Вестник Департамента международных связей № 53

21.12.2010

Итальянский рынок цифровой музыки

29 ноября 2010 г. в Милане прошел Форум цифровой музыки (Digital Music Forum 2010). Организатором мероприятия выступила Итальянская федерация музыкальной индустрии (FIMI), объединяющая крупнейшие звукозаписывающие фирмы страны. Вниманию участников Форума были представлены данные о состоянии рынка цифровой музыки в Италии за первые девять месяцев 2010 г.
Его общий объем составил € 16,1 млн., что на 9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Объем продаж цифровых музыкальных записей через Интернет-магазины вырос на 14%. В целом доля цифровой музыки в Италии составляет 18% от общего объема музыкального рынка, что значительно ниже среднеевропейского показателя – 25%. (dirittodautore.it, 29.11.2010, 01.12.2010;) 
Пересмотр дела Pirate Bay
Апелляционный суд Стокгольма на состоявшемся 29 ноября 2010 г. заседании подтвердил ранее вынесенный обвинительный приговор по делу трех владельцев скандально известного пиратского сайта The Pirate Bay, но скорректировал меру наказания в сторону сокращения тюремного срока и увеличения размера штрафа. Общая сумма штрафа теперь увеличена до € 4,6 млн., а сроки заключения для владельцев сайта были установлены в 4, 8 и 10 месяцев. (dirittodautore.it, 29.11.2010; siae.it, 29.11.2010) 
Соглашение между французскими авторскими обществами и YouTube
25 ноября 2010 г. YouTube France подписала лицензионное соглашение с тремя французскими авторскими обществами – Обществом авторов и композиторов драматических произведений (SACD), Гражданским обществом авторов мультимедиа (SCAM) и Обществом авторов графического и изобразительного искусства (ADAGP). Ранее YouTube заключила подобное соглашение с обществами: SACEM (Франция), SACM (Мексика), SADAIC (Аргентина).
Эти действия можно рассматривать как попытку Google (который владеет сервисом YouTube) укрепить взаимоотношения с институтами индустрии во Франции, которая предпринимается на фоне приостановленных переговоров между Google и немецким авторским обществом GEMA.
По оценкам информационного аналитика британской компании “Charles Stanley” Сэма Харта (Sam Hart), Интернет-гигант стремится “…представить себя в наиболее выгодном свете” особенно после недавно обрушившейся на него волны критики за незаконный сбор персональных данных для сервиса Street View.
По мнению Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC) подписание этих соглашений говорит не только о том, что авторы станут получать больше вознаграждения, но и о том, что созданы важные прецеденты уважительного отношения к правам авторов в Интернете. CISAC надеется, что эти действия облегчат переговоры между авторскими обществами и сервисами в других странах. (Bloomberg, cisac.org, 25.11.10) 
Отчет BMI стал более детальным в отношении источников сборов
В последнем ежегодном отчете американское авторское общество BMI предоставило информацию об источниках сборов. Сборы BMI за 2010-й финансовый год, который закончился 30 июня, достигли $ 917 млн., что на 1,3% больше, чем в предыдущем году. Несмотря на то, что доля поступлений за все медиа во внутренних сборах организации незначительно сократилась и составила 33%, радио осталось основным источником сборов. Вторым по объемам поступлений, несмотря на незначительный спад, стало кабельное и спутниковое телевещание. Эфирное телевещание, общее лицензирование и новые медиа показали небольшой рост в рамках внутренних сборов. Доля Западной Европы в общемировых сборах несколько сократилась, тогда как сборы от Азиатско-тихоокеанского региона показали значительный рост. Сумма поступлений, подлежащих распределению, оказалась не на много выше чем в 2009 г. и составила $ 789 млн. (Music & Copyright, 17.11.2010) 
Сенат Верховного суда Латвии признал тарифы AKKA/LAA справедливыми
15 ноября 2010 г. Сенат Верховного суда Латвийской Республики признал тарифы Агентства по авторским правам и коммуникации – Латвийского авторского общества (AKKA/LAA) на использование музыкальных произведений радио- и ТВ-вещателями не только справедливыми и экономически обоснованными, но и самыми низкими в Европейском Союзе. Верховный суд также отметил, что в установлении AKKA/LAA тарифов он не видит злоупотреблений господствующим положением. Решение Верховного суда сдвинуло с мертвой точки продолжительные судебные разбирательства между Агентством и вещателями, что по ожиданиям AKKA/LAA, позволит правообладателям получить их законное авторское вознаграждение. (Diena.Lv, 16.11.2010) 
PRS договорилось о порядке лицензирования благотворительных организаций
Британское правительство заявило, что по итогам 18 месяцев переговоров авторское общество PRS for Music, представители музыкальных организаций-правообладателей, благотворительных и “некоммерческих” учреждений пришли к взаимной договоренности.
Несмотря на то, что впредь благотворители не будут освобождаться от выплаты отчислений за публичное исполнение фонограмм или сообщение музыки в эфир, перечень мест, для которых будет применяться наименьшая тарифная ставка (47 € в год), значительно расширился; а лицензия для благотворительных магазинов, размер которой начинается с 63 €, будет предусматривать не только зону розничной торговли, но и любую, связанную с ней офисную территорию. PRS for Music и PPL (организация, управляющая правами исполнителей и производителей звукозаписей) установят единую систему лицензирования в целях упрощения системы внедрения таких лицензий для благотворительных организаций. (Music Industry News Network, 14.11.2010) 
В США потоковая музыка вытесняет загрузки
По результатам нового исследования, проведенное компанией NPD Group, в США стриминг (потоковая музыка) постепенно вытесняет загрузки как средство доступа к музыке в режиме он-лайн. Согласно исследованию в августе 30% опрошенных пользователей загружали музыку, и почти столько же (29%) прослушивали потоковую музыку на своих компьютерах. Аналогичные показатели за март 2010 г. составили 29% и 25%. Следовательно, можно прийти к выводу, что если такая тенденции к использованию продолжит свое развитие, то очень скоро стриминг станет самым популярным способом прослушивания музыки на компьютере. (Musicweek, 12.11.10) 
SACEM усомнился в новом подходе ЕС к управлению правами авторов
Французское Общество авторов, композиторов и музыкальных издателей (SACEM) поставило под сомнение целесообразность нового общеевропейского подхода к управлению выплатами за использование авторских прав на территории Европы, который был выдвинут Комиссаром ЕС по вопросам конкуренции Нели Крус (Neelie Kroes) для обсуждения в рамках повестки по цифровому контенту.
Г-жа Крус дала обещание разобраться с проблемой он-лайн пиратства, которая, по ее словам, исходит не столько от намерения Интернет-пользователей совершить противозаконное деяние, сколько от относительно непростой процедуры загрузки музыки и фильмов законным путем. Еврокомиссар заявила, что решение вопроса по защите прав авторов смогло бы облегчить борьбу с пиратством. В качестве решения она предлагает развивать институт “одного окна” по управлению сборами и распределением вознаграждения для авторов Евросоюза.
Именно это предложение поставил под сомнение Президент SACEM Бернар Мийе (Bernard Miyet), который считает, что нынешняя система работает хорошо, и будет довольно трудно убедить национальные организации отказаться от части своих полномочий. (Wall Street Journal, 08.11.10) 
Ущерб от Интернет-пиратства в Испании
По данным международной исследовательской организации IDC Research общая сумма ущерба от Интернет-пиратства в Испании за первое полугодие 2010 г. составила € 5,2 млрд. Это втрое больше того, что заработали за тот же период обладатели авторских и смежных прав (€ 1,56 млрд.). Больше всего страдает от нелегального использования произведений, охраняемых авторским правом, музыкальный рынок. По данным исследования нелегальными остаются 97,8% всех загрузок. (dirittodautore.it, 08.11.2010) 
Френк Стелла избран Председателем CIAGP
На прошедшем 2 – 3 ноября 2010 г. в Нью-Йорке заседании Международного совета авторов произведений графики, скульптуры и фотографии CISAC (CIAGP) его председателем был избран известный американский художник Френк Стелла (Frank Stella). Ранее эту должность занимал испанский художник Андр?с Нахель (Andres Nagel). (CISAC, 07.11.10) 
Новая услуга для авторов сайта СИАЕ
с 8 ноября 2010 г. Итальянское общество авторов и издателей (SIAE) открыло на своем сайте новый раздел – “Неидентифицированные аудиозаписи”, где приводится список использованных, но не идентифицированных службами СИАЕ аудиозаписей. На этой странице сайта, любой автор в режиме “онлайн” может сопоставить этот список со своим репертуаром и при необходимости предоставить доказательства авторства произведений, найденных в списке.
На первом этапе в список включены произведения, распределение по которым должно было быть осуществлено с первого полугодия 2000 г. по второе полугодие 2006 г. Сумма, собранная за использование этих произведений составляет 1,89% от общей суммы распределения за этот период. Список будет открыт до 15 марта 2011 г. Затем соответствующие службы СИАЕ проверят поступившие доказательства авторства и произведут соответствующие начисления авторам. О публикации следующей части списка будет сообщено дополнительно. (dirittodautore.it, 04.11.2010) 
Расходы итальянцев на зрелищные мероприятия
4 ноября 2010 г. на специальной пресс-конференции, организованной SIAE, были обнародованы данные о расходах итальянцев на зрелищные мероприятия в первом полугодии 2010 г. Традиционно в Италии в таких отчетах под зрелищными мероприятиями понимается широкий круг мероприятий – от художественных выставок до спортивных состязаний.
По данным отчета за их посещение в первом полугодии 2010 г. итальянцы заплатили € 1,662 млрд., что на 8,2% больше, чем за тот же период прошлого года. Более всего выросли расходы на посещение выставок (+ 43%) и кинотеатров (+ 25%). Собственно за билеты было заплачено € 1,48 млрд. (+ 9,%), остальные € 614 млн. – за прочие услуги, предоставленные стадионами, театрами, кинотеатрами и концертными залами (продажа напитков, дополнительная плата за предварительный заказ билетов, услуги гардероба и т.д.). Общее количество проданных билетов составило € 126 млн. (+5,7%).
Доходы организаторов зрелищных мероприятий помимо поступлений от продажи билетов (реклама, уступка прав на телевизионную запись, спонсорство, субсидии местных властей и т.д.) составили € 2,223 млрд. (- 2,5%). (siae.it, 04.11.2010) 
Сборы мексиканского авторского общества SACM значительно возросли
Отчисления кинотеатров за предыдущие годы, поступившие в 2009 г., способствовали росту сборов Мексиканского общества авторов и композиторов (SACM). В 2009 г. сборы выросли на 12,3 % по сравнению с 2008 г. и достигли $ 49,9 млн., однако без учета отчислений кинотеатров рост составил бы примерно 2 %.
Наибольший объем отчислений поступает в SACM от компаний наземного вещания (28% от общей суммы, по сравнению с 32 % в 2008 г.). Второй важный источник поступлений – отчисления кинотеатров, гостиниц, ресторанов, магазинов и видеопрокатов, которые выросли на 47,7 % (с $ 9,1 млн. в 2008 г. до $ 13,4 млн. в 2009 г.) и составили 27 % от общего объема сборов. (Music & Copyright, 03.11.10) 
Spotify выплатил в качестве роялти € 40 млн.
Новые данные, обнародованные сервисом Spotify, говорят о том, что с момента своего основания в 2008 г. музыкальный сервис “на основе подписки” выплатил в качестве авторского вознаграждения более € 40 млн. Согласно отчетам компании, только за 8 месяцев этого года правообладателям было выплачено роялти на общую сумму более € 30 млн.
В настоящее время аудитория Spotify в Европе насчитывает более 10 млн. пользователей, однако только 650 тыс. из них платят за сервис. При этом 9 из 10 абонентов оплачивают самую дорогую подписку – € 9,99 в месяц. (MusicWeek, 29.10.10) 
Музыкальная индустрия Италии в 2009 г.
Миланский частный университет IULM обнародовал отчет о состоянии музыкальной индустрии Италии в 2009 г. (Economia della Musica in Italia 2009). Документ был подготовлен по заказу Итальянского общества авторов и издателей (SIAE), Федерации музыкальных издателей (FEM), Консорциума звукозаписывающий фирм (SCF Consorzio Fonografici) и Ассоциации производителей и распространителей музыкальных инструментов (Dismamusica).
Данные отчета охватывают все отрасли промышленности, связанные с музыкой и ее использованием – от производства музыкальных инструментов, выпуска и продажи нотных изданий до живого исполнения музыкальных произведений, производства фонограмм и распространения музыки в цифровом виде. Согласно отчету общий оборот всех этих отраслей музыкальной индустрии составил в 2009 г. 3,7 млрд. евро, что на 9% меньше, чем в 2008 г. По основным секторам ситуация была следующей:
Продажа музыкальных произведений на физических носителях – € 375 млн.(- 25%);
Продажа музыкальных произведений в цифровом виде (включая музыку для мобильных телефонов) – € 44 млн. (+ 13%);
Сборы за использование музыкальных произведений пользователями (коммерческие центры, бары и рестораны, гостиницы, радио и телевидение, дискотеки и т.д. – авторские и смежные права) – € 71 млн. (+ 9%);
Синхронизация (показатель в отчете за 2009 г. был введен впервые) – € 31 млн. (в том числе сборы с кинотеатров – € 14 млн.);
Живое исполнение музыкальных произведений – € 781 млн.(+ 3%).
Решение европейского суда по поводу частного копирования
Международная конфедерация обществ авторов и композиторов (CISAC) высказала свое удовлетворение решением Европейского суда по поводу частного копирования, принятым в связи с иском компании-производителя компакт-дисков PADAWAN против Генерального общества авторов и издателей Испании (SGAE).
В постановлении суда от 21 октября 2010 г. подтверждается право частных лиц копировать для своих личных нужд охраняемые авторским правом произведения, не запрашивая на это лицензию, и право авторов получать за это вознаграждение (которое взимается с производителей и импортеров чистых носителей). Данное решение Европейского суда, как и все прочие, является прецедентом и справедливо не только для Испании, но и для всех стран Европейского союза. Таким образом, все европейские законы о частном копировании были признаны соответствующими общеевропейским нормам. В постановлении было также особо отмечено, что приобретение чистых носителей юридическими лицами (как фирмами, так и частными предпринимателями) не подпадает под действие закона о частном копировании. (cisac.org, 22.10.2010; sgae.es, 22.10.2010)