Вестник Департамента международных связей № 68

31.03.2016

Увеличение сроков охраны прав в Канаде должно учитывать и интересы авторов

Международная конфедерация обществ авторов и композиторов (CISAC) выражает свое разочарование по поводу того, что канадское правительство, планируя увеличить срок охраны прав звукозаписывающих компаний и исполнителей с 50 до 70 лет, не учло сроки охраны прав авторов, которые на сегодняшний день остаются недостаточными. В противовес законодательству большинства стран канадский закон о защите авторских прав распространяет свою охрану на срок жизни автора плюс 50 лет после его смерти. Что значительно отличается от сроков, предусмотренных в большинстве стран – срок жизни автора плюс 70 лет после его смерти. К сожалению, авторы изменений канадского закона не учли интересы авторов в части сроков охраны прав.
Срок охраны авторских прав на территории Европейского союза регламентирован Директивой 2006/116/CE и составляет время жизни автора плюс 70 лет после его смерти. За пределами Евросоюза, в США, Австралии и других странах срок охраны выходит за рамки 50 лет после смерти автора, а в некоторых защита прав гарантируется на срок жизни плюс 100 лет. (cisac.org, 07.05.2015)

CISAC продолжает отстаивать право следования в ВОИС

В июле 2015 г. было принято официальное решение о том, что в повестку заседания Постоянного комитета по авторским и смежным правам Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС) необходимо включить обсуждение вопросов, касающихся права следования. На прошлой неделе представители Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC) приняли участие в сессиях и обсуждениях Комитета и рассказали, почему действие права следования должно быть распространено на все регионы мира.
В докладе CISAC говорилось, что сообщества деятелей изобразительного искусства по всему миру остаются небольшими и слабыми, и право следования жизненно важно для них. Для многих художников вознаграждение является основным источником дохода. При этом право следования – это не только деньги, но и уважение и справедливое отношение, поскольку только с его помощью художники могут поддерживать связь с созданными произведениями и получать информацию о том, кому принадлежат их работы, где они находятся, что, в свою очередь, повышает прозрачность арт-рынка.
В целях гармонизации законодательства о праве следования и его распространения по всему миру CISAC снизил уровень перспективных задач. Для начала конфедерация предложила Постоянному комитету по авторскому праву и смежным правам ВОИС обсудить текущие проблемы и наметить на международном уровне пути их решения. (cisac.org, 08.12.2015)

Кристиан Жаккар избран новым президентом французского общества ADAGP

Художник и скульптор Кристиан Жаккар был избран президентом ADAGP (Общество авторов графического и изобразительного искусства) на трехлетний срок. Совет директоров ADAGP также избрал на должности вице-президентов художника Анэ Дереяна и Густава де Стэль фон Хольстена – обладателя прав на произведения художника Николя де Стэля. (cisac.org, 25.01.2016)

PRS for Music и PPL планируют создать совместную компанию по лицензированию публичного исполнения

Общество по защите авторских прав PRS for Music и общество по защите смежных прав Phonographic Performance Ltd. (PPL) заявили о намерении создать совместное предприятие. Новая компания, владеть которой в равных долях будут PPL и PRS for Music, сосредоточится на обслуживании лицензиатов обоих копаний, владеющих лицензиями на публичное исполнение музыкальных произведений. Общая лицензия PPL и PRS for Music призвана упростить жизнь пользователям, т.к. она позволит получать лицензии на публичное исполнение по телефону или через интернет – путем всего нескольких нажатий.
В течение февраля PPL и PRS for Music будут заниматься подготовительными процедурами, в ходе которых они будут работать с регуляторами и ключевыми заинтересованными сторонами.
Поскольку, по предварительной оценке, процесс перехода на новую лицензионную модель займет около года, ожидается, что новая компания преступит к выдаче лицензий в 2017 г. Предполагается, что предприятие разместится где-то за пределами лондонской кольцевой автодороги M25.
Главный исполнительный Директор PRS for Music Роберт Эшкрофт заявил: «Создание единого окна доступа позволит значительно упростить процесс лицензирования музыки для британского бизнеса. Мы сделаем лицензионную систему более точной и эффективной, что будет отвечать интересам членов нашего общества и пользователей. А создание совместного предприятия станет вехой в истории наших обществ». (cisac.org, 02.02.2016)

CISAC предупредил Еврокомиссию о проблемах коллективного управления в Молдове
Международная конфедерация обществ авторов и композиторов (CISAC) совместно с Европейской группой обществ авторов и композиторов (GESAC) в очередной раз предупредила должностных лиц Комиссии Европейского союза об отсутствии прогресса в сфере коллективного управления в Молдове. Организации обратились к новому директору AGEPI (Государственное агентство по интеллектуальной собственности Молдовы) с настоятельным требованием предпринять на законодательном уровне дальнейшие меры по урегулированию трудной ситуации, сложившейся в стране вокруг института коллективного управления. (cisac.org, 05.02.2016)

Сервисы потокового вещания стали лидерами музыкального рынка скандинавских стран

Сервисы потокового вещания заняли лидирующие позиции на музыкальных рынках Финляндии, Дании, Норвегии и Швеции. В 2015 г. с их помощью музыку прослушивали 9,4 млн. скандинавских пользователей. Такой вывод содержится в «Исследовании рынка цифровой музыки скандинавских стран», проведенном Скандинавским альянсом «Поларис» по заказу авторских обществ TEOSTO (Финляндия), KODA (Дания) и TONO (Норвегия) в 2015 г.
Сервисы потокового вещания пользуются большой популярностью. В совокупности 58% скандинавских респондентов в возрасте от 15 до 65 лет (представляют аудиторию в 9,4 млн. человек) заявили, что в течение последних двенадцати месяцев покупали музыкальный контент у одного или нескольких потоковых сервисов, таких как Spotify, Apple Music, Tidal/Wimp или TDC/YouSeePlay. Лидерами скандинавского рынка таких сервисов стали: Spotify, YouTube и Apple iTunes.
Исследование показало, что среди пользователей интернета есть те, кто регулярно платит за онлайн музыку. В общей сложности 23% респондентов сообщили, что в течение последнего года они платили за цифровую музыку (в частности за скачивание и за потоковое вещание). 64% всех респондентов согласились, что авторы должны получать вознаграждение за звучание их музыки в онлайн сервисах.
Однако до сих пор во всех четырех странах наиболее популярным способом узнавать о музыкальных новинках остается радио. Второе и третье место занимают YouTube и сервисы потокового вещания. 40% респондентов на вопрос о том, где они услышали последнюю понравившуюся им новую песню, ответили: «По радио».
Тем не менее, значимость музыкальных потоковых сервисов возрастает пропорционально росту их аудитории. Для молодых респондентов основным источником информации о музыкальных новинках являются друзья, социальные сети и музыкальные потоковые сервисы. Молодежь более склонна делиться музыкой, музыкальными клипами и списками воспроизведения, а также слушать рекомендованные и общедоступные списки воспроизведения на стриминговых сервисах.
Справочно: Исследование рынка цифровой музыки «Поларис» было проведено в Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции в сентябре 2015 г. компанией YouGov. В нем приняли участие 3200 интернет-пользователей (по 800 из каждой страны) в возрасте от 12 до 65 лет. Заказчиками выступили скандинавские авторские общества KODA (Дания), TEOSTO (Финляндия) и TONO (Норвегия), которые в 2013 году сформировали Скандинавский Альянс «Поларис». Это второе исследование такого рода; первое проведено в 2014 году. (Polaris Nordic, 24.02. 2016)

Правительство Великобритании о новых правилах работы обществ по коллективному управлению

Новые правила, регламентирующие порядок деятельности британских обществ по коллективному управлению правами, включая право творца на выбор общества или лицензирующего органа, управляющего их произведениями, были обнародованы британским правительством. Именно они и будут определять порядок работы организаций, подобных PRS for Music и PPL.
Положения правил вступают в силу с 10 апреля 2016 г., и будут соответствовать Директиве Европейского союза по «коллективному управлению правами авторов и мульти-территориальному лицензированию онлайн-музыки», принятой в 2014 г. Эта политика была одной из мер, предпринятых Европейским союзом для улучшения лицензирования цифровых прав в Европе, облегчения работы цифровых музыкальных сервисов в трансграничном пространстве, а также для обеспечения защиты правообладателей и их прав на справедливое вознаграждение. Основные положения Директивы:
– исполнители, авторы песен и правообладатели могут передавать обществу по коллективному управлению полномочия на управление правами на выбранной ими территории независимо от их места проживания или места нахождения лицензирующей организации на территории Евросоюза;
– расчеты с правообладателями должны быть точны и осуществляться на постоянной основе, не позднее 9 месяцев с момента окончания финансового года, в котором был осуществлен сбор авторского вознаграждения;
– к деятельности обществ по коллективному управлению правами должны применяться повышенные меры финансового и административного мониторинга, с предоставлением правообладателям полной информации о любых удержаниях и административных вычетах из авторского вознаграждения;
– правообладатели по своему выбору вправе выдавать лицензии на любое некоммерческое использование произведений;
– организации по коллективному управлению не должны осуществлять никаких удержаний, кроме сборов на административные расходы.
В 2014 г. во время принятия Директивы Еврокомиссар по внутреннему рынку Мишель Барнье заявил следующее: «Данная директива является краеугольным камнем единого цифрового рынка. Она облегчит небольшим инновационным компаниям выход на европейский рынок, что, безусловно, потребует повышения доступности и расширения выбора онлайн-музыки в Европе».
Новые нормативные требования, разработанные лицензионными органами совместно с торговыми ассоциации, сменят политический курс, разработанный в отношении коллективного лицензирования в Великобритании в 2014 г., что позволит завершить затяжные двухгодичные консультации. В помощь обществам по коллективному управлению Бюро интеллектуальной собственности Великобритании разработало новое руководство по выполнению «Директивы по коллективному управлению авторскими правами». (Billboard, 29.02.2016)