Битва за РАО: В информационном поле постепенно разворачивается битва вокруг «Российского авторского общества» (РАО). Деятельностью организации недовольно Минкомсвязи

07.10.2015

В частности, министерство хочет кардинально изменить систему взаимоотношений правообладателей и общественных организаций, защищающих авторские права в России, в результате чего положение РАО на рынке будет сильно подорвано. Однако в пылу борьбы с РАО Минсвязи может попросту уничтожить тот уклад, при котором все без исключения правообладатели в России получают надежную и стопроцентную защиту, которую им обеспечивает РАО.

Чем недовольно Минкомсвязи? Если вкратце, то ведомство подозревает РАО в своего рода монополизме. Дело в том, что «под крыло» «Российского авторского общества» попадают авторы даже в том случае, если они не заключили договора с РАО. Общество берет на себя всю деятельность по заключению договоров с телеканалами, радиостанциями, концертными промоутерами, ресторанами, клубами, словом, всеми теми, кто так или иначе пользуется интеллектуальной собственностью российских авторов. РАО получает отчисления от всех этих фирм, а затем перечисляет вознаграждение авторам в зависимости от того, сколько раз их произведения звучали в эфире или со сцены или в ресторане в качестве фона. РАО берет с этой суммы комиссию, однако также и обязательства по защите прав авторов в суде. В организации работает большой штат юристов, кроме того, имея 12 филиалов и 33 представительства в регионах страны, обладает возможности разбираться с нарушителями оперативно на местах. Однако главной характерной особенностью деятельности общества является тот факт, что с ним не нужно заключать договор: все правообладатели автоматически пользуются услугами РАО, иногда даже не зная об этом.

Вот именно данную статью и хочет изменить Минкомсвязи. Чиновники ведомства хотят, чтобы по новым правилам все правообладатели были обязаны заключать договора с обществами, управляющими авторскими правами. Однако эксперты и сами правообладатели указывают на то, что эта инициатива Минсвязи несет в себе гораздо больше потенциального вреда, чем пользы. К примеру, ректор Российской государственной академии интеллектуальной собственности Иван Близнец называет намерение Минкомсвязи «непродуманным, противоречащим российскому и международному законодательствам, международной практике и сложившимся традициям».

Почему мнения так разнятся? На стороне министерства выступают многие авторы, причем, как правило, заслуженные. Они считают, что комиссия, взимаемая РАО, слишком велика, и вообще, денег общество могло бы собирать и больше. Но они упускают из виду, что суть работы РАО отнюдь не в том, чтобы продвигать шлягеры в массы. Если люди не хотят слушать песни этих маститых авторов, то, как ни прискорбно, с этим ничего не сделаешь. РАО готово представить все отчеты по поступлениям и авторским отчислениям, все расчеты прозрачны. А песни, даже самые хорошие имеют тенденцию устаревать, что сказывается и на доходах, которые отнюдь не увеличатся в результате предполагаемой реформы.

Минкомсвязи упирает на то, что РАО имеет тенденцию к занятию монопольной позиции на рынке. Но это опять же совсем не так, поскольку любые авторы вольны подписывать какие угодно договоры с любыми лейблами и организациями. Самая важная задача и миссия, которую реализует РАО – это защита как раз тех авторов, которые либо не могут, либо у них нет времени заключать договоры. А таких больше, чем можно себе представить. Оказавшись без защиты РАО, они окажутся в крайне уязвимом положении. Вот несколько примеров. В прошлом году в производстве юридической службы РАО находилось более 1,5 тысячи дел по защите прав, а в 2013-м – еще больше. Почти 90% из них всегда решаются в пользу авторов, пишет о ситуации в РАО Независимая газета. Так, за трансляцию музыкальных произведений интернет-провайдер «АКАДО» по суду заплатил 11 млн рублей. Организатору концертов ООО «С.А.Т. маркетинг» пришлось выплатить более 5,7 млн рублей, чтобы Земфира, авторы песен групп «Браво» и «Король и Шут», композиций, звучавших на концертах MAXIDROM 2013 и «Чартова дюжина», и другие получили свои вознаграждения.

РАО защищает любого автора. Если он окажется один на один с такими серьезными нарушителями, его шансы выиграть невелики. Организация в течение многих лет выстраивала такую систему, взяв за образец западный опыт, показавший свою эффективность. Ну и самый важный вопрос – это деньги. Так ли уж невыгодна работа РАО? Финансовый отчет, который опубликовала организация, свидетельствует об обратном. На протяжении последних лет сборы авторских вознаграждений, которые получает РАО, только растут. За пять лет они увеличились почти в два раза и в прошлом году составили 4,6 млрд рублей. Это на 5% больше, чем в 2013 году, с учетом резкого спада в российской экономике, переживаемого с лета 2014 года.

Причем в сферу защиты интеллектуальной собственности включается все большее число участников. Возросли авторские сборы в регионах – на 200 млн рублей, до 1,7 млрд рублей. На 10% увеличились поступления от предприятий общественного питания и торговли. При этом комиссионные общества в 2013 году составили 1 млрд рублей из общих сборов в 4,3 млрд рублей, а в прошлом году РАО отошло в качестве комиссионных 856 млн рублей, хотя сборы были больше.

Думается, что поменяв правила игры, чего добивается Минкомсвязи, эти показатели заметно снизятся. И есть большие сомнения, что обязательная договорная система приведет к росту денежных отчислений. А ведь РАО занимается благотворительной деятельностью, спонсируя всевозможные фестивали и концерты. Все это делается на комиссионные. Таким образом, у РАО есть культурная миссия, и, кстати, Минкульт выступает против инициативы Минкомсвязи. Эту сторону работы общества в Минкомсвязи совершенно не берут в расчет. А надо бы.

Оригинал статьи