ВЕСТНИК УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ № 73

25.05.2018

Краткие новости о деятельности иностранных авторских обществ (по материалам зарубежной прессы)

Авторские общества приняли участие в Европейском комитете CISAC в Белграде

4-5 апреля 2018 года более 100 представителей авторских обществ собрались в Белграде (Сербия) для участия в заседании Европейского комитета Международной конфедерации обществ авторов и композиторов CISAC. Мероприятие открыл государственный секретарь Министерства образования, науки и технологического развития Сербии Владимир Попович и директор Бюро интеллектуальной собственности Сербии Владимир Марич.

Европейская группа обществ авторов и композиторов GESAC, Общество авторов аудиовизуальных произведений SAA и Европейская организация художников EVA провели анализ реформ авторского права, проводимых в Европейском союзе. Особое внимание было уделено вопросам «переноса стоимости» (прим. термин, обозначающий потерю вознаграждения авторами из-за использования их музыки онлайн-платформами), технологии «прямого впрыска» (прим. технология прямой, неизменной и непрерывной ретрансляции по кабелю или микроволнам, при которой сигнал идет напрямую от вещателя к распространителю контента, и доступ к которому возможен только на основе подписки), получения вознаграждения за использования прав на аудиовизуальные произведения, а также вопросам функционирования модели расширенного коллективного управления в интересах художников.

Вниманию участников были представлены разработки в сфере цифровых технологий: исследование финского авторского общества TEOSTO о цифровой трансформации обществ по коллективному управлению правами, совместный проект авторских обществ ASCAP, SACEM и PRS «Elixir» по улучшению качества метаданных и исследованию потенциала блокчейн-технологии, а также инициативы российских обществ по коллективному управлению по внедрению блокчейн-технологий. Консалтинговая фирма «FutureSource» представила обзор тенденций развития цифрового рынка Европы. (CISAC Highlights, 04-05.04.2018)

CISAC оценивает ситуацию в Греции

Визит CISAC в Грецию позволил Конфедерации авторских обществ оценить ситуацию, сложившуюся в этой стране в сфере коллективного управления правами. Авторское общество AEPI, которое было исключено из CISAC в июне 2017 года, находится в непростой и постоянно ухудшающейся финансовой ситуации. Однако основные национальные объединения авторов расходятся во взглядах относительно перспектив развития системы коллективного управления правами авторов в стране. Правительство сформулировало неоднозначный план по созданию специального временного органа, подконтрольного государству, который займется вопросами коллективного управления правами. Эксперты CISAC провели ряд встреч с временным уполномоченным по делам AEPI, представителями Греческого ведомства по интеллектуальной собственности (OPI), творческими союзами авторов, Греческой ассоциацией издателей, представителями нового авторского общества AUTODIA, а также с организацией, представляющей интересы исполнителей и звукозаписывающих компаний GEA. (CISAC, 10-12.04.2018)

CISAC принял участие в первом IPQuorum в Калининграде

С 11 по 12 апреля 2018 года в Калининграде состоялся Международный стратегический форум по интеллектуальной собственности IPQuorum. Директор CISAC по информационным системам Хосе Макарро принял участие в работе одной из секций форума – «Трансформация моделей монетизации контента в цифровую эпоху». Форум был организован Ассоциацией IPChain и Евразийской Конфедерацией Обществ Правообладателей (CRSEA) и посвящен рассмотрению изменений, которые происходят в сфере интеллектуальной собственности в России и за рубежом под влиянием новых цифровых технологий. (CISAC Highlights, 11-12.04.2018)

Немецкое авторское общество GEMA вновь увеличило сборы

В 2017 году авторское общество Германии GEMA увеличило сборы авторского вознаграждения на 5% (50 млн. евро) по сравнению с предыдущим годом. Общая сумма сборов превысила один миллиард евро (1 074,3 млн. евро). В 2016 году GEMA собрало 1 024,4 млн. евро.

В 2017 году удержания GEMA на административные расходы сократились до 15%. В 2016 году этот показатель был на уровне 15,4%, в 2015 году – 16,3%.

Рекордный результат 2017 года обусловлен ростом показателей по всем видам сборов. Поступления от региональных офисов увеличились с 370,1 млн. до 380,5 млн. евро, за радио и телевидение – с 286,2 млн. до 294,2 млн. евро, за онлайн использование – с 70 млн. до 81,6 млн. евро. Однако сборы за «механику» впервые опустились ниже отметки в 100 млн. евро – с 104,9 млн. до 96,1 млн. евро.

Важным фактором, повлиявшим на уровень сборов GEMA в 2017 году, стали выплаты Центрального агентства по сборам за частное копирование (ZPÜ), зонтичной организации, созданной GEMA и другими 8 организациями по коллективному управлению правами в Германии. Эти выплаты были сделаны в соответствии с соглашением, заключенным ZPÜ в 2016 году с ассоциациями производителей комплектующих для смартфонов, планшетов и ПК. (www.gema.de, 10.04.2018)

Рекордные выплаты роялти британского авторского общества PRS for Music

В 2017 году британское общество по коллективному управлению правами на публичное исполнение PRS for Music показало рекордные результаты по сбору и распределению авторского вознаграждения в интересах 130 тыс. национальных авторов и издателей. Впервые за использование музыкальных произведений своих членов общество распределило рекордные 605,1 млн. фунтов стерлингов, что на 14,7% (77,5 млн. фунтов) больше чем в 2016 году.

В 2017 году согласно отчетам пользователей, предоставленным в PRS, было зафиксировано 6,6 трлн. исполнений произведений, включая потоковое вещание, загрузки, телерадиовещание и «живые» концерты, что на 53% больше, чем в 2016 году. Такие показатели обеспечили сборы в размере 717 млн. фунтов стерлингов, что на 12,7% (80,7 млн. фунтов) больше, чем в предыдущем году.

Иностранные поступления выросли на 5,2% (на 12,9 млн. фунтов) и составили 261,4 млн. фунтов стерлингов, что свидетельствует о росте популярности репертуара PRS.

Наиболее значимые изменения произошли в поступлениях за музыку, воспроизведенную через онлайн-платформы. Благодаря тому, что выдача новых мультитерриториальных лицензий для ведущих цифровых сервисов производилась через хаб ICE, этот сегмент показал рост в 52,7% (42,4 млн. фунтов) и достиг объема в 122,9 млн. фунтов стерлингов.

Несмотря на продолжающийся спад интереса к эфирному ТВ и рост популярности видео по запросу, сборы с вещателей выросли на 8,5% и составили 134,6 млн. фунтов.

Поступления за публичное исполнение музыки увеличились на 8,1% и составили 198,1 млн. фунтов. Этому способствовали стабильные поступления от пабов, клубов и фитнес-залов, а также сборы за крупные туры британских исполнителей: Эда Ширана (Ed Sheeran), Адель (Adele), Little Mix. (www.prsformusic.com, 23.04.2018)

Еврокомиссия устанавливает новые стандарты работы онлайн-платформ

26 апреля 2018 года Европейская комиссия предложила онлайн-платформам новые правила работы, которые призваны защитить малый бизнес в условиях цифровой экономики. Такие компании, как отели, онлайн-трейдеры и разработчики приложений, которые используют поисковые системы для генерации трафика на своих веб-сайтах, смогут выиграть от внедрения новых мер.

По статистике около 50% платформенных сервисов испытывают трудности, из-за чего теряют прибыль в районе 1,27 – 2,35 млрд. евро. Новые правила позволят повысить прозрачность и более эффективно разрешать споры. Планируется создать Наблюдательный орган ЕС, который будет следить за соблюдением новых правил. (ICMP Global briefing, 30.04.2018)

Сотрудничество Рeermusic и лицензионного хаба ICE в Великобритании

Компания Peermusic передала свои права в управление лицензионному хабу ICE. ICE – совместный проект авторских обществ PRS for Music (Великобритания), STIM (Швеция) и GEMA (Германия), который управляет базой данных на более чем 32 млн. музыкальных произведений. В рамках сделки ICE будет оказывать услуги по лицензированию и управлению каталогом Рeermusic.

Президент Рeermusic в Европе Найджел Элдертон (Nigel Edlerton) заявил: «По мере развития онлайн-бизнеса мы соотносим свою цифровую стратегию с тем, что могут предложить поставщики услуг по всему миру. Это позволит нашим авторам текстов и композиторам получить самое лучшее обслуживание и авторское вознаграждение». (ICMP Global briefing, 30.04.2018)

Марракешский договор вступает в силу на территории России

Марракешский договор, который призван облегчить доступ слепым и лицам с нарушениями зрения или иным ограниченным в способностях воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям, вступил в силу в России 8 мая 2018 года.

Договор предусматривает, что подписавшие стороны вводят ограничения и исключения в отношении авторских прав, аналогичные существующим в ЕС, с тем, чтобы можно было воспроизводить, распространять и делать общедоступными опубликованные произведения в форматах, доступных для лиц с нарушениями зрения, и дать возможность осуществлять трансграничный обмен этими произведениями.

В договоре прописаны способы обмена копиями в специальном формате через границы государств. Договор составлен в духе уважения прав и интересов авторов и поощрения творчества. (ICMP Global briefing, 15.05.2018)

Закон о модернизации музыкальной сферы на рассмотрении Сената США

10 мая 2018 года на рассмотрение сената США был представлен проект закона «О модернизации в музыкальной сфере» (Music Modernization Act (MMA)). Он практически идентичен законопроекту, одобренному палатой представителей 25 апреля. Проект был представлен на рассмотрение юридической комиссии Сената США, а слушания по нему состоялись 15 мая 2018 года.

В MMA вошли предложения, взятые из 4 различных законопроектов: «Об ассигнованиях для музыкальных продюсеров» (AMP), «О выплате компенсаций музыкантам, ставшим национальным достоянием, за их творческую деятельность и общественный вклад» (CLASSICS), «О справедливом вознаграждении за воспроизведение музыки» (Fair Play Fair Pay), версия законопроекта «О модернизации в музыкальной сфере», составленная с позиции авторов текстов.

Проект закона «О модернизации в музыкальной сфере» стал результатом работы двух американский партий, которые стремились улучшить механизм расчета авторского вознаграждения за права на публичное исполнение и механическое воспроизведение. Зачастую цифровые сервисы Spotify, Apple, Pandora, Amazon и Google не знают, кому они должны платить. Таким образом, неосведомленность пользователей и неэффективность системы приводят к потере вознаграждения.

Проект закона предусматривает создание юридического лица, которое будет финансироваться компаниями, занимающимися цифровой музыкой, и которое будет корректно выплачивать вознаграждение за воспроизведение музыки при интерактивном потоковом вещании. Проект также направлен на то, чтобы обеспечить авторам песен более высокие ставки авторского вознаграждения в случае разбирательства в Комиссии по выплате авторского вознаграждения. Помимо этого, законопроект направлен на изменение системы расчета ставок вознаграждения, которую сейчас используют авторские общества ASCAP и BMI. (ICMP Global briefing, 15.05. 2018)

Создание глобальной базы данных по авторским правам в Великобритании

Лондонский стартап JAAK совместно с Warner, BMG, Sentric и американским обществом по коллективному управлению правами Global Music Rights объявили о запуске пилотного проекта базы данных на основе блокчейн-технологии. Проект предусматривает создание глобальной базы, содержащей различные сведения об авторских правах. Он призван облегчить идентификацию правообладателей в отдельно взятой песне или звукозаписи. (ICMP Global briefing, 15.05.2018)