Должны ли российские кинотеатры платить зарубежным композиторам авторские отчисления

23.05.2011

В Ленинском районном суде Екатеринбурга находится иск Российского Авторского Общества к кинотеатру “Салют” о взыскании авторского вознаграждения в адрес четырех композиторов – Хорнера Джеймса (James Horner), Грегсона-Уильямса Гарри (Harry Gregson-Williams), Пауэлла Джона (John Powell), Циммера Ханса (Hans Zimmer)), написавших музыку к лентам “Аватар”, “Шрек навсегда”, “Ледниковый период 3” и “Мадагаскар 2” соответственно.

Руководство кинотеатра полагает, что, несмотря на ст. 1263 ГК РФ кинотеатры не должны платить вознаграждения зарубежным авторам, так как ему не понятно, почему российские кинотеатры должны платить американским композиторам.
Пресс-служба РАО напоминает, Российская Федерация является участницей Бернской конвенции и Всемирной конвенции об авторском праве, согласно которым иностранные авторы пользуются теми же правами, что и национальные. Кроме того РАО представляет на территории России более двух миллионов зарубежных правообладателей на основании договоров о взаимном представительстве интересов с иностранными обществами по управлению правами. Сегодня действует 182 таких соглашений с 118 иностранными авторскими обществами в 68 странах мира.
Ст. 1263 ГК РФ устанавливает, что “…при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор… сохраняет право на вознаграждение…”. И закон не предусматривает каких-либо изъятий, давая возможность получить дополнительный доход как российским, так и иностранным композиторам.
В договорах, подписываемых кинотеатрами с иностранными дистрибьюторами, есть условие, по которому все платежи, в том числе и в РАО, осуществляет кинотеатр. Отказываясь платить, установленное законом вознаграждение, кинотеатры проявляют полный правовой нигилизм и не выполняют не только требования закона, но и условия, подписанных ими соглашений.
Именно благодаря наличию стопроцентной правовой позиции РАО, Общество выигрывает большинство аналогичных судебных дел. Нередко отстаивать права авторов приходится в самой высшей судебной инстанции – Верховном суде РФ.
Вячеслав Овчинников, композитор
“Я как автор музыкальных произведений, использованных в таких фильмах, как “Война и мир”, “Они сражались за Родину”, “Борис Годунов”, “Андрей Рублев”, “Иваново детство”, “Первый учитель”, “Дворянское гнездо” и многих других, деньги от РАО получаю регулярно. Что касается иностранных композиторов, мне известно, что собранное РАО авторское вознаграждение для них также регулярно отправляется в иностранные общества, членами которых являются эти иностранные авторы”. 
Материалы по теме:
Директор кинотеатра “Салют” С.В. Федяков и полномочный представитель РАО в Уральском федеральном округе А.М. Звонарёв в программе “Бретёры” радиостанции “Эхо Москвы. Екатеринбург” полемизируют о том, почему российские кинотеатры должны платить зарубежным композиторам авторские отчисления.