95 лет со дня рождения Народного артиста РСФСР, композитора Оскара Борисовича Фельцмана

18.02.2016

felsman

О.Б. Фельцман в своем рабочем кабинете. 2008 год. Фото В. Шульца

Оскар Фельцман родился 18 февраля 1921 года в Одессе в семье хирурга-ортопеда Бориса Фельцмана. Отец профессионально играл на фортепиано. Оскар с раннего детства не пропускал ни одного концерта выступавших и гастролировавших в городе музыкантов.

В пять лет мальчика отвели заниматься игрой на скрипке с известным педагогом Петром Столярским, однако вскоре он перешел в класс фортепиано.

Первая фортепианная пьеса Оскара Фельцмана «Осень» появилась через год, когда ребенку было шесть лет. В 1939 году Оскар окончил школу имени П.С. Столярского по классу композиции и поступил на композиторский факультет Московской консерватории в класс В.Я. Шебалина.

Во время Великой Отечественной войны начинающего композитора отправили в эвакуацию в Новосибирск, где в возрасте 20 лет Фельцман становится ответственным секретарем Сибирского Союза композиторов. Он пишет музыку для филармонии, Ленинградского театра им. А.С. Пушкина, работает заведующим музыкальной частью Белорусского государственного Еврейского театра (БелГОСЕТа). В это же время им создана оперетта по пьесе Валентина Катаева «Синий платочек». В Москву композитор вернулся в 1945 году.

фельцман 3 
Из архива РАО

В 1946 году он пишет «Концерт для скрипки с оркестром» в трех частях и музыкальную комедию «Чужая дочь».

фельцман 8
 Из архива РАО

 Композитор плодотворно работает, и в 1948 году в Московском театре оперетты проходит премьера музыкальной комедии «Воздушный замок», а в 1952-м еще две премьеры: в Московском театре оперетты — «Суворочка» и в Театре Станиславского и Немировича-Данченко — «Шумит Средиземное море».

В песенном жанре первым произведением Фельцмана стал всем известный сегодня «Теплоход» на стихи В. Драгунского и Н. Давидович для пародийного театра «Синяя птичка». Позднее ее исполнил и записал на пластинку Леонид Утёсов.

Однако настоящая известность к нему пришла с песней «Ландыши», написанной на стихи Ольги Фадеевой. В исполнении певицы Гелены Великановой она приобрела огромную популярность и буквально звучала из каждого окна.

Позднее Оскар Фельцман написал песни на стихи Андрея Вознесенского и Расула Гамзатова, Евгения Долматовского и Михаила Матусовского, Игоря Кохановского и Марка Лисянского, Льва Ошанина и Роберта Рождественского. Его соавторами также были поэты Владимир Харитонов, Игорь Шаферан, Михаил Танич, Наум Олев и Михаил Рябинин.

Его песни исполняли такие мастера советской и российской эстрады, как Леонид Утёсов и Марк Бернес, Владимир Трошин и Эдита Пьеха, Валентина Толкунова и Вероника Круглова, Иосиф Кобзон и Муслим Магомаев, Эдуард Хиль и Юрий Гуляев, Георг Отс и Лев Лещенко, Капиталина Лазаренко и Олег Анофриев, Мария Пахоменко и Леонид Серебренников, Ирина Аллегрова и София Ротару, Леонид Екимов и Анна Герман и многие, многие другие.

Большой популярностью пользовались произведения Оскара Фельцмана в исполнении Эдиты Пьехи, которую он называл любимой исполнительницей. Это «Огромное небо», «Белый свет», «Венок Дуная», «Манжерок», «Ничего не вижу»…

В 1967 году на радио появилась новая передача «С добрым утром!». Фельцман написал для нее заставку, которая каждое воскресенье возвещала, что «Воскресенье — день веселья». В дальнейшем многие замечательные песни композитора впервые звучали именно в этой передаче.

В 1973 году режиссер Юрий Хмельницкий предложил композитору написать музыку к известной классической комедии Томаса Брандона «Тетка Чарлея». Стихи написал Роберт Рождественский. Это была их первая совместная работа в оперетте. А несколько лет спустя по пьесе одесских авторов они вместе создали музыкальную комедию «Старые дома», которая обошла сцены почти всех театров страны, а также шла за рубежом. «Тетка Чарлея» впервые была поставлена в Краснодаре, а потом и в Московском театре оперетты. С этим спектаклем начался новый виток работы мастера в оперетте. Во многих театрах страны тогда шли сразу три его постановки: «Тетка», «Дома» и «Пусть гитара играет» (пьеса и стихи Е. Гальпериной и Ю. Анненского).

В середине 1980-х годов Фельцман организовал для своих авторских концертов инструментальный ансамбль «Огни Москвы» с солисткой Ириной Аллегровой.

В 1987 году написал вокальный цикл «Песни былого» — музыку к нескольким еврейским народным песням по тексту книги «Песни былого. Из еврейской народной поэзии» в переводе Наума Гребнева. Исполнил цикл этих песен Иосиф Кобзон.

 Оскар Борисович Фельцман был одним из старейших членов РАО. Впервые свои авторские права он зарегистрировал еще в ВУОАП в далеком 1942 году. Свое отношение к РАО автор описывал так:

«…мою песню «Ландыши» поют во многих странах мира, даже на Канарских островах. А в космос с Юрием Гагариным отправилась моя песня «Я верю, друзья. На пыльных тропинках далеких планет…», которая навсегда связала меня с космонавтами. Я живу в России, и вместе со мной — моя публика — миллионы людей. Российское Авторское Общество мой друг и свидетель всей моей жизни. Спасибо за дружбу. Спасибо за взаимную любовь».

Материалы по теме
Право Автора: [юбилейное ил. изд.]. — М.:  АСМО-пресс, 2008. — С. 206.
Фельцман Оскар Борисович
Оскар Фельцман