МК — Санкт-Петербург: РАО открыло миру имена новых композиторов

03.03.2016

В Санкт-Петербурге впервые прозвучали произведения победителей конкурса им. Шостаковича

В последний день февраля знатоки высокого искусства получили уникальную возможность оценить лучшие произведения победителей Всероссийского конкурса композиторов имени Д.Д. Шостаковича.

Главной задачей этого музыкального конкурса, учрежденного в 2015 году по инициативе Российского авторского общества и агентства «Камертон», стал поиск талантливых авторов и поддержка их творчества. Большой концерт лауреатов в номинациях «Камерная музыка» и «Эстрадная и джазовая музыка» состоялся 29 февраля в Малом зале Санкт-Петербургской академической филармонии.

Особой и совершенно уникальной составляющей нового конкурса стало отсутствие возрастных ограничений для участников. То есть, на сцене можно услышать творения и начинающих авторов, и опытных мастеров. Всего жюри принимало работы в четырех номинациях, среди которых были также «Симфоническая музыка» и «Хоровая музыка».

«Российское авторское общество на протяжении всей истории своего существования содействовало и продолжает содействовать стимулированию творческой активности талантливых людей, — подчеркнул Сергей Федотов, генеральный директор Российского Авторского Общества. — Конкурс композиторов классической и эстрадно-джазовой музыки — еще одно подтверждение нашей приверженности этой традиции. Для конкурсантов из регионов это практически единственная возможность прозвучать в культурной столице и услышать свои сочинения в исполнении музыкантов высокого класса. Мы гордимся нашим конкурсом и итогами первого года его существования».

Провести и организовать столь значительное событие в мире музыки помогали Российский Союз Правообладателей, Российский Музыкальный Союз и Национальный Фонд Поддержки Правообладателей. В первый же год работы конкурс собрал 98 композиторов из 31 региона России. Жюри выбрало среди них 17 лауреатов и дипломантов, причем финалистам и победителям полагалась солидная премия — от 50 до 300 тысяч рублей. Для многих участников из регионов это станет серьезным подспорьем в работе над новыми произведениями.

«Организаторами созданы прекрасные условия для участников конкурса, что очень приятно в ситуации, когда поддержка государства минимальна. Мы получили действительно внушительные премии, — говорит победительница конкурса в номинации «Камерная музыка» Лариса Долганова из Челябинска. — Мы понимаем, что востребованы и важны, и, самое главное, что наши произведения будут звучать».

В стенах филармонии, где в далеком 1926 году Дмитрий Шостакович исполнил свою знаменитую Первую симфонию, теперь звучат произведения первых лауреатов конкурса его имени — соната для фортепиано Лилии Родионовой, «Три песни Урсулы Ле Гуин» для сопрано и фортепиано Александра Скрипко, две композиции из цикла «Кому спели, тому и добро» Ариадны Карягиной, соната для скрипки и фортепиано Ларисы Долгановой, «Два стихотворения Арсения Тарковского» для голоса и фортепиано Игоря Воробьева и «Пульсар», музыка для семнадцати струнных Игоря Друха.

«Каждый композитор хотел бы, чтобы его произведение осталось в истории и достигло души слушателя, выразило чувства, которые порой невозможно описать словами. Каждый человек находит в произведении что-то необходимое для себя: гармонию, одухотворенность, отклик на свои чувства, ответы на внутренние вопросы. Победителям конкурса я желаю найти своих слушателей и быть актуальными в современном мире», — сказал Сергей Федотов.

«Конкурс абсолютно отражает то, как обстоят дела в современной музыке России. Сейчас пишется много стилистически разных интересных произведений, и все они востребованы слушателем, поскольку являются художественным отражением сегодняшнего дня», — отметил член жюри конкурса, декан теоретико-композиторского факультета Санкт-Петербургской государственной консерватории Антон Танонов.

Организаторы этого «музыкального соревнования» уверены, что у конкурса и его участников имеются большие творческие перспективы.

«У современных авторов сейчас очень много возможностей. Сегодня и в симфонической, и в камерной музыке можно найти самые неожиданные сочетания инструментов, мультимедийных проектов и симфонических исканий. Опираясь на многовековую музыкальную культуру разных стран, современные авторы стремятся не повторять уже сказанное, а сделать шаг за рамки устоявшихся форм и традиций. Современных композиторов много, об этом можно судить по количеству произведений, ежегодно регистрируемых в РАО, а также по количеству участников различных фестивалей и творческих конкурсов, которые проходят во многих городах нашей страны, — отметил глава РАО Сергей Федотов. — Возможно, новые произведения не так раскручены, не прошли проверку временем, к тому же не стоит отметать и финансовый вопрос. Не секрет, что филармонии предпочитают включать в концерты уже неохраняемые произведения, то есть те, которые перешли в общественное достояние. Именно поэтому РАО видит свою задачу в том, чтобы поддерживать и сохранять традиции русской классической музыкальной школы и вокального искусства, давать возможность молодым талантливым музыкантам и исполнителям достойно представлять наше искусство, как на Родине, так и за ее пределами. Стала уже традицией ежегодная помощь нашего Общества в проведении таких фестивалей симфонической музыки, как «Московская осень», «Санкт-Петербургская музыкальная весна», фестивалей джазовой музыки и камерного исполнительства».

В свою очередь генеральный директор музыкального агентства «Камертон», президент Филармонического общества Санкт-Петербурга Борис Березовский подчеркнул роль Российского Авторского Общества в выявлении новых талантов и пропаганде новой музыки, а также в высокопрофессиональной организации конкурса имени Д.Д. Шостаковича. «Я, как и все члены жюри, убежден, что новый конкурс российских композиторов, носящий столь обязывающее имя, станет серьезным и адекватным тестом действительного состояния современного музыкального искусства страны», — сказал Борис Березовский.

Напомним, Российское авторское общество занимается управлением авторскими правами на коллективной основе и объединяет более 26 тысяч музыкантов. РАО входит в состав Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (СИЗАК / CISAC).

Общество не только помогает защищать права авторов, но и знакомит россиян с новыми яркими талантами в различных областях современного искусства.

«Я считаю очень благородным, что РАО, помимо выполнения своих обычных функций по сбору средств для выплаты правообладателям — это всемирная практика, и она сейчас у нас находится на очень высоком уровне, кто бы что ни говорил, — очень много помогает развитию музыкального искусства, — отметил тогда Анатолий Кролл. — Конечно, я даже не помышлял бы о проведении этих крупнейших музыкальных фестивалей, если бы не было поддержки РАО».

Авторское общество участвует в организации и проведении других крупных культурных событий, таких как: «Санкт-Петербургская музыкальная весна», Международный фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира» в Санкт-Петербурге, Всероссийский фестиваль симфонической музыки «Имена России» в Казани, фестиваль-концерт «Сергей Рахманинов-Гала», Международный джазовый фестиваль «Царь-джаз» и другие.

Оригинал статьи: Сетевое издание «МК — в Питере». spb.mk.ru