ВЕСТНИК ДЕПАРТАМЕНТА МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ № 70

07.09.2017

Мировые сборы авторского вознаграждения достигли рекордной отметки в 6,8 млрд евро

В конце 2016 года Международная конфедерация обществ авторов и композиторов СИЗАК обнародовала Отчет о мировых сборах авторского вознаграждения за предыдущий 2015 год. Данный материал объединил финансовую отчетность 239 авторских обществ, представляющих интересы более 4 млн авторов музыкальных, аудиовизуальных, драматических, литературных и графических произведений из 123 стран мира. Впервые в отчет вошли данные о цифровом сегменте ключевых музыкальных рынков, представленные ведущими музыкальными издательствами.

По данным отчета, общемировые сборы авторского вознаграждения показывают рост на протяжении 3-х лет и достигли 8,6 млрд евро. В 2015 году рост сборов составил 8,9%, что позволило впервые преодолеть отметку в 8 млрд евро. На долю поступлений от музыки пришлось 90% от общей суммы (7,5 млрд), этот сегмент за год вырос на 8,5%. Сборы за другие виды прав также продемонстрировали устойчивый рост: роялти за аудиовизуальные права выросли на 15,1%, роялти за использование прав на произведения графического искусства – на 27,4%.

Поступления от цифровых сервисов «подскочили» на 21,4% и составили 7,2% от мировых сборов авторского вознаграждения.

Основные тенденции:
Мировые сборы авторского вознаграждения в 2015 г. составили 8,6 млрд евро, что больше на 8,9%, чем в 2014 г.
Европа продолжает лидировать по сборам, представляя долю в 58,4% от общего объема сборов (5 млрд евро), продемонстрировав годовой прирост в размере 3,6%.
• В части репертуара наибольший объем сборов обеспечила музыка (86,8% от общей суммы). Поступления за использование аудиовизуальных произведений увеличились на 15,1%, а за произведения графического искусства – на 27,4%.
• Поступления от цифровых сервисов выросли на 21,4%, но составили всего 7,2% от мировой суммы авторского вознаграждения.

Цифровая музыка:
В отчете СИЗАК уделяется внимание онлайн-рынку. В нем собрана информация из обществ и музыкальных издательств, действующих на 6 ключевых рынках (США, Канада, Великобритания, Франция, Германия и Швеция), о сборах за использование аудио- и видеоконтента на цифровых платформах (с платой за рекламу), на сервисах цифровой музыки на основе подписки и платных сервисах загрузки.

В отчете сообщается, что основными плательщиками авторского вознаграждения для авторов и издательств являются сервисы:
• в США, Великобритании, Франции и Швеции – сервисы на основе подписки;
• в Германии и Канаде – сервисы на основе загрузки.

Сборы по регионам:
• Наибольший рост в 2015 г. показала Северная Америка – 33%. Такой взлет был частично обусловлен колебаниями курса валют и данными о доходах The Harry Fox Agency (в настоящее время вошло в состав SESAC group), которые впервые были поданы в СИЗАК.
• Африка продемонстрировала обнадеживающий рост сборов, который составил 14,9% по сравнению с 2014 г.
• Сборы Азиатско-Тихоокеанского региона увеличились на 5,6%.
• Страны Латинской Америки и Карибского бассейна показали 7,3% прироста.
• Европа – 3,6%.

Сборы по видам репертуара:
• Львиную долю сборов авторского вознаграждения составили сборы за музыку – 86,8%, которые выросли по сравнению с 2015 г. на 8,5%.
• По сравнению с 2014 г. сборы за аудиовизуальные произведения поднялись на 15,1% и составили 574 млн евро. Подавляющая масса этих средств (90%) была собрана на территории Европы.
• Сборы за произведения графического искусства – наименьшая группа по показателям сбора авторского вознаграждения (181 млн евро) – показала стабильный рост (+27,4%).

Сборы по видам прав:
• Сборы авторского вознаграждения за использование прав на публичное исполнение выросли на 9,1% и достигли 6,8 млрд евро, что составило 78,8% от общего объема сборов. (cisac.org, 22.11.2016)

Испанское общество SGAE объявило о назначении нового генерального директора

12 января 2017 года Совет директоров испанского авторского общества SGAE назвал имя своего нового генерального директора. Им стал Луис Филипе Паласиос. На этом посту он сменил Энрике Гомеса Пинейро, который вышел в отставку в конце 2016 г.

С 2012 г. Паласиос трудился в SGAE на должности главного бухгалтера и занимался вопросами консолидации финансовой структуры организации и сокращения капиталовложений Фонда SGАE в недвижимость. Это назначение направлено на дальнейшую трансформацию организации – она должна адаптироваться к новому испанскому рынку, который имеет более высокий уровень конкуренции между операторами, новые предпочтения пользователей, а также более жесткие требования, предъявляемые к обществам по коллективному управлению правами.

Паласиос защитил докторскую степень по истории политических учений, является дипломированным специалистом в сфере экономики, бизнеса и права. Он состоит на службе (ныне в бессрочном отпуске) в главном подразделении налоговой инспекции Испании, а также в Испанском государственном институте страхования.

Новый генеральный директор SGAE также работал в Министерстве финансов, Министерстве культуры и в Министерстве развития, где он трудился на должности генерального директора по экономическому планированию. (www.sgae.es, 12.01.2017)

Болгарская радиостанция и авторское общество спорят из-за вознаграждения

Болгарская государственная национальная радиостанция BNR утратила право проигрывать миллионы современных песен из-за скандала по поводу авторского вознаграждения. Вещательная компания не нашла общего языка с авторским обществом Musicautor, управляющим правами на 14 миллионов произведений.

Musicautor хочет, чтобы BNR постепенно, год за годом повышало выплаты авторского вознаграждения, дабы привести их суммы в соответствие с теми, которые выплачиваются частными радиостанциями Болгарии, а также национальными радиостанциями в других странах ЕС. Однако достичь соглашения так и не удалось. С 1 января 2017 г. на радиостанции звучат только джаз, классическая и народная музыка.

Общество Musicautor безуспешно пыталось возобновить переговоры с BNR.

Международная конфедерация музыкальных издательств ICMP особенно обеспокоена данной ситуацией, поскольку Болгария является одной из немногих стран ЕС, в которых не применяется Директива ЕС по коллективному управлению правами. В соответствии с данной Директивой условия лицензионных договоров должны основываться на объективных и недискриминационных критериях.

Поскольку на территории страны Директива не действует, болгарские общества по коллективному управлению правами сталкиваются с серьезными проблемами при подписании договоров с крупнейшими вещательными компаниями. Прецедентное право ЕС подтверждает, что применение разных ставок авторского вознаграждения к государственным и частным вещателям, предоставляющим одинаковые услуги населению, нарушает правила добросовестной конкуренции. (ICMPGlobalbriefing, 23.01.2017)

MCPS: курс на соответствие Директиве по управлению авторскими правами на коллективной основе

Британское общество по защите прав на механическое воспроизведение MCPS и Ведомство по правам интеллектуальной собственности Великобритании (IPO) подписали Протокол о взаимопонимании. Тем самым MCPS продемонстрировало свое согласие соблюдать требования Директивы по управлению авторскими правами на коллективной основе (CRM Directive).

Положения Директивы призваны обеспечить наиболее благоприятный режим деятельности обществ по коллективному управлению правами (ОКУП) в интересах правообладателей, чьи интересы они представляют. В целях дальнейшего развития легальных музыкальных сервисов Директива предъявляет к обществам следующие требования: модернизация; улучшение стандартов управления и ведения финансовых операций, повышение прозрачности обществ стран Евросоюза; продвижение принципа экстерриториального лицензирования онлайн-музыки; создание инновационных трансграничных структур по лицензированию. Директива была введена в свод законов Великобритании в апреле 2016 года.

На данный момент MCPS не соответствует определению ОКУП из-за структуры собственности и организации управления. Однако общество проводит консультации с IPO по вопросам соблюдения требований Директивы и выражает приверженность выполнению ее принципов. Именно поэтому MCPS подписало Протокол о взаимопонимании с IPO. Ежегодно Протокол будет пересматриваться и обновляться. IPO согласилось контролировать соответствие деятельности MCPS положениям Протокола.

MCPS поддерживает Директиву и считает ее моделью, по которой можно выстраивать деятельность и повышать стандарты.

Начальник отдела по охране авторских прав и правоприменению IPO Роз Линч заявила: «Мы положительно относимся к подписанию данного Меморандума о взаимопонимании. Он четко проясняет MCPS требования, предъявляемые к стандартам работы с членами и пользователями. Мы будем продолжать работать с обществом и следить за его успехами».

Генеральный директор MCPS Джейн Дайболл говорит: «MCPS безоговорочно приветствует принципы прозрачности, представительности, подотчетности, эффективности и честности, выраженные в Директиве по управлению авторскими правами на коллективной основе, и целиком поддерживает усилия IPO по обеспечению полного соответствия нашей индустрии данным принципам».

Справочно:

Британское общество по защите прав на механическое воспроизведение MCPS – лицензирующий орган Соединенного Королевства, принадлежащий Музыкальной ассоциации издателей MPA. МРА – это некоммерческая организация с образованием юридического лица. В ее состав входит примерно 260 членов, включая крупнейшие мировые музыкальные издательства, независимые издательства по управлению правами на популярную музыку, издательства по управлению правами на классическую музыку, продюсерские и нотные издательства. Свыше 20 000 авторов и 6 000 издательств являются членами MCPS. Общество выдает бланкетные лицензии, предлагает лицензионные схемы и индивидуальные лицензии от имени членов своей организации.

Механические права включают в себя: (1) право создавать (предоставлять разрешение на создание) записи, воспроизводящие музыкальное произведение, (2) право импортировать (выдавать разрешение на импорт) подобных записей и (3) право выпускать (выдавать разрешение на выпуск) подобные записи для неограниченного круга лиц. Права, находящиеся в управлении MCPS, предоставляются лицензиату в трех основных сферах бизнеса: носители информации с звукозаписью, онлайн- и эфирное вещание.

Ведомство по правам интеллектуальной собственности IPO – исполнительный орган, функционирующий при финансовой поддержке Департамента по делам бизнеса, энергетики и промышленной стратегии Великобритании. Является государственным правительственным органом, который отвечает за охрану прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права. (ICMPGlobalbriefing, 16.02.2017)

Европейские издательства выступают за геоблокирование контента

12 декабря 2017 г. в ходе заседания Европарламента Роза Тун обнародовала проект отчета о Положении по геоблокированию. Международная конфедерация музыкальных издателей (ICMP) выразила озабоченность по поводу того, что контент, охраняемый авторским правом (электронные книги, музыка, видеоигры, а также и аудиовизуальные произведения), может попасть в сферу регулирования данного Положения.

Запрет на геоблокирование контента, охраняемого авторским правом, может сократить разнообразие предложений в творческих секторах. Такой запрет может ограничить свободу сервисов при внедренииих услуг на местных рынках, что заставит поднять цены.

Запрет геоблокирования аудиовизуальных сервисов также негативно скажется на текущих инвестициях и снизит будущее финансирование, развитие и рост единого цифрового рынка. ICMP твердо убеждено, что Положение о повышении доступности контента является правильным инструментом по повышению положительного отклика у пользователей аудиовизуального контента, однако при этом оно должно соблюдать территориальный принцип.

Предложенные непродуманные и непоследовательные изменения в Положение о геоблокировании подрывают его суть.

Сегодня европейцы могут получить доступ к наибольшему количеству произведений, чем когда бы то ни было. Они могут наслаждаться более 30 млн лицензионных произведений, более 3 тыс. видеосервисами по запросу, более 2 млн наименований электронных книг, а также бессчетным множеством фотографий, которые помогают делать интернет средой динамичного взаимодействия.

Проект доклада противоречит долгосрочным мерам, предпринимаемым Евросоюзом по созданию культурного разнообразия, а также целям единого цифрового рынка по созданию рабочих мест и темпам роста, считает ICMP. (ICMPGlobalbriefing, 22.02.2017)

Ведется следствие по деятельности греческого авторского общества AEPI

По данным Международной конфедерации музыкальных издательств ICMP, Греция планирует принять закон, отменяющий общеевропейскую норму о том, что общество по коллективному управлению правами обязано обеспечить справедливое и сбалансированное представительство правообладателей в своих руководящих органах.

В этой связи генеральный прокурор Греции принял решение о начале предварительной проверки деятельности руководства AEPI на предмет наличия признаков уголовного преступления. В ходе аудиторской проверки компания Ernst&Young выявила многочисленные нарушения в деятельности общества AEPI.

Председатель ICMP Эндрю Дженкинс заявил: «Мы надеемся, что прокурорская проверка заставит греческое правительство принять закон в редакции, предложенной Европейской комиссией. Этот законопроект необходимо срочно изменить, чтобы музыкальные издатели были представлены в руководстве AEPI…»

Если законопроект будет принят в нынешнем виде, то возникнет потребность в поисках альтернатив системе коллективного управления в Греции. В случае, если обвинения против руководства AEPI будут доказаны, Совет директоров ICMP просит CISAC принять соответствующие действия, чтобы защитить интересы международного сообщества правообладателей. (ICMPGlobalbriefing, 01.03.2017)

В Великобритании online-платформы стали платить больше

По данным британской компании IMPEL, представляющей интересы независимых музыкальных издательств в области онлайн лицензирования, поступления авторского вознаграждения за использование их репертуара в интернете от таких компаний, как AppleMusic, iTunes, Spotify и YouTube, выросли в 2016 году на 60%.

«Произведения из нашего репертуара принадлежат к самым разным жанрам и исполняются десятилетиями. Их записывали такие именитые исполнители, как Элвис Пресли, Дэвид Боуии Дрейк. Наша музыка стала неотъемлемой частью цифровых сервисов», – заявила генеральный директор IMPEL Джейн Дайболл. (ICMPGlobalbriefing, 06.03.2017)

PRS for Music отмечает успех в цифровой области

Британское авторское общество PRS for Music, представляющее интересы 124 тыс. британских авторов, опубликовало данные о распределении вознаграждения за 2016 год. Общество обработало данные о более 4 млрд использований музыкальных произведений.

По сравнению с 2015 годом, объемы использования музыки увеличились на 80% (ранее эта цифра равнялась 2,4 млрд использований).

PRS for Music инвестирует значительные суммы в развитие технологий и эффективных методов работы, что помогает обществу соответствовать требованиям цифровой эры и отвечать на ее вызовы. Это позволило обществу увеличить число своих членов более чем на 1/3 и стать мировым лидером по количеству договоров, заключенных с авторами текстов, композиторами и музыкальными издательствами.

Директор по стратегическому развитию PRS for Music Грэхем Дэвис заявил: «Сильная сторона нашей работы – возможность обработки огромного массива данных об использовании музыки. Благодаря этому мы можем увеличивать количество произведений, за которые платим авторское вознаграждение. В прошлом году мы перечислили вознаграждение авторам 4 млн произведений, что на 45% больше, чем в 2015 г. Такого результата мы достигли благодаря стратегии, которая основана на: инвестициях в технологии; создании платформ, подобных ICE, которыми пользуются все представители музыкальной индустрии; повышении качества данных. Мы стремимся и дальше входить в сферу низкобюджетного публичного исполнения, увеличивая тем самым выплаты всем нашим членам. Результаты показывают, что наши усилия окупаются». (www.prsformusic.com, 06.03.2017)