Вестник Департамента международных связей № 41

07.12.2009

Снижение сборов SABAM на 5,7% в 2008 г.
Бельгийское авторское общество SABAM объявило о 5,7% снижении сборов в 2008 г. (до 217,9 млн. евро) по сравнению с предыдущим годом (231 млн. евро). Более 46% сборов поступило за механическое воспроизведение, благодаря заключенному с издательством Universal Music лицензионному соглашению на территорию Европы. Сборы за публичное исполнение возросли на 5,4% (до 93,6 млн. евро) и составили 43% от общего объема поступлений общества. (Music and Copyright, 29.10.09) 
Мальтийские авторы призывают PRS увеличить вознаграждение
Мальтийские авторы и композиторы выразили недовольство теми суммами авторского вознаграждения, которые собирает и распределяет в их интересах английское авторское общество PRS. В начале ноября 2009 г. в ходе встречи Союза музыкантов Мальты (UKAM) было сформулировано предложение о создании собственного авторского общества в том случае, если PRS не согласится с высказанными замечаниями.
Союз выдвинул требования о повышении текущей ставки вознаграждения за использование их произведений, уровень которой “неприемлемо низок”, а также о снижении объемов отчислений на административные расходы, аргументируя это тем, что для английских авторов эти отчисления намного ниже.
Если PRS не отреагирует на эти требования, Союз намерен направить запрос в CISAC и Еврокомиссию. (Music and Copyright, 04.11.09) 
Критика в адрес SESAC по поводу лицензионных соглашений
Американский Комитет по вопросам лицензирования музыки для ТВ (TML), сообщил о том, что ряд телевещателей подали против американского авторского общества по защите прав на публичное исполнение SESAC коллективный иск с обвинением в монопольной деятельности. Комитет TML осуществляет представительство 1,2 тыс. местных телевещателей в переговорах с обществами по защите прав на публичное исполнение о размерах лицензионных отчислений за использование музыкальных произведений в эфире.
Согласно судебной документации до 2008 г. SESAC вело переговоры по вопросам лицензирования через комитет TML, а впоследствии стало самостоятельно лицензировать вещателей. Деятельность SESAC не связана добровольными мировыми соглашениями, подписанными ASCAP и BMI в 40-е и 50-е гг., поэтому общество имеет право вести переговоры о выдаче индивидуальных лицензий, отчисления по которым выше (по утверждению Комитета), чем те, которые предусмотрены общеотраслевой лицензией.
Согласно иску вещатели недовольны тем, что должны выплачивать SESAC ту сумму лицензионных отчислений, которую оно запросит, поскольку сами не имеют возможности контролировать музыку, которая звучит в их передачах. (Billboard.biz, 04.11.09) 
EMI налагает временное ограничение на Bluebeat
Одна из крупнейших звукозаписывающих компаний EMI добилась судебного запрета на продажи музыки на веб-сайте Bluebeat.com, который продавал песни группы The Beatles без соответствующего разрешения. Суд постановил, что сайт должен прекратить продажу музыки, которую лицензирует EMI, включая каталог произведений The Beatles. Судебный запрет действовал до очередного заседания суда, которое было назначено на 20 ноября 2009 г.
Лицензии на интерактивное использование произведений из каталога The Beatles никогда не выдавались. Однако, как сообщается, сайт предлагает песни Beatles по цене 25 центов за трек плюс 30 центов за пользование услугой. Тарифы Bluebeat.com выше, чем у других сайтов (iTunes или Amazon MP3), предлагающих аналогичные услуги, но не предоставляющих песни The Beatles.
Владелец Bluebeat.com Хэнк Райзен (Hank Risen) заявил, что в данном случае сервису не нужна лицензия, поскольку он использует перезаписанные версии песен с применением технологии “психоакустического моделирования”, позволяющей получить совершенно новый вид авторского права”. (Billboard.biz/wired.com, 05.11.09) 
ЕС дало согласие на ограничение доступа в Интернет
Члены Европарламента и Европейского совета пришли к единому мнению по одному из наиболее спорных вопросов телекоммуникационной сферы, приняв решение о том, что доступ в Интернет может быть ограничен, при условии, что эта мера “целесообразна, соразмерна и необходима в рамках демократического общества”. 
Эта мера будет применяться только “на основе презумпции невиновности и с должным уважением к праву на частную жизнь”, а также “после проведения предварительного справедливого и беспристрастного расследования”, которое гарантирует “право быть услышанным… и право на эффективную и своевременную проверку законности принятых решений”. Это решение отменило поправку, принятую в мае, в соответствии с которой доступ в Интернет рассматривался как право, и только суд был уполномочен принимать решение об отключении.
Еврокомиссар по вопросам телекоммуникаций Вивьен Рединг (Viviane Reding) заявила: “Этот беспрецедентный для мировой практики случай демонстрирует, насколько серьезно в ЕС относятся к фундаментальным правам человека. Эта реформа будет способствовать более полной защите прав и свобод выбора потребителя”. (Billboard.biz, 05.11.09) 
SABAM/SIMIM подписали соглашение о правах работодателей
Бельгийское авторское общество SABAM и общество по смежным правам SIMIM подписали соглашение с крупнейшими бельгийскими федерациями работодателей и независимыми предпринимателями. Соглашение определяет описывает порядок использования музыки в рамках внутренней деятельности компаний – на рабочем месте, в кафе и столовой, на корпоративных мероприятиях и др.
Данное соглашение, принятое на базе коллективной инициативы “UNISONO”, впервые объединило в себе три элемента – единое декларирование, сбор роялти за использование авторских и смежных прав.
Генеральный директор SABAM Кристоф Депретер (Christophe Depreter) заявил: “Соглашение отражает здоровый баланс между использованием музыки в компаниях и законными интересами авторов, композиторов, издателей, продюсеров и авторов-исполнителей, которых мы представляем. По итогам 2-х месяцев переговоров мы гордимся вкладом, который мы внесли в подписание инновационного соглашения”. (Billboard.biz, 10.11.09) 
Изменения в лицензировании британской благотворительности
Правительство Великобритании выступило с инициативой уточнить существующую систему лицензирования использования музыки благотворительными организациями. До сих пор филантропы должны были приобретать лицензию на использование прав композиторов и авторов текстов только у PRS For Music. Но теперь, чтобы осуществлять законное воспроизведение и сообщение до всеобщего сведения звукозаписей, защищенных авторским правом, им придется подписывать лицензионное соглашение с и PPL.
По мнению правительства, составной частью этого процесса должна стать выработка “комплексного подхода” к лицензированию музыки с учетом совместных инициатив PPL и PRS For Music. Помимо системы общего лицензирования, в целях удовлетворения ожиданий благотворительных и некоммерческих организаций, будут разработаны правила лицензирования и порядок подачи претензий. (Musicweek.com, 12.11.09) 
Авторские общества добились небольшого роста в 2008 г.
Издание Music & Copyright сообщает, что в 2008 г. общемировая сумма сборов авторского вознаграждения за публичное исполнение и механическое воспроизведение выросла на 1 % и составила 10,91 млрд. долл. В 2009 г., по данным Music & Copyright, рост сборов составит всего лишь 0,1% и будет равен 10,92 млрд. долл. 
Некоторые авторские общества предупреждают, что сумма сборов в этом году сократится. Общества, управляющие правами на публичное исполнение и механическое воспроизведение, отметили, что снижение отчислений за использование прав на механическое воспроизведение было компенсировано сборами за вещание и публичное исполнение. Существует озабоченность, что глобальный экономический кризис может оказать негативное воздействие на доходы от “живых” концертов и рекламы. Это не позволит “перекрыть” снижение сборов за использование механических прав столь же эффективно, как в 2008 г. (Music & Copyright, 12.11.09) 
Google Books выявил проблемы онлайн пиратства в Китае
Последняя дискуссия, вызванная заявлениями китайских авторов о том, что сервис Поиск книг Google нарушает их права, сканируя книги, якобы в соответствии с Американским законодательством об авторском праве, обнажила проблему борьбы авторов за защиту авторских прав внутри страны. По мнению аналитиков, рынок электронных книг Китая обладает большим потенциалом, но уже подвержен пиратству. Китайские книголюбы уже оценили преимущества различных портативных устройств, позволяющих получить доступ к их любимым текстам.
Директор Китайского научно-исследовательского института книгоиздания Хао Женьсинг (Hao Zhenxing) заявил: “Чтение книг на КПК-устройствах, таких как сотовые телефоны, стало последней “фишкой” среди китайцев, особенно среди молодежи”. Институт обнародовал результаты последнего исследования, которые свидетельствуют о том, что более 24% китайцев от 18 до 70 читали электронные книги; максимальный процент (100%) по этому показателю был выявлен у подростков в возрасте от 14 до 17 лет. (Chinadaily.com, 17. 11.09) 
Международная антипиратская операция
В Европе завершилась крупная международная антипиратская операция “Мельница” (Windmill). В мероприятиях по пресечению деятельности крупной международной сети по производству и распространению контрафактной продукции приняли участие подразделения финансовой гвардии Италии, налоговой полиции Нидерландов, экономической полиции Польши и таможенной службы Германии. В целом в ходе операции было изъято около 2,1 млн. пиратских носителей информации.
Основные мероприятия операции проводились в Польше и Италии. Обыски и конфискации, проведенные польской и нидерландской полицией на территории Польши, позволили получить данные о существовании в Италии крупной подпольной фабрики по производству пиратской продукции на магнитных и оптических носителях. Подразделения финансовой гвардии Италии при технической поддержке службы по борьбе с пиратством итальянского общества авторов и издателей SIAE обнаружили фабрику в провинции Болонья.
Продукция фабрики предназначалась для голландского рынка. Всего было конфисковано около 90 тыс. носителей, а также оборудование. Еще до начала уголовного расследования на владельцев фабрики были наложены штрафы на общую сумму 2, 75 млн. евро. (siae.it, 18.11.2009) 
В Японии будет увеличен срок охраны авторских прав
Японский премьер-министр Юкио Хатояма (Yukio Hatoyama) поддержал планы по увеличению сроков охраны авторских прав после смерти автора с нынешних 50 лет до 70. Он заявил, что в день 70-летнего юбилея авторского общества JASRAC уместно поддержать инициативу по увеличению сроков защиты авторских прав до 70 лет. Принятие этой меры, которой JASRAC и Ассоциация звукозаписывающей индустрии Японии RIAJ добивались с 2006 г., поставит Японию на один уровень с остальным миром. (Billboard.biz, 19.11.2009) 
Юридический прецедент в Италии
Итальянское общество авторов и издателей SIAE окончательно выиграло судебный процесс о фальсификации программ музыкальных мероприятий известными барами и ресторанами Рима.
Высший кассационный суд признал правомерным и не подлежащим обжалованию решение в пользу SIAE, вынесенное Римским судом в 2006 г. и подтвержденное Апелляционным судом Италии в 2008 г.
В начале 2001 г. по итогам проверок известных баров и ресторанов итальянской столицы эксперты авторского общества SIAE инициировали судебное разбирательство. В ходе проверок были выявлены факты подачи в SIAE недостоверных сведений о программах музыкальных мероприятий. Нарушения заключались в том, что авторское общество либо получало программы музыкальных мероприятий, которые никогда не проводились, либо в программах указывались произведения, которые на самом деле не исполнялись. Права на эти произведения принадлежали музыкальным издательствам, руководителями которых были обвиняемые или их родственники. Таким образом, происходило незаконное получение существенной прибыли в виде авторского вознаграждения.
Все три судебные инстанции признали, что владельцы ресторанов и издательств нанесли SIAE и его авторам моральный и материальный ущерб. С 2001 г. SIAE неоднократно подавало аналогичные иски по поводу некорректного составления программ, и теперь этим делам будет дан ход. (siae.it, 20.11.2009) 
Музыкальный рынок Италии в 2008 г.
Общий объем музыкального рынка Италии в 2008 г. составил 3,9 млрд. евро. Это на 4 % меньше, чем год назад. Продажа музыкальных записей на физических носителях увеличилась на 0,5 % и достигла 499 млн. евро. Объем продаж музыки в цифровом виде увеличился на 35 %, но составил всего 38 млн. евро. Поступления от использования музыкальных произведений на радио и телевидении составили 1,447 млрд. евро (- 1,5%), от использования торговыми предприятиями, ресторанами, гостиницами, развлекательными заведениями – 56,6 млн. евро (+ 8,2%). Поступления от “живого” исполнения музыкальных произведений (концертная деятельность) составили 755 млн. евро (-1,7%). (siae.it, 24.11.2009)