Вестник Департамента международных связей № 56

30.05.2011

Международный саммит по авторскому праву СИЗАК

7 июня 2011 г. в Брюсселе комиссар Европейского союза Неели Крус, ответственная за проведение европейской цифровой программы, откроет Всемирный Саммит по авторскому праву. Закрывать мероприятие будет Президент СИЗАК Робин Гибб. Госпожа Крус расскажет о своем видении будущего, которое обращено к отраслям, связанным с творчеством в цифровую эпоху (в частности музыкальной). Ранее она отмечала, что ее цель – создание цифровой экосистемы: “Независимо от того, создаем ли мы произведение искусства, любуемся ли мы им или используем, мы – участники процесса взаимодействия культуры и цифрового мира”. (Music Week, 03.05.2011)
В преддверии Саммита представители CISAC обсудили с Генеральным директором крупного французского издательства Hachette Livre Арно Нурри, его понимание проблем, которые появятся в сфере авторского права в связи с наступлением цифровой эры.
Г-н Нурри заявил, что для издательской индустрии крайне важно рассматривать вопросы защиты авторского права в общемировом масштабе. Цифровой формат музыки перевернул рынок с ног на голову, и единственное правило, которое сейчас действует – это необходимость в предвосхищении перемен.
Он также подчеркнул, что индустрия должна обеспечить пользователей широким выбором электронных книг “до того, как крупные цифровые компании возьмут эту сферу под свой контроль”. Отсутствие многих книг в электронной продаже может увеличить уровень пиратства.
В заключении Арно Нурри отметил, что необходимо регулировать розничные цены на книги, чтобы остановить схлопывание рынка. Нелегальное скачивание приводит к снижению ценности контента и ухудшению положения книгоиздателей. (Actualitte.com, 08.04.2011)
Для участия во втором дне Саммита по авторскому праву в качестве одного из основных спикеров Международной конфедерацией обществ авторов и композиторов СИЗАК был приглашен легендарный индийский поэт и сценарист Джавед Ахтар. В своем приглашении Президент СИЗАК Робин Гибб, отметил что позиция, которую занял Ахтар в борьбе за права правообладателей в ходе последних дебатов в Индии, способствует формированию нового законодательства в сфере авторского права и касается большинства участников Саммита. Международный саммит по авторскому праву занимает ключевое место в стратегии СИЗАК по вовлечению всех заинтересованных сторон в конструктивные дискуссии по вопросам обеспечения защиты прав авторов и произведений, защищенных авторским правом. (SoundBox, 04.2011) 
Еврокомиссия планирует поддержать музыкальную индустрию
Три из двенадцати пунктов плана по поддержке экономики еврозоны, опубликованного недавно Европейской Комиссией, касаются музыкальной индустрии и предусматривают более широкую защиту авторских прав, создание единого цифрового рынка и финансирование среднего и малого музыкального бизнеса. Документ, подробно разъясняющий все эти пункты, был опубликован Еврокомиссаром по вопросам внутреннего рынка Мишелем Барнье 4 мая 2011 г. В это же время был представлен британский доклад о поддержке интернет-издательств. Еврокомиссия считает, что поддержка интернет-издателей и электронной торговли жизненно необходима, поскольку способствует дальнейшему развитию всего цифрового рынка. (Music Week, 13.04.2011) 
В Южной Африке будет создана новая организация по механическим правам
Два южноафриканских общества по защите авторских прав (из трех существующих) сообщили о своем намерении объединить действия в области механических прав для того, чтобы упростить управление ими. Южноафриканская Организация по Защите Музыкальных Прав (SAMRO) и Национальная Организация по Защите Прав на Воспроизведение Музыки (NORM) планируют учредить до конца года Ассоциацию Композиторов, Авторов и Издателей Южной Африки (CAPASA). Предложения о создании такой организации поступали от членов обоих авторских обществ, а также от пользователей, недовольных существующей системой лицензирования. (Media Update, 14.04.2011) 
Новая Зеландия принимает закон о борьбе с интернет-пиратством
Новая Зеландия спешно приняла в третьем чтении закон о борьбе с пиратством, вызвавший множество споров. По своему содержанию он аналогичен законам, принятым во Франции, Ирландии и Южной Корее, и предусматривает обязанность интернет-провайдеров рассылать предупреждения лицам, подозреваемым в нарушении авторского права. Нарушители могут быть лишены доступа в интернет на срок до 6 месяцев, а также с них может быть взыскан штраф в размере до $ 15 тыс. долларов. (Music Week, 14.04.2011) 
SACD и SCAM опротестовывают решение бельгийского суда
Бельгийское авторское общество SACD совместно с обществом SCAM собираются опротестовать решение суда первой инстанции, в соответствии с которым кабельный оператор широкополосной сети Telenet не должен выплачивать дополнительные суммы авторского вознаграждения за контент, доступный в его сети. Суд счел, что договор Telenet с вещателями, в соответствии с которым оператору передавались “все права”, снимает с него обязанность выплачивать какие-либо дополнительные суммы. Однако, по мнению авторских обществ, решение суда было принято на основании устаревших данных, а также в силу непонимания судом особенностей бизнес-модели Telenet. Также общества считают, что в период, за который они пытаются взыскать авторское вознаграждение, договор с вещателями еще не был заключен. (Broadband TV News, 18.04.2011) 
PRS выплатило авторам рекордную сумму
Британское общество PRS for Music отчиталось о распределении рекордной суммы авторского вознаграждения, самой крупной за всю историю существования организации. В рамках квартального распределения авторам, композиторам и издателям было выплачено ? 127 млн. Добиться такого результата PRS смогло за счет существенного сокращения административных расходов. Сотрудниками PRS была проведена тщательная работа по распределению: проанализировано 45 млн. исполнений, идентифицировано свыше 640 тыс. произведений, авторам которых и было выплачено вознаграждение. Британские правообладатели получили 72% от общей суммы, а зарубежные (в основном из США, Нидерландов и Франции) – 28%. (Music Week, 19.04.2011) 
Китай отказывается снимать ограничения
Китай и США продолжают дебаты по вопросам ограничений, установленных Китаем на импорт товаров, основанных на интеллектуальной собственности: фильмы, книги, музыка. США заявляют, что эти ограничения не только напрямую противоречат политике Всемирной Торговой Организации (ВТО), но и подогревают спрос на пиратские товары.
В декабре 2009 г., после того как апелляция Китая была оставлена без удовлетворения, США выиграли дело в суде ВТО. “Разумный период времени” для снятия Китаем ограничений истек 19 марта, и теперь США угрожают запросить право на наложение соответствующих санкций. 19 апреля китайское торговое представительство опубликовало заявление, которое по сути дела объясняет, что взамен их права воспользоваться иной процедурой, у них осталось только время на подготовку защитной стратегии против претензии США о наложении дополнительных репрессивных санкций. (Billboard.biz, 19.04.2011) 
EMI вернуло контроль за цифровым каталогом
1 мая 2011 г. музыкальное издательство EMI взяло обратно под свой контроль лицензирование “цифровых” прав, переданных ранее американской организации по управлению правами на публичное исполнение ASCAP. Эта мера была предпринята в целях повышения эффективности и упрощения “цифрового лицензирования” контента из одного из крупнейших каталогов издательства – EMI April Music.
Председатель и генеральный директор EMI Роджер Факсон заявил, что решение было принято, чтобы “…собрать воедино права на множество песен и уменьшить беремя лицензирования. Это позволит не только повысить эффективность, но и снизить преграды для развития инновационных сервисов”. Лицензированием публичного исполнения репертуара EMI в традиционных медиа будет по-прежнему заниматься ASCAP. (Music Week, 03.05.2011) 
Показатели датского общества KODA в 2010 г.
Сборы авторского общества KODA в 2010 г. выросли на 6,2% и составили € 82,5млн. Сборы, поступившие от сектора радио и ТВ, немного снизились, однако сборы за кинотеатры, фильмы и концерты возросли.
Несмотря на продолжающийся рост KODA подчеркивает необходимость поиска новых источников поступлений. Примером тому может служить работа онлайн-сервиса MyKODA, который позволяет членам общества регистрировать новые треки и концерты, а также проект Musikkens Vaerdi, который предлагает вниманию пользователей методические рекомендации о том, как музыка “улучшает восприятие потребителя”. (Music&Copyright, 04.05.2011) 
Показатели эстонского общества EAU в 2010 г.
Авторское общество EAU обнародовало итоги деятельности в 2010 г. Сборы увеличились на 0,5% и составили $5,3 млн. 17% рост сборов за воспроизведение произведений в механической записи позволил данному сектору стать основным источником прироста поступлений 2010 г. Замедлилось падение поступлений от ТВ-сектора (6%) по сравнению с 2009 г. (9,6%). Сократились сборы за “живую” музыку, кино, частное копирование и иностранные поступления. (Music&Copyright, 04.05.2011) 
Показатели канадского общества SOCAN в 2010 г.
Канадское авторское общество SOCAN обнародовало положительные результаты деятельности за 2010 г. Увеличение сборов составило 11% (C$ 275 млн).
Генеральный директор SOCAN Эрик Батист заявил, что “…с каждого собранного доллара наши члены получили 86 центов”. Благодаря укреплению канадского доллара поступления из-за рубежа сократились только на 11% и составили C$ 42 млн. Рост сборов в пределах Канады произошел во всех секторах, включая телерадиовещание, “живую” и цифровую музыку, и составил 16,5% (C$ 230 млн.). Причиной тому стал ряд факторов: мощный экономический подъем, увеличение количества компаний, использующих музыку, выплаты задолженностей за исполнение музыки онлайн. (Broadcaster, 05.05.2011) 
HFA заключило соглашение с провайдером фоновой музыки
Американская организация HFA, управляющая правами на воспроизведение в механической записи, заключила лицензионное соглашение с провайдером фоновой музыки PCMusic. В клиентскую базу PCMusic входят крупнейшие торговые сети, рестораны, отели и фитнес-клубы. При помощи сервиса MUSICbox клиенты компании получают индивидуальные музыкальные плей-листы, которые способствуют формированию восприятия потребителей. В соответствии с соглашением более 46 тыс. издательств, представляемых HFA, получат возможность отслеживать использование своих произведений в сервисе PCMusic. (Broadcaster, 05.05.2011)