Вестник Департамента международных связей № 48

06.07.2010

JASRAC совместно с пользователями создал систему по распределению роялти

Японское авторское общество JASRAC совместно с Ассоциацией сети музыкальных прав (Network Music Rights, NMRC), группой провайдеров музыкального контента в Японии, стало инициатором разработки и внедрения Copyright Data Clearinghouse (CDC) – независимой некоммерческой, централизованной системы обработки данных в интересах обществ по коллективному управлению правами (ОКУП) и распространителей музыкальной продукции в сети Интернет.
Высокая интенсивность использования музыкальных произведений, а также финансовые издержки, связанные с распределением отчислений, обработкой данных и очисткой прав, которые легли на плечи распространителей интерактивного контента и ОКУПов, выявили, по мнению JASRAC, необходимость в создании такой системы.
Организация CDC призвана централизовать и модернизировать процессы учета и контроля использования произведений в интересах как ОКУПов, так и дистрибьюторов музыкального контента. В данном случае снижение издержек и повышение эффективности деятельности будет способствовать оперативности и повышению точности распределения авторского вознаграждения.
В состав CDC входят 4 ОКУПа и 10 компаний – дистрибьюторов интерактивного музыкального контента. Ожидается, что в ближайшем будущем к проекту присоединятся и другие дистрибьюторы, что позволит в дальнейшем обрабатывать порядка 70% музыки, распространяемой онлайн на территории Японии.
По мнению JASRAC, создание такой организации является первым шагом на пути к изменению способов взаимодействия между ОКУПами и пользователями. Такая модель применима не только для других способов использования музыки, но и для иностранных обществ. (Jasrac.or.jp, 30.06.2010) 
Итоги деятельности СУИСА в 2009 г.
В ходе Генеральной ассамблеи, состоявшейся 26 июня 2010 г., руководящий совет Швейцарского кооператива авторов и музыкальных издателей (SUISA) представил ежегодный отчет о деятельности организации за 2009 г. Общая сумма поступлений за все виды использования музыкальных произведений снизилась на 3% и составила $130,1 млн. Сумма средств, предназначенных для распределения, снизилась на 1,7% и составила $109,8 млн.
Структура поступлений выглядит следующим образом: 46% – использование произведений на радио и телевидении, 31% – публичное исполнение (концерты, использование музыкальных записей в ресторанах, гостиницах, магазинах, фитнес-клубах и т.д.), 15% – механическая запись, 8% – частное копирование, прокат аудио- и видеозаписей. На фоне общего спада небольшое увеличение продемонстрировали поступления от концертной деятельности (+ 4%), тогда как поступления за частное копирование и прокат аудио- и видеозаписей снизились на 10% и 13% соответственно; онлайновые продажи музыки выросли за год на 46%, однако их общая сумма составила лишь $563 тыс.
Существенно снизились размеры поступлений от зарубежных авторских обществ, которые составили $13,8 млн. Выплаты же СУИСА зарубежным обществам, наоборот, выросли и достигли $46,1 млн. (2008 г. – $35,1 млн.). (suisa.ch, 26.06.2010) 
Изменения в СИЗАК
В ходе Генеральной ассамблеи Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC), состоявшейся в Бильбао (Испания) 11 июня 2010 г., было избрано новое руководство Конфедерации, а в ее ряды были приняты новые члены.
На пост Президента СИЗАК единодушным голосованием был переизбран британский композитор, член группы Bee Gees Робин Гибб (Robin Gibb), вице-президентом стал французский художник Эрве Ди Роза (Herve Di Rosa), занимавший ранее пост вице-президента французского Общества авторов графического и изобразительного искусства (ADAGP). На этом посту он сменил мексиканского кинематографиста Альфонсо Куарона (Alfonso Cuaron).
Новыми членами CISAC стали авторские общества Узбекистана, Сейшельских островов, Макао и Брунея, а также недавно созданные авторские общества из Канады и Турции.
Окончательно из членов СИЗАК за несоблюдение обязательств были исключены: авторское общество SGA (Гвинеи-Бисау), SODOMAPLA (Доминиканская Республика).
Таким образом, по состоянию на июнь 2010 г. членами СИЗАК являются 229 авторских обществ из 121 страны. (cisac.org, 11, 25.06.2010) 
Итальянцы все больше тратят на публичные мероприятия
24 июня 2010 г. обнародован ежегодный отчет Итальянского общества авторов и издателей (SIAE), посвященный расходам итальянцев на зрелищные (театр, опера, балет, концерты, кино) и спортивные мероприятия. По данным отчета в 2009 г. за посещение зрелищных мероприятий итальянцы в общей сложности заплатили €3,911 млрд., что почти на 7% больше, чем год назад. При этом общее число посещений таких мероприятий по сравнению с 2008 г. не изменилось и составило 239 млн.
Доходы организаторов театральных и концертных мероприятий, не связанные с покупкой билетов (поступления от рекламы и от спонсоров, доходы от уступки прав на телевизионную запись и т.д.), выросли в 2009 г. на 1,7%, и их сумма составила €5 млрд. 764 млн.
Самыми прибыльными в 2009 г. стали: фильм “Ледниковый период – 3”, мюзикл “Мамма миа!”, концерты U2 и опера Ж. Бизе “Кармен” в миланском театре “Ла Скала”. (siae.it, 24.06.2010; dirittodautore.it, 25.06.2010) 
Правительство Канады хочет изменить закон “Об авторском праве”
2 июня 2010 г. правительство Канады представило в парламент проект закона “О модернизации авторского права” (Copyright Modernization Act). По заявлению министра промышленности Канады Тони Клемента (Tony Clement) целью закона является “модернизация существующих норм авторского права, их адаптация к новым условиям, при которых доминирует информация в цифровом виде, защита старых и создание новых рабочих мест, а также внедрение инноваций и привлечение в страну новых инвестиций”.
Новые положения закона предусматривают меры по борьбе с пиратством, по законодательной защите фирм, применяющих ПО и оборудование, которое препятствует незаконному копированию, по определению статуса и ответственности Интернет-провайдеров.
В качестве предложенных в рамках проекта нововведений можно отметить участие Интернет-провайдеров в процессе рассылки предупреждений пользователям в случае нарушения прав авторов, а также проведение мероприятий по пропаганде авторского права. (dirittodautore.it, 17.06.2010) 
GEMA выдает телевизионные лицензии на вещание Кубка мира
Немецкое авторское общество GEMA объявило о выпуске специальных лицензий на воспроизведение в Германии музыки в ходе публичного показа футбольных матчей Кубка Мира в Южной Африке с 11 июня по 11 июля 2010 г.
Однако такими лицензиями не смогут воспользоваться заведения, в которых телевещание осуществляется круглогодично, а также площадки, осуществляющие показ по билетам и с предварительной рекламой трансляции матчей.
Лицензии могут быть приобретены только пабами, ресторанами, магазинами, где телевизор будет установлен специально для просмотра матчей Кубка Мира. (Billboard.biz, 25.05.10) 
Конгресс США опубликовал документ о борьбе с пиратством
Конгресс США опубликовал список файлообменных сайтов – лидеров в области нарушения авторских прав. В список вошли Pirate Bay, IsoHunt, Mp3fiesta, RapidShare, RMX4U и Baidu.
Фракция Конгресса США по борьбе с международным пиратством (Congressional International Anti-Piracy Caucus) составила список стран со слабым уровнем защиты авторского права, на территории которых регистрируются пиратские файлообменные сайты: Канада, Китай, Мексика, Россия, Испания.
Появление такого списка одобрили Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (Recording Industry Association of America, RIAA), Американская ассоциация кинокомпаний (MPAA, Motion Picture Association of America) и Ассоциация развлекательного ПО (Entertainment Software Association). Генеральный директор MPAA Роберт Пизано отметил чрезвычайно высокий уровень интернет-пиратства в Канаде, а в Испании, по его словам, нарушение авторских прав стало просто эпидемией. (The Hollywood Reporter, 19.05.10) 
Сборы JASRAC в 2009 г. снизились на 3%
Японское авторское общество JASRAC сообщило, что общий объем сборов за использование музыкальных произведений в 2009 г. снизился на 3% и составил $1,2 млрд. Сборы за использование прав на публичное исполнение (48% от общего объема сборов) выросли, несмотря на то, что сборы с теле- и радиовещателей, составляющие больше половины сборов за публичное исполнение, существенно снизились.
Сборы за механическую запись упали на 10% до $0,4 млн., при этом доля данного сектора в общем объеме сборов уменьшилась с 36% в 2008 г. до 33%. Что касается сектора цифровой музыки, то сборы от загрузок и потокового вещания видео увеличились, при этом поступления за рингтоны снизились почти на 25%. (IT Media News – Japan, 19.05.10) 
Снижение сборов латвийского авторского общества
Согласно отчету латвийского авторского общества AKKA/LAA, представляющего интересы более 4 тыс. авторов, его сборы в 2009 г. сократились на 16,9% и составили $7,2 млн.
Основным источником поступлений стали сборы за публичное исполнение, уровень которых снизился на 9,3%. По мнению общества, причиной спада стало уменьшение в 2008 г. количества крупных концертов, банкротство кафе, клубов и магазинов вследствие кризиса. Сборы за механическую запись сократились на 34% до $130,4 тыс. (Music & Copyright, 19.05.10) 
Незначительное снижение сборов SGAE в 2009
Испанское авторское общество SGAE сообщило о незначительном 5,1% снижении общего уровня сборов за предыдущий год до €316,8 млн., по сравнению с 2008. Президент SGAE Эдуардо Баутиста (Eduardo Bautista) выразил свое огорчение в связи с уменьшением сборов, но подчеркнул, что показатели оказались выше предполагаемого уровня, учитывая, что музыкальный рынок Испании находится в кризисе с 2002 г.
Более того, впервые за время существования общества потребительский сектор электроники и продажи чистых носителей принес больше дохода, чем продажи музыки в механической записи, которые снизились на 30% до €20,5 млн. (Billboard.biz, 20.05.10) 
Стабильные сборы BUMA/STEMRA в 2009
Авторское общество Нидерландов по охране авторских прав на публичное исполнение/ механическое воспроизведение произведений BUMA/STEMRA сообщило о положительных результатах деятельности в 2009 г.
Но, несмотря на это, собственные прогнозы общества по использованию механических записей не позволяют говорить о какой-то конкретной перспективе для STEMRA. Так, за 2009 г. сборы STEMRA сократились с €45,3 млн. до €42 млн.).
Этот пессимизм можно объяснить постоянным снижением продаж CD и DVD, а также тем, что в нормативные документы по частному копированию не были внесены соответствующие изменения, которые приравняли бы USB-накопители и MP3-плееры к чистым носителям.
Ситуация с охраной прав на публичное исполнение, чем занимается BUMA, представляется более оптимистичной: сборы в этой сфере увеличились с €132,4 млн. в 2008 г. до €132,7 млн. в 2009 г. (Billboard.biz, 18.05.2010)