Член Авторского Совета РАО Даниил Крамер: «Я на сто процентов завишу от зала»

29.11.2019

2 декабря на церемонии вручения премии «Звезда Театрала» выступит знаменитое трио члена Авторского Совета РАО Даниила Крамера. В состав коллектива входят: контрабас – Сергей Васильев, ударные – Павел Тимофеев, рояль – народный артист России Даниил Крамер. В преддверии концерта знаменитый джазовый пианист побеседовал с изданием «Театрал».

– Даниил Борисович, что подарите нашим победителям и зрителям церемонии вручения премии «Звезда Театрала»?

– Обычно я решаю, что я буду играть, минут за десять до начала концерта, потому что я ориентируюсь на зал, на настроение, на состояние своих рук, на партнеров. И даже решив что-нибудь, я могу выйти на сцену, и почувствовав атмосферу зала, сыграть вступление, и за время вступления полностью изменить все планы. Но на этот раз, кроме своего сольного номера, мы исполним с прекрасной джазовой певицей Мариам Мерабовой известную композицию Georgia on my Mind.

– Неужели настолько импровизация каждый раз во всем?

– Именно так! Это то, что составляет суть живого общения с музыкой. Я на сто процентов завишу от зала, как и любой импровизатор.

– Как вы считаете, в театре насколько важна степень импровизации?

– Степень импровизации важна везде. Даже когда ты играешь выученную музыку, это совершенно не исключает импровизацию. Даже если ты выучил и наметил динамику исполнения сонаты Моцарта, но чувствуешь, что сейчас идет по-другому, и ты меняешь динамику. Ты по-другому чувствуешь и воспринимаешь. Это и есть жизнь, даже в выученном тексте. Я думаю, что в театре то же самое. Если это истинный актер, он не будет в разных залах при разной публике при разных обстоятельствах делать одно и то же. Я убежден, что истинный музыкант, истинный актер, любой истинный художник всегда и во всем зависит от обстоятельств, и это замечательно. Потому что эти обстоятельства – это то, что называется «жизнь в искусстве». Кого бы из великих художников вы ни взяли, – актеров, музыкантов, – они импровизируют в предлагаемых обстоятельствах.

– Вы много гастролируете, как вам кажется, изменилась ли в последнее время публика и что она требует сегодня она от артиста?

– Я бы не произносил слово «публика» как нечто общее. Дело в том, что публика различных типов концертов невероятно сильно отличается. Есть публика роковая, есть публика русского шансона, публика классики, публика джаза, публика откровенной попсы – это фактически очень разные люди. Может, там есть кто-то, кто ходит и туда, и туда, но это редкость.

Поэтому произнося слово «публика», я буду говорить только о своей публике, и ни о какой другой. Так вот, та публика, которая приходит на мои концерты, с каждым годом требует все более высокую планку качества. Ей уже недостаточно, как было еще 20 лет назад, просто привезти какого-нибудь солиста из США или из Европы. Я очень ждал, когда, наконец, люди будут ходить на музыку, а не на «прописку» музыканта. И это время пришло. Мне радостно видеть, что на концертах публика хочет глубины. Она уже не так хорошо воспринимает простую развлекательность. То есть публика, безусловно, хочет развлечения, и это никогда не пройдет, но вопрос в соотношении глубины и развлекательности. Это соотношение еще 20 – 25 лет назад было процентов 75 на 15 в пользу развлекательности. Сейчас – где-то порядка 50 на 50. И это то, что надо! Это меня очень радует. Изменение соотношения сил в сторону глубины, серьезного джаза, в сторону соединения джаза и классики, в сторону увеличения в музыке соединения интеллекта с душой. Но я абсолютный индивидуалист в этом плане – я говорю только о той публике, которую вижу я. Простым блеском пассажей ее уже не проймешь.

Источник новости