Вестник Управления международных связей № 72

26.12.2017

Краткие новости о деятельности иностранных авторских обществ (по материалам зарубежной прессы)

По мнению WIPO, применение права следования не влияет на рынок произведений искусства

Через несколько дней после того, как картина Леонардо да Винчи побила рекорды самых дорогих произведений искусства, проданных в аукционном доме Christie’s в Нью-Йорке, Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) приступила к обсуждению вопроса о праве следования в отношении авторов художественных произведений. По мнению исследователей, установление норм права следования в той или иной стране, где перепродается картина художника с более высокой стоимостью (что приносит автору произведения значительную выгоду), скорее всего, не окажет негативного влияния на рынок искусства этой страны. Два крупнейших мировых арт-рынка – американский и китайский, пока не имеют норм права следования в национальном законодательстве. (ip-watch.org, 21.11.2017)

Европейский союз выступает за прекращение необоснованной геоблокировки

Европарламент, Европейский совет и Еврокомиссия выполнили обязательства, принятые в ходе сентябрьского Цифрового саммита в Таллинне, прекратив необоснованную геоблокировку, что являлось основным приоритетом Евросоюза на 2017 год.
На Цифровом саммите, который состоялся в сентябре 2016 года в Таллинне, Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что для завершения формирования Единого цифрового рынка евродепутаты должны прийти к единому решению по всем 24 законодательным инициативам, выдвинутым Еврокомиссией с начала ее мандата. Европарламент, Европейский совет и Еврокомиссия достигли политического согласия по вопросу прекращения неправомерной геоблокировки в отношении потребителей, покупающих товары или услуги онлайн на территории ЕС.
Новый регламент будет способствовать росту рынка электронной торговли, как в интересах простых пользователей, так и бизнеса. Документ не накладывает обязательств в сфере продаж и не вмешивается в ценообразование. Тем не менее, он борется с неоправданной дискриминацией при доступе к товарам и услугам (например, применение НДС или различных юридических требований). Новые правила вступят в силу через 9 месяцев после опубликования в официальном журнале ЕС, что позволит представителям розничной торговли адаптироваться к новым условиям.
Вице-президент Еврокомиссии Андрус Ансип, ответственный за Единый цифровой рынок, заявил: «Сегодня мы положили конец необоснованной дискриминации онлайн-покупок. Это отличная новость для потребителей. С внедрением новых правил, европейцы смогут выбирать, на каком сайте делать покупки, не заботясь о том, что их заблокируют или переадресуют на другой ресурс. Новые правила вступят в силу к Рождеству следующего года».
Граждане ЕС смогут покупать бытовую технику онлайн, арендовать автомобиль или приобретать билеты на концерт, минуя границы. Новые правила внесут правовую определенность и для бизнеса при совершении трансграничных сделок. (europa.eu, 20.11.2017)

Эминему присудили компенсацию за нарушение авторских прав

Суд Новой Зеландии обязал местную политическую партию выплатить американскому рэперу Эминему компенсацию в размере 600 тыс. новозеландских долларов в качестве компенсации за нарушение его авторских прав. В своем предвыборном ролике Национальная партия Новой Зеландии использовала песню с мелодией и ритмом, схожими с произведением Эминема «Lose Yourself». Представитель певца заявил, что рэпер пожертвует всю сумму на борьбу с последствиями ураганов. Данное дело стало одним из последних случаев проверки законности использования так называемой «схожей по звучанию» музыки. (ICMP Global briefing, 30.10.2017)

В США утвержден порядок лицензирования механических записей

Национальная ассоциация музыкальных издателей США (NMPA) и различные объединения авторов и звукозаписывающих компаний пытаются договориться по вопросу лицензирования механических записей при их использовании в цифровых сервисах, а также повысить ставки для правообладателей за использование произведений.
Этот процесс включает в себя следующие этапы: переключение с принципа обязательного лицензионного платежа за мехзапись на принцип «заинтересованный покупатель, заинтересованный продавец»; предоставление лицензиату четкого инструмента идентификации авторов и издателей для выпуска мехзаписи; внедрение системы, аналогичной SoundExchange, чтобы избавить цифровые сервисы от необходимости сопоставлять авторов и издателей с каждой записью, размещенной на данном сервисе. Подобная база данных будет прозрачной, сможет открыто распознавать неидентифицированные произведения, а любое издательство сможет заявить о своих правах на то или иное произведение.
Президент Ассоциации NMPA Дэвид Израэлит заявил, что конгрессмены обеих палат Конгресса поддержат такую законодательную инициативу, если она будет согласована со всеми заинтересованными сторонами. (Independent Music Publishers Forum, Newsletter, Edition 11, 08.11.2017)

Увеличение срока охраны авторских прав в Канаде

8 ноября 2017 года в Канаде Международная Конфедерация Музыкальных Издателей (ICMP) провела встречу с высокопоставленными чиновниками, отвечающими за выработку государственной политики в области авторского права, и обратилась с просьбой об увеличении срока охраны авторских прав. По мнению представителей ICMP, это позволит привести авторское законодательство Канады к общемировым стандартам, которых придерживаются ключевые торговые партнеры Канады. В настоящее время срок охраны авторских прав в Канаде составляет 50 лет после смерти автора, тогда как в большинстве развитых стран этот срок составляет 70 лет. (icmp-ciem.org, 8.11.2017)

Мировые сборы авторского вознаграждения достигли рекордных 9.2 млрд. Евро

Мировые сборы авторского вознаграждения в 2016 году достигли новой рекордной отметки в 9,2 млрд. Евро, что на 6% больше показателей предыдущего года. Об этом говорят данные, опубликованные в отчете Международной Конфедерацией Обществ авторов и Композиторов (CISAC). Представляя отчет, Генеральный Директор CISAC Гади Орон заявил: «Цифры, которые мы обнародуем сегодня, отражают неотступные усилия наших обществ быть более эффективными и инновационными…»
В музыкальном секторе авторское вознаграждение для авторов песен, композиторов и музыкальных издателей увеличилось на 6,8% и достигло 8 млрд. Евро. Особый вклад в этот рост внесли роялти за цифровое использование – их рост составил 52%. Сборы за аудиовизуальные и литературные произведения также увеличились, а суммы вознаграждения за объекты изобразительного искусства и драматические постановки немного снизились.
Поступления за использование музыки в цифровой среде выросли в 3 раза с 2012 года, и достигли почти 1 млрд. Евро. Только в 2016 году рост этой категории поступлений составил 51,4%. Это самый высокий показатель за последние 5 лет, что обусловлено развитием стриминговых сервисов на базе подписки. Несмотря на внушительные мировые сборы – 948 млн. Евро, цифровое использование составляет лишь 10, 4% от общемировых сборов авторского вознаграждения.
Самая крупная доля сборов в 42,8% приходится на телевидение и радио. За ними следуют «живые» концерты и фоновая музыка. В Европе «живая» и фоновая музыка впервые опередила по сборам радио и телевидение, что стало результатом активного развития event-индустрии с одной стороны, и лоббистской деятельности вещателей по снижению ставок с другой. (cisac.org, 15.11.2017)

Швеция лидирует в Европе по цифровому использованию музыки

За последние 10 лет Швеция заняла лидирующее положение в Европе в области цифрового использования музыки, благодаря, в частности, музыкальным стриминговым сервисам, работающим на основании подписки, либо получающим доходы от рекламы. Общие сборы авторского вознаграждения выросли на 3,4% в 2015 году, и на 26,2% с 2012 года.
С 2012 по 2016 гг. сборы за цифровое использование музыки в Швеции увеличились на 118,4%. Сейчас они составляют почти треть в общей структуре авторского вознаграждения. В 2016 году рост цифрового рынка снизился, в результате чего и сборы в этой сфере увеличились лишь на 2,4%. По сборам авторского вознаграждения с цифрого сектора Швеция занимает 4-е место в Европе.
Сборы за «живую» и фоновую музыку выросли в 2016 году на 8,0% и сейчас составляют 27,0% от общей суммы сборов. Несмотря на то, что поступления от церковных концертов и музыкальных драматических спектаклей снизились, значительный рост показали «живые» мероприятия, фестивали и концерты классической музыки. В 2016 году в Швеции, как и в остальных странах Европы, поступления от радио и телевидения незначительно уменьшились. (CISAC global collections report 2017, 15.11.2017)

Великобритания критикует исключение баров и ресторанов из числа лицензиатов

Британское авторское общество PRS for Music выразило свою озабоченность тем, что европейские правообладатели ежегодно недополучают свыше 33 миллионов фунтов из-за исключения американских баров и ресторанов из числа плательщиков авторского вознаграждения.
В соответствии с законодательством США, американские бары, рестораны и объекты розничной торговли, расположенные на территории Великобритании, не должны платить авторское вознаграждение за озвучивание своих помещений.
Исследование, проведенное Европейской ассоциацией обществ авторов и композиторов GESAC, показало, что изъятие баров и ресторанов из числа лицензируемых пользователей ежегодно обходится правообладателям в 150 млн. долларов, из которых 44 млн. долларов приходится на объекты, расположенные на территории ЕС.
Данная норма американского законодательства была признана несоответствующей международному Договору о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). (ICMP Global briefing, 11.12.2017)

Введение системы частного копирования в Литве

Министерство культуры Литвы ответило на две Резолюции, принятые CISAC в сентябре 2017 года. В первой резолюции Конфедерация призвала власти Литвы ввести систему вознаграждения за частное копирование, которое должно выплачиваться авторам аудиовизуальных и литературных произведений. Вторая Резолюция обосновывает необходимость внедрения неотъемлемого права на вознаграждение для авторов аудиовизуальных произведений. В своем ответе Министерство культуры Литвы разъяснило, что в соответствии с рекомендациями CISAC планирует представить законопроект о системе частного копирования для всех категорий авторов. Что касается вознаграждения для авторов аудиовизуальных произведений, то представитель литовского правительства заявил, что решение будет принято после завершения дискуссии о реформе авторского права ЕС. (CISAC Highlights, 15.12.2017)