«Разве защитники авторских прав против защитников Отечества?»

06.04.2010

Из многочисленных статей и комментариев следовало, что ветеранскому хору, исполнявшему фронтовые песни, предъявили претензии в связи с нарушением законодательства об авторских правах. На бескорыстно поющих участников войны ополчилось РАО (Российское авторское общество), дескать, за исполнение песен надо платить. Общественность, преисполненная благородных чувств, восстала в газетах, Интернете, на радио. Замечу, что некоторые материалы завершались оговоркой, из серии мелким шрифтом, о том, что претензии адресованы вовсе не ветеранам, а администрации – организаторам концерта. Но кто читает мелкий шрифт, когда крупные заголовки кричат: “Ветеранам наступили на горло!” Деньги, правда, так ни с кого и не взыскали, и новость благополучно отправилась в архив, но осадочек, как говорится, остался.
Случай с ветеранами, действительно, неприятный, я бы сказала неприличный. Слава богу, что случай оказался слухом. Дело в том, что “изобличители” повернули время вспять и об инциденте, имевшем место в сентябре (!) прошлого года, заговорили как о свежем факте: до годовщины Победы – чуть больше месяца, а чиновники творят беспредел. РАО обвинили во всех смертных грехах, попутно припомнив скандал с “Футбольным маршем” М. Блантера и концертами группы Deep Purple. Но, видимо, в горячке, запамятовали, что все суды по этим старым “грехам” авторское общество выиграло. Кстати, руководитель филиала РАО, якобы “задушивший” фронтовые песни, с октября того же года не работает.
Тем временем выставляемое везде и всюду как неумеренно алчная организация РАО обратилось не куда-нибудь, а в Государственную Думу с предложением внести законодательные изменения, которые позволят исполнять песни военных лет на мероприятиях, приуроченных ко Дню Победы (ежегодно) без выплаты авторских отчислений. Отмечу, что с точки зрения действующего законодательства авторское вознаграждение должно выплачиваться независимо от того, коммерческий или благотворительный характер имело мероприятие. Но кого же это волнует, когда общественное мнение уже утвердилось в своем отношении к РАО?
А если они лучше, чем их репутация? – почти по П. Бомарше задалась я вопросом. Открыла сайт, а там крупно: “РАО ищет автора”. Надписи из категории “разыскивается” обыкновенно ничего хорошего не предвещают, но это объявление приятное: РАО ведет поиск авторов песен, музыки, рекламы, а также наследников авторов для вручения причитающегося вознаграждения. Не поверив, перечитала. Такое еще бывает. Кто эти люди, не желающие присвоить чужую копейку? Открыла состав авторского совета РАО, а там – Андрей Эшпай, Юрий Антонов, Владимир Матецкий, Жорес Алферов, Даниил Гранин и еще множество людей, имена которых знают не только в стране, но и за ее пределами.
Сайт полон информации о прошедших и грядущих мероприятиях. Тут и “круглые столы”, и рабочие встречи с предпринимателями, выставки и концерты, фестивали и международная деятельность. Оценив масштабы работы, задалась еще одним правомерным, но прозаическим вопросом: “На что все это?”. Не в смысле “зачем?”, культура – дело святое, но, как показывает жизнь, неприбыльное, а “на какие деньги?”. На вопрос ответил, и с избытком, отчет о деятельности общества, размещенный в открытом доступе. Весьма наглядно – сколько, откуда, куда и зачем. Выяснилось, что от общей массы авторских поступлений само общество оперирует менее чем 19 процентами, – это при разветвленной сети филиалов и представительств: а ведь “всем надо”…
Но оставим меркантильные дела, так не идущие (но необходимые) делам культурным. “Санкт-Петербургская весна” и “Московская осень” тоже дело рук РАО. Эти музыкальные фестивали, уникальные в своем роде, своим существованием обязаны именно этой организации. Молодые композиторы и музыканты в дни фестиваля имеют редкостную возможность выступить на ведущих сценических площадках страны и представить на суд профессионалов свои произведения. Речь не только о симфонической музыке, здесь и романсы, и опера, и джаз, и балет… Не будем забывать и о том, что РАО помогает театрам, желающим поставить пьесы зарубежных авторов, и что именно оно организует гастроли зарубежных исполнителей.
Главная в России организация, которая защищает права авторов, – это именно РАО. Защищает не от исполнителей. Исполнители вообще не имеют никакого отношения к пресловутым “авторским” (и хор ветеранов, за который дружно переживала страна, авторское общество не интересует, к ним не было и не может быть никаких претензий). Организатор – вот кто должен платить. И, согласитесь, это справедливо. А авторы должны получать плату за свой труд. И такую “зарплату” им, по сути, выплачивает РАО. Выплачивает всем авторам, независимо от того, являются они членами общества или нет. Это – единственное место, куда автор может обратиться за помощью. Сколько людей, даривших радость своим творчеством, сегодня незаслуженно забыты и нуждаются. Не в добром слове, а в конкретном деле. РАО берет на себя заботу о них. Те же “авторские” РАО выплачивает ежемесячно, а не ежегодно, как во всем мире. Для некоторых это стало единственным доходом.
А вот памяти и терпению тех, кто уклоняется от оплаты и пытается дискредитировать действующих по закону, можно позавидовать. С сентября вынашивать за пазухой “сюжет для небольшого рассказа” и умело вбросить его в преддверии святого для нашей страны праздника – Дня Победы – это внушает отвращение.
Подмены понятий, спекуляции – мелко и старо, но брожению способствует. Главное, чтобы сошла пена.

http://www.rg.ru/2010/04/06/pravo.html

Статья Э. Деменцовой, «Российская газета» – Федеральный выпуск №5150 от 6 апреля 2010 года.