17.10.2025
В МГТУ имени Н.Э. Баумана 15—16 октября прошел Международный форум IPQuorum.Музыка, в рамках которого известные представители самых разных профессий обсуждали проблемы искусственного интеллекта в музыкальной отрасли.
Программа мероприятия, посвященного одной из наиболее злободневных тем современности — влиянию искусственного интеллекта (AI) на музыкальную жизнь — оказалась крайне насыщенной и разнообразной. На два дня главный технический вуз страны стал ареной для любопытных споров, острых дискуссий и встреч людей, в сферу профессиональных интересов которых так или иначе входит музыка.
В ходе конференций, обсуждений, заседаний, презентаций и мастер-классов известные композиторы, продюсеры, теле- и радиоведущие, режиссеры, музыковеды, а также преподаватели, юристы, бизнесмены и предприниматели затронули ряд самых разных тем: от стратегии в области музыкального образования до проблем, связанных с охраной прав и интересов авторов произведений; от основных тенденций в сфере музыкального бизнеса до вопросов легального и нелегального заимствования композиций.
Но, несмотря на широчайший спектр обсуждавшихся тем, их суть сводилась к главному: как сделать так, чтобы искусственный интеллект, несмотря на всю свою «вездесущность» и пока еще кажущуюся, с точки зрения правовых норм, неуязвимость, не заменил в итоге творца? Ибо, хоть тема центральной пленарной сессии форума и звучала иронично и даже несколько провокационно — «Авторы на службе AI», нельзя допустить, чтобы так было в действительности. В идеале все должно быть с точностью до наоборот: искусственному интеллекту следует выполнять роль доброго технологичного помощника автора, но ни в коем случае не порабощать его.
К AI необходимо найти соответствующий тонкий подход, но для этого неплохо бы разобраться: а что такое искусственный интеллект? Как получилось, что данное, относительно новое и пока еще подавляющим большинством населения планеты до конца не понятое явление уже успело изрядно потрепать нервы многим представителям творческих профессий?
Генеральный директор Российского музыкального союза, заслуженный деятель искусств РФ, композитор Александр Клевицкий, рассуждая на эту тему, отметил: «Несмотря на то, что это очень интересная и злободневная история, которая волнует и юристов, и музыкантов, а весь мир от нее буквально в шоке, за громким термином «искусственный интеллект» скрывается обычная компьютерная программа, правда, благодаря стремительно развивающимся новым технологиям, необычайно расширенная.
Но программа — это все равно «железяка», проблема лишь в том, что никто не знает, как с ней бороться. Сегодня в некоторых странах, под грозным натиском AI, даже придумали маркировать соответствующие товары и продукты пометкой «создано искусственным интеллектом». Все это, конечно, хорошо, но как это планируется определять, совершенно непонятно. На текущий момент лакмусовой бумажки в данной отрасли не придумано».
Эту мысль развивает композитор, продюсер и радиоведущий Владимир Матецкий. На вопрос «Культуры», возможно ли отличить авторское музыкальное произведение от того, что создано искусственным интеллектом, музыкант отвечает: «Искусственный интеллект так или иначе затрагивает основные человеческие ценности. Этот трюк не только сугубо технологический — он влияет на базовую систему взаимоотношений внутри общества. Да, продукт создает машина, которая изначально обучена на базе человеческих творений, но она постепенно все дальше от них абстрагируется.
Поэтому предвидеть будущее искусственного интеллекта непросто. Сегодня я, например, могу, с большой степенью достоверности, отличить песню, созданную AI, от той, что вышла из-под пера человека, но что будет завтра — никто из нас предсказать не берется, поскольку технологии развиваются не по дням, а по часам. Однако суть в том, что человеческие эмоции никакой искусственный интеллект заменить все равно не в состоянии».
Тема уникальности человеческого разума, его примата над всем искусственным и высокотехнологичным в окружающем нас мире, по сути, стала лейтмотивом IPQuorum.Музыка. Несмотря на то, что сегодня AI активно «пишет» песни, тексты, «создает» картины и даже немилосердно вторгается в сферу образования (не секрет, что многие студенты в последнее время вообще перестают учиться и приносят курсовые работы и даже дипломы, созданные искусственным интеллектом), никакой свежей мысли он не несет. Просто потому, что по определению вторичен. Да, он постоянно учится, но учится все равно у человека, у живого творца. И об этом не следует забывать.
Самое главное в искусстве — это, как ни крути, личность автора. Любое произведение, которое существует в природе, должно восприниматься слушателями, зрителями, читателями в контексте личностного высказывания. Ибо произведение не висит в воздухе, оно всегда существует в привязке к реальным человеческим переживаниям и устремлениям. Искусственный интеллект — это своего рода проверка человечества на нравственность. Сами того не желая и не осознавая, мы создали технологию, которая словно отсылает к древней заповеди «Не укради». Человеку предстоит с честью выйти из этого противостояния, и в этом смысле искусственный интеллект — своего рода благо, направленное на то, чтобы служить развитию нашим нравственным качествам… Подобные нетривиальные и любопытные мысли не раз звучали в ходе дискуссий прошедшего форума из уст спикеров.
Председатель Союза Совета композиторов Евразии Алина Небыкова подчеркивает: «Сегодня творца «обнуляют». Композиторы, наряду с фотографами, художниками, режиссерами, больше всего страдают от всеобщего использования AI. На авторский текст нейросети создают музыку. И в самом деле, чего не сделаешь, чтобы не платить авторский гонорар? Это сложный вопрос сугубо этического характера, который необходимо решать в пользу автора.
Но я думаю, естественный отсев в итоге все равно произойдет. Ведь нейросети учатся писать музыку на музыке живых композиторов. Машина берет паттерны из того, что уже было кем-то когда-то написано. Поэтому в конце концов останутся элитарные представители творческих профессий, которые работают не ради скорости и сиюминутной выгоды, преследуя цель выдать сорок пять условных произведений в месяц, а во имя служения искусству. Очень важно, чтобы в творчестве была живая энергия, душа. То, чем обладает подлинный творец, — это нечто феноменальное, и это необходимо ценить и беречь. Хочется надеяться, что разум людей, ценящих живое искусство, возобладает, и они будут объединяться в сообщества, союзы, и культуру сохранять».
Речь, разумеется, ни в коем случае не идет о том, чтобы встать «нерушимой стеной» на пути искусственного интеллекта. Препятствовать развитию научно-технического прогресса было бы глупо, абсурдно и непродуктивно. Вопрос лишь в том, как помочь творцу встроиться в повседневную жизнь и использовать искусственный интеллект во благо.
Председатель Общероссийской общественно-государственной организации «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности», председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский резюмирует: «Сейчас в зоне риска основа нашей цивилизации — культура. Если труд авторов, тех самых живых авторов, на произведениях которых обучается искусственный интеллект, не будет должным образом вознаграждаться, а имена авторов и следы личностного будут вымываться генеративным продуктом, история культуры остановится. Мы будем иметь дело лишь с бесконечными «перепевками» созданного ранее, а затем — с машинными вариациями на тему машинного творчества. Единственным разумным решением мне видится та или иная форма справедливого вознаграждения для авторов со стороны бенефициаров ИИ-индустрии».
Сегодня AI — это пока еще не до конца изученное явление. Но завтра оно станет привычной, а послезавтра — уже неотъемлемой частью нашей жизни. У Егора Летова была песня «Моя оборона», где звучат такие апокалиптичные слова: «Пластмассовый мир победил, макет оказался сильней… Ликует картонный набат…». Лидер «Гражданской обороны» написал эти строки еще в 1988 году, но как лихо они «бьются» с нашей суровой технологично-компьютеризированной реальностью! Есть большая надежда, что благодаря усилиям заинтересованных и неравнодушных людей, и в частности форуму IPQuorum.Музыка, этот самый «пластмассовый мир» не победит. По крайней мере, в обозримом будущем.