Пресс-конференция, посвященная вопросам защиты прав на интеллектуальную собственность и актуальным вопросам деятельности РСП

12.11.2010

В пресс-конференции приняли участие заместитель министра культуры РФ Екатерина Чуковская, генеральный директор Российского Авторского Общества Сергей Федотов, генеральный директор студии ТРИТЭ Леонид Верещагин, генеральный директор Российского Союза Правообладателей Андрей Кричевский, актер и режиссер Фёдор Бондарчук и народная артистка РСФСР Ирина Мирошниченко.
 
Екатерина Чуковская (на снимке крайняя справа) отметила, что Российский Союз Правообладателей – организация, созданная самими правообладателями в соответствии с требованиями Гражданского кодекса для коллективного управления авторскими правами. Его функция – сбор компенсационного вознаграждения правообладателям за частное копирование аудиовизуальных и музыкальных произведений.
 
“Система компенсационного вознаграждения действует уже достаточно давно в западных странах. Покупая носитель или технику, мы заранее платим вознаграждение автору или правообладателю того произведения, которое будет зафиксировано на этом носителе или с помощью этой техники. В РФ такая норма была впервые введена в 1993-м году, но она, к сожалению, не работала в силу разных причин. Наконец, 17 лет спустя Правительство РФ выпустило постановление, которое поясняет размер и порядок сбора такого вознаграждения. И теперь, когда РСП получил аккредитацию, мы посмотрим, как это все работает на практике”, – сказала замминистра культуры.
 
Далее Е.Э. Чуковская отметила, что “…алгоритм действий, которые предстоит выполнять, детально расписан. И мы с нетерпением ждем, как все будет работать. В любом случае для российского авторского права это серьезный прорыв. Не только потому, что наши авторы получают еще большую степень защиты, но и потому что, честно говоря, на международной арене мы выглядели довольно бледно. Сейчас наше законодательство практически гармонизировано с европейским, что в свете вступления России в ВТО достаточно важно”.
 
Генеральный директор РАО Сергей Федотов (в центре) также отметил, что “… принятие Постановления Правительства РФ приближает нас к цивилизованному уровню охраны авторских прав, который существует и в Евросоюзе, и в США. Процесс гармонизации нашего законодательства и практической реализации данной нормы является очень важным фактором в контексте вступления России в ВТО. В сентябре прошел конкурс на получение государственной аккредитации в этой сфере, и мы очень рады, что именно Российский Союз Правообладателей был выбран той структурой, которая в наиболее полной степени соответствует на сегодняшний день законодательству. Спустя некоторое время было принято и постановление Правительства РФ. Так что сейчас, с одной стороны, перед нами большая перспектива развития этой сферы, с другой стороны, конечно, нам предстоит огромная работа. Надеюсь, что в итоге наши деятели культуры будут получать предусмотренное законом вознаграждение”. 
 
Леонид Верещагин (на снимке) отметил, что Российский Союз Правообладателей был учрежден, в том числе и Союзом кинематографистов. В частности, он сказал: “Любое новое дело, естественно, подразумевает появление ряда вопросов. Например, нам не безразлично, каким образом будет распределяться сбор. Союз кинематографистов будет внимательно следить за тем, как будут соблюдаться права создателей аудиовизуальных произведений, по какой формуле будет рассчитываться, кому и сколько положено, здесь будут учитываться результаты проката, телевизионные рейтинги и розничные продажи.
 
Компенсационный сбор ни в коей мере не освобождает ни кинематографистов, ни производителей музыкальных произведений, ни государственные органы от борьбы с пиратством. Данный вопрос продолжает стоять на повестке дня и является отдельной темой для разговора”.
 
Дискуссия вызвала живой интерес присутствующих, и журналисты вставали в очередь к микрофонам, чтобы задать интересующие их вопросы.
 
Режиссер и актер Федор Бондарчук (на снимке) посетовал на неэффективность старой организации. Он заявил: “Не знаю кинематографистов, производителей, которые раньше что-нибудь получали. А они в нашей стране теряют невероятные деньги: это и скачивание из Интернета, и отсутствие цивилизованного рынка DVD, и наличие “серых” билетов в однозальниках. Производителям фильмов в России практически невозможно работать, я уже не говорю об артистах. Посмотрим, насколько эффективно будет работать новая организация. Но какие-то шаги предпринимать точно надо”.
 
Народная артистка РСФСР и член Совета РСП Ирина Мирошниченко (на снимке) выразила опасение за судьбу старшего поколения наших актеров. “Артистам никогда ничего не то что не отчисляли, у нас не было никакого авторства вообще. Были авторы-режиссеры, сценаристы, художники, композиторы, а артисты – никогда. Я бы мечтала, чтобы наши артисты, создав множество прекрасных произведений в советские времена, когда понятия “гонорар” и “отчисления” вообще не существовали, сегодня могли что-то получить в ответ”, сказала актриса. Она также подчеркнула, что “… работа Союза может стать потрясающе благородной миссией для будущих актеров, которые смогут получать дивиденды от созданного ими произведения. По крайней мере, я возлагаю огромные надежды на наш Союз”.

На снимках: журналисты за работой.
 
Отвечая на вопрос журналиста о том, как будет организована работа по сбору статистических данных в сфере частного копирования произведений генеральный директор РСП Андрей Кричевский (на снимке) заметил: “Нами уже заключен договор с фондом “Общественное мнение” о сотрудничестве, в рамках которого такие исследования и предполагаются. Исследования будут проведены в самое ближайшее время, поскольку они действительно позволяют понять объемы копирования и предпочтения людей”.
 
А Сергей Федотов привел такой пример: “Я купил где-то за рубежом хороший лицензионный диск. Сразу закачиваю музыку на компьютер, потом делаю копию в плеер и копию диска для машины. И такие случаи происходят достаточно часто. Статистика сейчас ведется, и мы не только принимаем во внимание продажи в магазинах, количество эфиров и т.д., но и опросы населения. Мы на бытовом уровне хотим понять, кто, что и как часто копирует. Понятно, что раньше эта работа не велась, и очевидно, что на данный момент она очень актуальна”.
 
По окончании пресс-конференции журналисты долго не хотели отпускать спикеров. На снимке: Леонид Верещагин (на снимке справа) отвечает на вопросы журналиста МК, Екатерина Чуковская (на снимке на втором плане) дает комментарии Инфокс-видео.
 
У журналиста “Ведомостей” Ксении Болецкой (на снимке в центре) после пресс-конференции остался неозвученным вопрос к генеральному директору РАО Сергею Федотову.
 
Материалы по теме читайте: