязанности Генерального директора СИЗАК
СИЗАК ведет поиск кандидатуры на замещение должности Генерального директора. По мнению CISAC, деловые качества кандидата должны отвечать техническим, экономическим и законодательным вызовам современности.
В целях обеспечения преемственности и стабильности работы Конфедерации в условиях переходного периода 30 сентября 2010 г. на заседании Совета Директоров CISAC временно исполняющим обязанности Генерального директора был назначен Роберт Хоэйер (Robert Hooijer), который приступил к исполнению служебных обязанностей 4 октября 2010 г. В рамках этого периода господин Хоэйер сохранит за собой позицию Регионального директора стран Африки. (Cisac.org, 05.10.2010) 
GEMA за учет спонсорских доходов при расчете вознаграждения
Немецкая ассоциация организаторов концертов BDV объявила о своих намерениях оспорить решение немецкого арбитражного суда, признавшего обоснованным довод немецкого авторского общества GEMA о том, что “выручка от спонсорской поддержки (концерта) или рекламы (на концерте) является финансовой прибылью”, и поэтому должна учитываться при расчетах ставок вознаграждения, которое организатор будет обязан выплачивать GEMA с января следующего года.
Доходы от продажи билетов, продвижения и сбыта продукции (еды/ напитков) уже учитываются при расчете размера ставки вознаграждения. Главный исполнительный директор Немецкого агентства развлечений DEAG Петер Швенков (Peter Schwenkow) так прокомментировал сложившуюся ситуацию: “Если GEMA удастся включить доход от оказания спонсорской помощи в расчет ставки вознаграждения, это позволит им начислять комиссию на любой дополнительный доход, связанный с выступлением”.
Представители BDV опасаются, что данные меры могут вытеснить из бизнеса малых и средних организаторов. (Billboard.biz, 28.09.10) 
Избран новый председатель европейского комитета CISAC
Генеральный директор Хорватского общества композиторов (HDS-ZAMP) Ненад Марчеч (Nenad Marcec) был избран председателем европейского комитета CISAC. Европейский комитет конфедерации объединяет 70 авторских обществ на территории Европы и координирует их деятельность по управлению контентом и защите прав авторов.
Председатель Совета директоров CISAC Кент Мулдин (Kenth Muldin) отметил эффективность работы как хорватского общества в целом, так и господина Марчеча в частности, в том числе в сфере сотрудничества с организациями-партнерами. (Poslovni dnevnik/ culturenet.hr, 21-22.09.10) 
Американский билль по борьбе с пиратством набирает голоса
Новый законопроект, который расширит полномочия Министерства юстиции США в отношении веб-сайтов, предлагающих нелегальный контент, получил широкое одобрение у представителей музыкальной индустрии Америки. Ассоциация компаний звукозаписывающей индустрии Америки (RIAA) совместно с Национальной ассоциацией музыкальных издателей Америки (NMPA) поддержали опубликованный билль “О борьбе с онлайн-пиратством и контрафактом”, выдвинутый сенатором Патриком Лихи (Patrick Leahy). Как заявил представитель NMPA: “Интернет-сайтам, получающим незаконную прибыль от использования чужих произведений, нет никакого оправдания; нельзя допускать их свободного существования”.
Законопроект позволит Минюсту избежать сложных судебных разбирательств и позволит быстро блокировать деятельность нелегальных пиратских сайтов в Интернете. (Billboard.biz, 20.09.10)