Вестник Департамента международных связей № 34

17.07.2009

Падение сборов ГЕМА может составить 6%
В своем выступлении на ежегодном общем собрании немецкого авторского общества ГЕМА главный исполнительный директор Харальд Хекер (Harald Heker) предупредил о возможном падении сборов в 2009 г на 6%. Свой прогноз он связал с ожидаемым падением доходов от продаж компакт-дисков, а также с негативным влиянием тяжелой экономической ситуации на сборы за вещание и синхронизацию. В 2008 г. сборы ГЕМА снизились на 3,1% по сравнению с предыдущим годом и составили 823 млн. евро. По итогам собрания был избран новый председатель ГЕМА – композитор Йорг Эверс (J?rg Evers), сменивший на этом посту Кристиана Бруна (Christian Bruhn). (Billboard.biz, 25.06.09) 
MCPS предсказывает снижение сборов в 2009 году
После падения процентных ставок с 5% до 0,5% в 2009 г. английское общество по защите авторских прав в сфере механической записи MCPS объявило о принятии ряда серьезных мер в целях снижения затрат. Исполнительный директор PRS for Music Стив Портер (Steve Porter) заявил Ассоциации музыкальных издателей (МРА), что в следующем году “метеоритный дождь” процентных ставок может нанести ущерб финансам организации в размере 5,6 млн. долларов. Он отметил, что сокращение процентов по вкладам может составить 80% от общего объема предполагаемого снижения, поскольку деньги, размещенные на депозитном счете организации, не будут приносить существенных доходов. “Это, как ничто другое, влияет на деятельность MCPS”, – заявил он. По его словам в 2010 г. доход по вкладам 2009 г. должен составить примерно 1,1 млн. долларов, а падение сборов за права на аудиопродукцию составит 10-15%. (Billboard.biz, 26.06.09) 
Международная конференция
7 июля 2009 г. в Риме в день открытия международного фестиваля телевизионного игрового кино RomaFictionFest состоялась международная конференция “Стратегия и политика в области аудиовизуальной информации в третьем тысячелетии”. В ходе выступления на конференции европейский комиссар по вопросам информационного общества и СМИ Вивьян Ридинг (Viviane Reding) заявила: “Европа может стать настоящим внутренним рынком аудиовизуальной продукции с 500 миллионами потенциальных потребителей, но для этого потребуется ввести новые правила. И если отрасль не станет мультиплатформой, которая позволит молодежи получать доступ к контенту по умеренным ценам, то мы потерпим серьезное поражение. Мы должны показать, что незаконная загрузка – это воровство. Некоторые государства – члены ЕС стали прибегать к репрессивным мерам, тогда как наступило время для пересмотра существующих норм. К сентябрю мы представим конкретные предложения по политике, которая нужна для цифровой эры”. (siae.it, 08.07.09) 
Мировые лидеры призывают бороться с контрафактом и пиратством
На встрече Большой восьмерки, состоявшейся в начале июля 2009 г. в итальянском городе Аквила, лидеры государств одобрили итоговую декларацию, в которой среди важнейших для мировой экономики тем были затронуты вопросы защиты интеллектуальной собственности. В документе отмечается: “Инновации и знания являются ключевыми векторами для придания мировой экономике нового импульса и вывода ее на более устойчивый уровень роста. Мы хотим стимулировать развитие научных исследований, экологичных технологий, предпринимательства, человеческого капитала и инвестиций в инфраструктуру, включая инфокоммуникационные технологии. Однако поддержка инноваций возможна только при условии эффективной работы системы прав на интеллектуальную собственность. Поэтому обращаем внимание на необходимость эффективного международного сотрудничества в борьбе с котрафактом и пиратством”. (siae.it, 09.07.09) 
SGAE стало выплачивать авансы и займы
Общество авторов и издателей Испании (SGAE) в рамках политики учета интересов членов преступило к выдаче авансов и займов. Выплата средств автору осуществляется без начисления процентов, в дальнейшем эта сумма вычитается из суммы ежегодной выплаты.
На основании 1,5 тыс. запросов, поступивших в SGAE в 2008 г., было выдано 48,25 млн. евро.
Авансовые выплаты могут быть обычными или дополнительными. Размер обычного аванса не должен превышать 40% от итоговой суммы, полученной автором за год, и погашается при окончательном расчете за год. В 2008 г. таких выплат было сделано на сумму 12,89 млн. евро.
Размер дополнительной выплаты не должен превышать 120 тыс. евро, при этом он выдается не более двух раз в год. В 2008 г. таких выплат было сделано примерно на сумму 35,37 млн. евро. Расчеты по ним производятся аналогичным способом. (sgae.es, 10.07.2009) 
Во Франции прошли голосования о принятии закона Hadopi 2
Сенат Французской Республики одобрил так называемый закон Hadopi 2. В отличие от предыдущей редакции, которая предусматривала наделение общественного органа (Hadopi) правом наказывать пользователей, занимающихся незаконной загрузкой контента, нынешний вариант предусматривает, что решение о вынесении соответствующего наказания имеет право принимать только судья. Так Hadopi может вынести два первых предупреждения, а третье автоматически становится основанием для принятия судьей соответствующих санкций, включая отключение от сети Интернет, штраф размером 300 тыс. евро или 2-х годичное заключение. Те, кто предоставил точку доступа для пиратских целей, могут получить штраф в размере 1,5 тыс. евро и/или могут быть отключены от сети на 1 месяц. 20 июля 2009 г. закон был представлен к рассмотрению Национальным собранием. (Advanced-television.com/Paidcontent, 13.07.2009) 
Рост объема он-лайн прослушиваний в Великобритании
Британская газета “Гардиан” опубликовала результаты исследования фирмы Music Ally, согласно которым современная молодежь стала отдавать большее предпочтение не скачиванию, а прослушиванию треков в режиме “стриминга” (потокового воспроизведения). Результаты опроса показали, что такой способ предпочитают 65% подростков, что в свою очередь, ведет к росту числа сайтов, предлагающих подобные услуги. Один из руководителей стримингового сайта Spotify Джим Батчер (Jim Butcher) заявляет, что их цель заключается “в развитии услуг, которые были бы предпочтительнее пиратства”. “Мы всегда придерживались мнения, что музыкальные фанаты не являются приверженцами нелегального доступа, они просто хотят получать все, что им нужно, просто и быстро”, – добавляет он. Т.е., если мы предложим молодежи простой и удобный способ оплаты, то она предпочтёт пиратству легальный способ доступа”. (siae.it, 13.07.09) 
Проект “Legal Bay”
Итальянская ассоциация авторов и издателей (SIAE) разработала проект, получивший многообещающее название – “Legal Bay”. Проект предусматривает создание общенационального сервиса, который позволит итальянским пользователям легально скачивать аудиовизуальный контент высокого качества по приемлемым ценам. SIAE, как член Технического комитета по борьбе с цифровым пиратством при Президиуме Совета министров Италии, взяло на себя роль координатора инициатив операторов рынка цифровой аудио- и видеопродукции, мобильной связи и Интернет-провайдеров по созданию условий для развития легального цифрового рынка. 14 июля 2009 г. в штаб-квартире SIAE состоялась рабочая встреча, где обсуждались уже технические вопросы запуска проекта. (siae.it, 15.07.2009) 
Авторское право должно быть ориентировано на людей
Для сегодняшних информационных рынков право в значительной степени утратило свою функцию разрешения и предотвращения конфликтов. Для того чтобы выжить в современном обществе, авторское право должно ориентироваться на людей, а не наоборот. Такой вывод сделал директор Центра изучения информационной и инновационной политики при Национальном университете Сингапура Виктор Майер-Шёнбергер (Viktor Mayer-Sch?nberger) в своем выступлении на конференции Союза австрийских СМИ. Экономика творчества, стремящаяся выжить в условиях растущего он-лайн пиратства, выбрала неправильную стратегию, объявив всемирную войну “авторско-правовым террористам”. “Потерю контроля, возникшую в результате появления новых возможностей сети Интернет, пытаются компенсировать ужесточением законов. Однако даже самая совершенная система авторского права не способна уберечь устаревшие коммерческие модели от гибели”. По мнению экспертов, медийная и развлекательная отрасли повсеместно сталкиваются с изменениями в поведении пользователей: “Пользователи быстро привыкли к веб-сети, где охраняемый авторским правом контент можно легко и быстро скачивать без ведома автора. Желание потребителей приобретать контент нелегально постоянно растет”. Причем в последнее время такая практика все больше распространяется в молодежной среде. Согласно последним исследованиям в этой области более половины американской молодежи сегодня занимаются он-лайн пиратством. (pressetext.de, 19.06.2009) 
Проверка местных теле- и радиостанций в Италии
Специальные подразделения Финансовой гвардии Италии совместно со службой по борьбе с пиратством Итальянского общества авторов и издателей (SIAE) проводят серию проверок местных теле- и радиостанций на предмет соблюдения ими положений законодательства об авторском праве и правомерности использования музыкальных записей и кинофильмов. Проверке подверглись Ломбардия, Эмилия-Романья и Сицилия. В ходе проверок было выявлено, что некоторые станции работают без лицензий SIAE и не производят никаких отчислений по авторским правам. В результате проверок было изъято 12 единиц компьютерной техники, 70 тыс. музыкальных файлов в форматах “mp3”, “mp4” и “avi”, 15 тыс. оригинальных компакт-дисков и 15 тыс. виниловых пластинок. Были выявлены случаи отсутствия у станций документов о регистрации в Реестре телерадиооператоров, о регистрации программ и факты отсутствия магнитных архивов. (siae.it, 22.07.2009) 
Произведения, пользующиеся наибольшей популярностью за рубежом
Французское Общество авторов, композиторов и музыкальных издателей (SACEM) в информационном бюллетене Professional News за июль 2009 г. опубликовало список 20-и музыкальных произведений, предоставление прав на использование которых в 2008 г. за рубежом принесло правообладателям наибольший доход. В их число вошли: “Ромео и Джульетта” и “Петя и Волк” С.С. Прокофьева – 9 и 15 место, 5 симфония Д.Д. Шостаковича – 16 место. (sacem.fr, июль 2009)