Вестник Департамента международных связей № 49

23.07.2010

GEMA призывает YouTube к возобновлению переговоров

После перерыва в годичных переговорах между немецким авторским обществом GEMA и YouTube о возобновлении действия лицензии для вебсервиса главный исполнительный директор GEMA Харальд Хеккер (Harald Heker) призвал Youtube к продолжению диалога.
В ходе ежегодного собрания GEMA он отметил, что сервис играет роль маркетингового инструмента для исполнителей, но при этом указал на необходимость выплаты справедливого вознаграждения для правообладателей: “Музыка имеет свою стоимость, YouTube об этом знает и пользуется этим. Вот почему сервис должен платить за контент, и мы хотим добиться этого”.
В настоящее время GEMA разрабатывает для YouTube новые ставки с учетом доходов от рекламы и показателей эффективности. Для этого GEMA сформировала международный альянс авторских обществ: AKM (Австрия), ASCAP (США), BMI (США), GEMA (Германия), SABAM (Бельгия), SACEM (France), SESAC (США), SIAE (Италия) и SUISA (Швейцария). (Billboard.biz, 01.07.10) 
PRS for Music заявило о планах по созданию альянса со странами Северной Европы
Британское авторское общество PRS for Music обнародовало стратегический план по созданию северного альянса с организациями по коллективному управлению правами (ОКУП) Европы. На ежегодном заседании Ассоциации музыкальных издателей Главный исполнительный директор PRS for Music Роберт Ашкрофт (Robert Ashcroft) заявил: “Такой северный альянс планируется создавать на базе консолидации подразделений документации и распределения, что позволит существенно оптимизировать весь процесс”. По словам Ашкрофта, “гибкое” партнерство уже налажено с Норвежско-балтийским бюро по авторским правам NCB, есть надежды, что другие общества будут присоединяться, например, к такому неформальному альянсу, как PRS forMusic – GEMA.
Цель проекта заключается в создании пан-европейского альянса для упрощения сбора авторского вознаграждения, который на сегодняшний день выполняется различными ОКУП из 27 европейских государств. Проект получил развитие благодаря успеху программы ICE, созданной PRS for Music совместно с шведским авторским обществом STIM в 2007 г. в целях формирования единой базы данных/сервисного центра для улучшения административных возможностей европейских авторских обществ. (Billboard.biz, 25.06.10) 
ASCAP предъявило ряд исков за нарушение авторских прав
Американское авторское общество ASCAP подало судебные иски против 21 организации за нарушение авторских прав, поскольку ни одна из них не получила лицензии ASCAP. По заявлению старшего вице-президента ASCAP по лицензионной деятельности Винсента Кандилора (Vincent Candilora), судебные иски стали крайней мерой после многочисленных попыток разрешить сложившуюся ситуацию путем переговоров. В общей сложности был подан 21 иск, согласно которым бары, ночные клубы и рестораны 13 штатов, либо вообще не получали лицензий на публичное исполнение в ASCAP, либо, подписав лицензионное соглашение, не выполнили условия по оплате.
Господин Кандилора выразил надежду, что эти судебные разбирательства “…повысят осведомленность как музыкальных пользователей, так и общественности о том, что публичное исполнение произведений защищенных авторским правом без соответствующего разрешения является нарушением федерального закона”. (Music & Copyright, 23.06.10) 
Незначительное снижение поступлений NCB в 2009 г.
Норвежско-балтийское бюро по авторским правам NCB сообщило о падении сборов на 5,8%, общая сумма которых в 2009 г. составила $72,8 млн.
На деятельности организации отрицательно сказалось перераспределение репертуара – некоторые правообладатели изъяли свой репертуар из национальных систем коллективного управления правами и передали его в централизованную мультитерриториальную систему. Как объясняет NCB, снижение было также обусловлено принятием новой концепции деятельности (в рамках общеевропейской модели), как в отношении лицензирования прав на механическое воспроизведение и на доведение до всеобщего сведения, так и в отношении сборов и распределения.
Что касается сборов за использование прав в цифровом виде, то в 2009 г., продолжив пятилетний рост, они увеличились практически на 60 % и составили $7,1 млн. Наибольшие доли от общего объема сборов NCB у авторских обществ Швеции и Дании – 26% и 25%.
Владельцами NCB являются авторские общества Дании (KODA), Исландии (STEF), Швеции (STIM), Финляндии (TEOSTO), Норвегии (TONO). NCB управляет правами на механическое воспроизведение обществ стран Балтии AKKA-LAA, EAU, LATGA-A. (Music & Copyright, 16.06.10) 
STIM отмечает высокие показатели сборов авторского вознаграждения
Шведское общество композиторов, авторов и издателей музыкальных произведений STIM сообщило об увеличении сборов авторского вознаграждения в 2009 г. на 19,7% до €146 млн.
Одним из факторов положительной динамики стало небольшое увеличение продаж физических носителей, что позволило добиться 7% роста сборов за использование прав на механическое воспроизведение – до €27,8 млн. Особенно заметным это стало на фоне прошлогоднего падения этого сегмента сборов на 9,9%. Вторым не менее важным фактором стало почти двукратное увеличение сборов за использование прав в цифровом виде с €1,7 млн. до €2,9 млн., хотя доля этого вида сборов равна 2% от общего объема. Добиться такого результата стало возможным за счет ужесточения законодательных норм в отношении файлообмена и внедрения взамен ему легальных альтернатив.
Главным же генератором роста стали поступления от использования произведений из репертуара STIM за рубежом, которые выросли на 24% по сравнению с предыдущим годом и составили 33% от общего объема сборов. (Music & Copyright, 02.06.10)