Публичное исполнение произведений в номерах гостиниц, осуществляемое с помощью технических средств

18.11.2009

В последнее время очень активно обсуждается вопрос о том, следует ли платить авторское вознаграждение, если в номере гостиницы установлен телевизор или радиоприемник. Для России этот вопрос является сравнительно новым, судебной практики пока нет, в связи с чем становится интересен опыт зарубежных стран с давними авторско-правовыми традициями.
Например, в Европейском сообществе этот вопрос решен в пользу авторов. Так, Европейский Суд в своем решении от 7 декабря 2006 г. по делу, где ответчиком выступала сеть отелей «Рафаэль», а истцом – испанская авторско-правовая организация СГАЕ, постановил, что, несмотря на частный характер проживания в отеле, с помощью телевизоров, установленных в гостиничных номерах, осуществляется публичное исполнение произведений.
Ранее суд кассационной инстанции Франции по другому делу постановил, что “совокупность клиентов отеля, несмотря на то что каждый из них проживает в отдельном номере, является публикой, которой отель, преследуя коммерческие цели, предоставляет возможность просмотра телевизионных программ”, определив тем самым характер исполнения произведений с помощью технических средств в номерах отеля как публичный.
Суд кассационной инстанции отменил решение Парижского суда, в котором, среди прочего, утверждалось, что “номер в отеле является исключительно частным местом и не может считаться местом, доступным публике”. При этом суд решил также, что истцу не следует доказывать тот факт, что исполняемые в номере с помощью телевизора произведения в действительности воспринимались постояльцами отеля, поскольку уже сам факт предоставления отелем возможности просматривать телевизионные программы в своих номерах является свидетельством их публичного исполнения с помощью технических средств, что служит основанием для сбора авторского вознаграждения. Выдержки из решения суда содержатся в Кодексе интеллектуальной собственности Франции.
Конечно, в данном случае решения иностранных судов для России правоустанавливающего значения не имеют, однако следует учитывать тот факт, что участие Российской Федерации (далее – РФ) в ряде международных соглашений, кото¬рые призваны унифицировать подходы к решению общемировых проблем, возникающих в области использования произведений и охраны прав авторов, заставляют нас с должным вниманием отнестись к зарубежной судебной практике.
Следует учитывать, что в силу специфики Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Договора ВОИС по авторскому праву, участником которых является РФ, соответствующее законодательство в нашей стране очень сходно с законодательством зарубежных стран – участниц этих международных договоров, и практика его применения России вряд ли может отличаться от зарубежной.
Ниже будет дан анализ действующего российского законодательства с точки зрения поднимаемых в настоящей статье вопросов.
В соответствии со ст. 1270 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) автору произведения в Российской Федерации, как и во всем мире, принадлежит исключительное право использовать произведение.
Использованием произведения считается, в частности, «публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств)… в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается ли произведение в месте его представления или показа, либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения» (подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ),
Первая часть нормы понятна и вопросов, как правило, не вызывает. Телевизор или радиоприемник, установленный в соответствующем публичном месте – это техническое средство, с помощью которого осуществляется публичное исполнение произведений, составляющих передаваемые в эфир и по кабелю теле- радиопрограммы.
Более сложна для понимания в данном случае вторая часть нормы.
ГК РФ не содержит определения «места, для открытого или свободного посещения». Российская судебная практика также пока не выработала критериев для его определения применительно к подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ.
Тем не менее трудно себе представить ситуацию, когда номер, занятый клиентом гостиницы, может стать местом, открытым для свободного посещения.
В то же время нельзя отрицать и того, что не занятый клиентом гостиничный номер может являться местом, открытым для свободного посещения и нахождения в нем.
С одной стороны, большинство специалистов считают, что местом, открытым для свободного посещения (нахождения), является место, которое может посетить и находиться в нем любое лицо, независимо от необходимости за это платить.
Гостиничное обслуживание, согласно ст. 426 ГК РФ, осуществляется на основании публичного договора, а это значит, что гостиница по характеру своей деятельности обязана оказать услуги по проживанию в отношении любого обратившегося лица,
При этом коммерческая организация, предоставляющая гостиничные услуги, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора, а цена услуг за некоторыми исключениями устанавливается одинаковой для всех потребителей – клиентов гостиницы. В этой связи можно предположить, что гостиничный номер является местом, открытым для свободного посещения (нахождения), в то время, пока он не занят. Только, например, за неделю в номере гостиницы с учетом его освобождения может несколько временных жильцов.
С другой стороны, специалисты также признают, что частное домовладение, частный земельный участок, здания и помещения, относящиеся к жилому фонду, в котором граждане проживают постоянно, не являются местами, открытыми для свободного посещения. Этим аргументируют свою позицию лица, отстаивающие право гостиниц не платить авторское вознаграждение. Они утверждают, что здания гостиниц и номера в них относятся к жилому фонду. Однако с этим трудно согла¬ситься.
Правила предоставления гостиничных услуг в РФ (далее – Правила предоставления гостиничных услуг), утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 № 480, с последующими изменениями, оп¬ределяют гостиницу как имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество) предназначенный для предоставления услуг.
В соответствии же со ст. 288 ГК РФ жилые помещения должны быть предназначены не для указания услуг, а для проживания.
Согласно статье 671 ГК РФ жилое помещение должно предоставляться нанимателю за плату во временное владение и пользование для проживания в нем на основании договора найма.
В то же время в соответствии с п. 7 Правил предоставления гостиничных услуг исполнитель (организация либо индивидуальный предприниматель, оказывающий гостиничные услуги потребителям) обязан заключать не договоры найма жилого помещения, а договоры об оказании услуг. Помимо этого наниматель жилого помещения должен оплачивать коммунальные услуги. Оплата коммунальных услуг осуществляется гражданами, проживающими в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду незави¬симо от формы собственности, по единым правилам, условиям и тарифам. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ.
Известно, что граждане, которым оказываются гостиничные услуги, коммунальные услуги не оплачивают.
Все это позволяет говорить о том, что здание гостиницы вряд ли может быть признано жилым домом.
Впрочем, учет жилищного фонда находится в компетенции органов государственной власти и управления. В соответствии с п. 3 ст. 15 Жилищного кодекса РФ «порядок признания жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 (в редакции постановления Правительства РФ от 02.08.2007 № 494), такие действия осуществляют специальные межведомственные комиссии.
Технический учет жилых помещений ведут Бюро технической инвентаризации (далее – БТИ), занося их в специальный реестр. Вся учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация жилищного фонда, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов и т. д. хранятся в архиве БТИ, а также в объединенном архиве Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике (п. 12 и п. 14 постановления Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301 в редакции постановления Правительства РФ от 30.04.2009 № 388).
Поэтому в конкретном споре сведения БТИ о том, что здание гостиницы является жилым домом, могут иметь решающее значение.
Однако признание гостиницы жилым домом для коммерческой организации, оказывающей гостиничные услуги, влечет определенные правовые последствия, в частности, необходимость заключения договоров коммерческого найма жилого помещения, а не договоров о предоставлении услуг, утрату права предоставлять свои номера для размещения в них офисов организаций, к тому же начинает действовать норма ст. 680 ГК РФ о временных жильцах, в связи с чем наниматели вправе разрешать безвозмездное проживание в своем гостиничном номере временным жильцам. Могут возникнуть и другие, не менее неудобные для коммерческой организации, оказывающей гостиничные услуги, последствия.
Ссылки лиц, отказывающихся выплачивать вознаграждение за публичное исполнение произведений с помощью технических средств в гостиничных номерах, на Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ), в котором под гостиничным номером понимается помещение, используемое для временного размещения и проживания физических лиц, никак не свидетельствуют о том, что в гостинице не осуществляется публичное исполнение произведений с помощью технических средств.
Кроме того, определение, содержащееся в НК РФ, служит целям налогового законодательства, которое частью гражданского законодательства не является.
С таких же позиций следует рассматривать п. 3 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, где также говорится о гостиничном номере как месте временного проживания гражданина.
Ссылки на пункт 2 Правил предоставления гостиничных услуг, которым установлено, что потребителем гостиничных услуг является «гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий и использующий услуги исключительно для личных (бытовых) нужд», никак не могут служить подтверждением права использовать произведение способом публичного исполнения без согласия правообладателя и выплаты ему вознаграждения, поскольку ст. 1273 ГК РФ вообще не предусматривает случаев свободного публичного исполнения произведения в личных целях. Данная норма указывает только на случаи свободного воспроизведения произведений в личных целях. А это далеко не одно и то же. Свободное публичное исполнение, например, музыкального произведения допускается лишь «во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии» (ст.1277 ГК РФ).
Аргументация своей позиции материалами Пленума Верховного Суда СССР 1986 г. «О судебной практике по делам о преступлениях против личной собственности» теми, кто отстаивает право гостиниц не платить авторское вознаграждение, представляется также неубедительной. Толкование советского Уголовного кодекса (ныне не действующего) давалось, в свое время в целях правоприменительной практики уголовного преследования в СССР и к современному жилищному законодательству, к законодательству в области интеллектуальных прав не относится. На настоящий момент вопросы применения законодательства в области интеллектуальных прав затрагиваются в постановлениях пленумов Верховного Суда РФ, которые подобного толкования не содержат.
Таким образом, во всех вышеприведенных актах отмечается временный характер проживания гражданина в гостиничном номере, что в какой-то степени служит подтверждением «публичности» данного места.
В этой связи некоторое удивление вызывает заключение специалистов Российской академии правосудия от 29.06.2009 № 2-11/697, размещенное на сайте Росохранкультуры, где делается вывод о том, что «использование телевизионных и радиоприемников в жилых помещениях физическими лицами допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты им вознаграждения, так как является воспроизведением в личных целях».
Во-первых, хотелось бы отметить, что часть четвертая ГК РФ не регулирует порядок использования телевизоров и радиоприемников, которые объектами интеллектуальной собственности не являются.
Во-вторых, публичное исполнение произведений не является их воспроизведением. Это два совершенно разных вида использования произведений. Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ воспроизведение произведения – это изготовление одного и более его экземпляра.
При публичном исполнении произведений с помощью технических средств его воспроизведения не происходит. Свободного публичного исполнения в личных целях ГК РФ не предусматривает. Исполнение может быть публичным – и тогда оно требует разрешения правообладателя, либо непубличным – и тогда оно может осуществляться свободно. Это хорошо известно любому специалисту в области авторского права.
Как уже отмечалось, подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ содержит также условие о том, что исполнение в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, также признается публичным исполнением. Временный характер проживания и постоянно меняющийся состав лиц, находящихся в номерах гостиницы, позволяет говорить о постоянном присутствии в ней значительного числа лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Кроме того, согласно Правилам предоставления гостиничных услуг, гостиница – это имущественный комплекс, в который входит не только здание, но и оборудование и иное имущество, в том числе телевизоры и радиоприемники, предназначенные для предоставления услуг.
Следовательно, гостиницей нужно считать здание в целом. Номер в гостинице самостоятельного юридического статуса не имеет, права на него не зарегистрированы. Таким образом, гостиница является зданием, где возможность просмотра (прослушивания) теле-, радиопрограмм предоставляется значительному числу присутствующих лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Более того, согласно ГК РФ, факт восприятия произведения данным кругом лиц не имеет значения, т. к. исполнение является публичным, независимо от его восприятия в любом месте, в том числе в месте представления и показа, в другом месте, где оно исполняется одновременно с представлением в первом месте.
Согласно пункту 32 совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ» от 26 марта 2009 г. № 5/29, «лицом, осуществляющим публичное исполнение произведений (в том числе и при его представлении в живом исполнении), является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, то есть лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия. Именно это лицо должно заключить договор о предоставлении ему права на публичное исполнение произведения с правообладателем или с организацией по управлению правами на коллективной основе и выплачивать полагающееся вознаграждение».
Инициативу и ответственность за организацию публичного исполнения с помощью технических средств в здании гостиницы берет на себя коммерческая организация, оказывающая гостиничные услуги. С этой целью она размещает в гостинице (номерах, холлах и т. д.) телевизоры и радиоприемники, устанавливает антенны, прокладывает кабели, оказывая дополнительную услугу гражданам. За оказание такой услуги организация получает дополнительную плату.
В этой связи бремя Заключения соответствующего лицензионного договора, разрешающего использование в гостинице произведений, правами на которые управляет организация по управлению правами на коллективной основе, должна нести организация, оказывающая гостиничные услуги.
Такой же точки зрения придерживаются и в Российском государственном институте интеллектуальной собственности, ведущем в нашей стране учебном заведении, готовящем высококвалифицированных специалистов в различных областях интеллектуального права. Письмо по этому вопросу, подписанное известным специалистом в области авторского права и смежных прав, доктором юрид. наук, профессором Близнецом И.А., размещено на сайте Общероссийской общественной организации «Российское авторское общество» (далее – РАО).
Данная организация осуществляет охрану прав авторов музыкальных произведений, в том числе и при их публичном исполнении с помощью технических средств. РАО имеет государственную аккредитацию на осуществление деятельности в сферах, предусмотренных подп. 1, 2 п. 1 ст. 1244 ГК РФ.
РАО обладает всеми необходимыми полномочиями для заключения соответствующих договоров с организациями, оказывающими гостиничные услуги.
В 2009 г. РАО предлагает заключение лицензионного договора исходя из ставки 0,1% от дохода, полученного от основной деятельности организации, оказывающей гостиничные услуги. При этом выплаты должны осуществляться ежемесячно. По договору организации, оказывающей гостиничные услуги, разрешается публичное исполнение произведений с помощью технических средств в номерах отелей, в холлах и других местах гостиницы. Размер платежей утверждается Авторским советом РАО, высшим руководящим органом организации в период между конференциями.
РАО постоянно совершенствует свои подходы к определению размера стоимости лицензионных договоров. Не исключено, что в 2010 г. принцип определения стоимости лицензионного договора, разрешающего публичное исполнение произведений с помощью технических средств в гостиницах, может измениться и будет больше соответствовать опыту зарубежных коллег, которые не всегда в отношении гостиниц следуют принципу взимания платежей в виде отчислений от дохода, а устанавливают согласованные с организациями, объединяющими отельеров, фиксированные ставки.
А. Туркин,
директор Экспертно-аналитического департамента РАО, заслуженный юрист России.
Оригинал статьи напечатан в журнале “Интеллектуальная собственность” №11 2009 г.