Борису Дмитриевичу Панкину — 85!

19.02.2016

Борис Панкин родился 20 февраля 1931 года в городе Фрунзе. После окончания МГУ в 1953 году пришел в газету «Комсомольская правда» и за двадцать лет работы в ней прошел путь от рядового журналиста до главного редактора, с успехом сочетая творчество и незаурядные организаторские способности. С 1973 по 1982 год возглавлял Всесоюзное агентство по авторским правам, а затем ушел на дипломатическую работу. С 1982 по 1990 год — посол СССР в Швеции. С 1990-го — посол СССР в Чешской и Словацкой Федеративной Республике. С августа по ноябрь 1991 года — министр иностранных дел СССР. С ноября 1991 года по 1993-й — посол РФ в Великобритании.

pankin-5

В рабочем кабинете на Б.Бронной, 6А, 1975 год

Из интервью Бориса Панкина:

— Появление на свет Всесоюзного агентства по авторским правам проходило так тяжело, что не сказать об этом — значит, ничего не сказать.

 Долгожданное в интеллектуальных кругах присоединение СССР к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве от 6 сентября 1952 года, состоявшееся, как известно, в первой половине 1973-го, явилось результатом давления, в данном случае благотворного, со стороны стран — участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, названного впоследствии Хельсинкским.

Говоря коротко, советское руководство той поры уступило Западу в вопросах о правах человека, признав правомочность положений так называемой «третьей корзины» будущего Соглашения, а Запад гарантировал нерушимость существующих границ государств — участников Совещания.

Таким образом, присоединение к Всемирной конвенции об авторском праве стало явлением прогрессивным. Но, как говорил мой друг, известный сатирик Леонид Лиходеев, «что бы ни случилось, все будет наоборот». Поступившись принципами, руководство СССР попыталось компенсировать теорию практикой. Для управления новым для страны типом международной деятельности Политбюро ЦК КПСС создало Всесоюзное агентство по авторским правам, которое, по замыслу его основателей, должно было гарантировать идеологическую чистоту интеллектуальной продукции, двинувшейся, теперь уже на правовой основе, с Запада на Восток и с Востока на Запад, а также оградить государство от мерещившихся финансовых потерь в связи с возникающим обязательством платить за использование зарубежных произведений.

Тогда популярным стало пущенное редактором «Литературной газеты» Александром Чаковским motto. Адресуясь к моей бурной в ту пору литературно-критической деятельности, он сказал: «Современного Белинского назначили Бенкендорфом».

Но тут опять-таки все получилось по Лиходееву, то есть вопреки этим мрачным предсказаниям и планам партийною руководства. И со временем за агентством закрепилось определение коллективного диссидента, а аббревиатуру ВААП стали расшифровывать как Всесоюзное агентство авторов Панкина. Кто хочет узнать, что это за авторы, может заглянуть в мою книгу «Строгая литература».

pankin-2

Мариэтта Шагинян беседует с руководством ВААП. Москва.
Б.Д. Панкин — крайний справа. 1980 год

Другими словами, в условиях легальности, в прокрустовых рамках принятых тогда постановлений и инструкций мы — я имею в виду большинство коллектива агентства — опирались на соблюдение конвенции, подобно тому, как те, кто приходил к памятнику А.С. Пушкину, требовали соблюдения советской Конституции и Хельсинкских соглашений. Давили в меру сил и по творческой, и по юридической, и по финансовой линиям. Палец за пальцем разгибали сжатую в кулак руководящую длань, хватка которой, к счастью, со временем все более ослабевала из-за множества факторов.

Межгосударственные авторско-правовые связи развивались просто гигантскими шагами. Международные книжные выставки в Москве уже в 1977-м стали ярмарками. Агентство являлось полноправным членом соответствующих авторских организаций во всем мире, его представители избирались в их руководящие органы, что тоже не прибавляло симпатий со стороны блюстителей идеологической нравственности.

pankin-3

На встрече с представителями авторско-правовых организаций США. 1978 год

Нынешняя деятельность Российского авторского общества, без сожалений расставшегося с монопольным положением, навязанным ВААП, вошла в традиционное русло полномочий и практической активности современных авторско-правовых обществ, функционирующих под эгидой соответствующих международных конвенций. С чем я с удовольствием поздравляю коллег.

В 2011 году, накануне своего 80-летия Борис Панкин представил в Москве, в здании РАО на Большой Бронной, свою очередную книгу «Пылинки времени». Незадолго до этого события Авторский Совет РАО принял решение наградить Бориса Дмитриевича за его большой вклад в дело охраны интеллектуальной собственности знаком «Почетный автор РАО».

3

Сергей Федотов вручает Борису Панкину знак «Почетный автор РАО». 2011 год

И сегодня Борис Дмитриевич Панкин продолжает собирать награды за свои произведения. Недавно он стал лауреатом престижной премии Союза журналистов России. Его биографический роман «Четыре “Я” Константина Симонова» отмечен в номинации «Золотая полка российской журналистики».

Мы от всей души поздравляем Бориса Дмитриевича с юбилеем и желаем ему бодрости духа, творческого вдохновения и прекрасного настроения!  

Фото А. Морковкина и из личного архива Б.Д. Панкина

Материал по теме:

Право Автора: [юбилейное ил. изд.]. — М.:  АСМО-пресс, 2008. — С. 148-149.