100-летие со дня рождения выдающегося музыканта, Народного артиста РСФСР Олега Леонидовича Лундстрема

01.04.2016

IMGP2359

Олег Лундстрем родился 2 апреля 1916 года в Чите в семье потомков обрусевших шведов, связавших свою судьбу с Россией.

В 1921 году его отца — преподавателя физики местной гимназии Леонида Лундстрема — в числе других советских граждан направили в Китай на работу на Китайской восточной железной дороге (КВЖД). Детские и юношеские годы Олег провел в Харбине.

Уже в 12 лет он мог безошибочно расписать, например, случайно услышанный фокстрот на трио — с мелодией, басом и аккомпанементом. В это же время мальчик увлекся живописью, научился играть на скрипке.

В 1932 году после обучения в коммерческом училище Олег поступает в Политехнический институт, и одновременно — в музыкальный техникум, который оканчивает по классу скрипки в 1935 году.
1930-е годы принесли увлечение новой музыкой — джазом. Вначале его ритм не привлек особого внимания Олега, пока он не наткнулся на пластинку неизвестного в то время оркестра Дюка Эллингтона. Пьеса, которая его ошеломила, называлась «Дорогой, старый юг». С этого момента началось увлечение Лундстрема джазом. Он по слуху аранжировал и воспроизводил пьесы с пластинок.

«…Желание мое и некоторых моих друзей по техникуму играть джаз было так велико, что мы создали свой оркестр, в состав которого входили три саксофона, две трубы, тромбон, фортепиано, контрабас и банджо. Руководителем выбрали меня. А произошло это в 1934 году. Именно с этого года я веду отсчет деятельности нашего оркестра и моей как его руководителя», — вспоминал Олег Леонидович.

В 1941 году, в начале войны Лундстрем поступает во французский Высший технический центр. Получив диплом инженера-архитектора в 1944 году, он неожиданно проявляет себя как композитор. 

Лундстрем 1 

Послевоенные годы — годы нового творческого подъема. В его оркестре уже 19 человек — настоящий Биг-бенд! Композитор посвящает окончанию Второй мировой войны свое первое самостоятельное произведение — «Интерлюдия». Чуть позже пишет пьесу «Мираж» на восточные мотивы, продолжая поиски своего пути в джазе.

В 1947 году Олег Лундстрем вместе с музыкантами оркестра переезжает в СССР, в Казань. Выбор города обусловлен наличием в нем консерватории. Первоначально приехавший оркестр решают сделать джазовым коллективом Татарской АССР. Но постановление ЦК КПСС об опере Вано Мурадели «Октябрь» в 1948 году вносит свои коррективы. Выясняется, что джаз народу не нужен. И музыкантов распределяют в оперный театр и оркестры кинотеатров. Лундстрем поступает в Театр оперы и балета в качестве скрипача, а осенью 1948 года вместе с большой группой приехавших музыкантов становится студентом Казанской государственной консерватории, по окончании которой в 1953 году остается там, как преподаватель теоретических дисциплин. Поскольку джаз не был забыт, молодой преподаватель ведет в консерватории студенческий симфонический оркестр.

В 1955 году оркестр записывает на радио и на грампластинки целую серию пьес татарских композиторов в обработке для джаза Олега Лундстрема. Концерты оркестра с большим успехом идут в лучших залах города и обращают на себя внимание московских концертных организаций.
1 октября 1956 года приказом министра культуры РСФСР на базе коллектива под руководством Олега Лундстрема создается концертный эстрадный оркестр в системе Росконцерта. Началась большая гастрольно-концертная жизнь коллектива. Почти за 40 лет он объездил более 300 городов России и десятки за рубежом.

Многие годы Олег Лундстрем и его блестящий оркестр — неизменные участники крупных международных джазовых фестивалей: «Таллин-67», «Джаз Джембори-72» в Варшаве, «Прага-78» и «Прага-86», «София-86», «Джаз в Дюктауне-88» в Голландии, фестиваль искусств СССР и Индии в 1988 году, «Гренобль-90» во Франции, фестиваль памяти Эллингтона в Вашингтоне 1991 год, фестиваль биг-бэндов «Иматра-92» в Финляндии, ряд международных фестивалей, проводившихся в нашей стране.

Лундстрем широко известен во всем мире как композитор, дирижер, аранжировщик, как мэтр джаза.
Наиболее известные его джазовые композиции: «Интерлюдия» (1945), «Мираж» (1947), «Расцветает сирень» (1955), «Экспромт» (Атом-буги) (1957), «Юмореска» (1958), «Песня без слов» (1960), «Этюд для оркестра» (1960), «Пролог» (1963), «Мы снова вместе» (1969), «Бухарский орнамент» (1972), «В горах Грузии» (1973), «Любви дороги» (1975), «Спидвей» (1980), «Легенда о Сююмбеки» (1981), «Наступил рассвет» (1984), а также камерно-инструментальные и вокальные циклы: симфоническая сюита на татарские темы, симфония до-минор, соната для виолончели с фортепиано, две пьесы для скрипки с фортепиано, вокальный цикл на стихи китайских поэтов, музыка к драматическим спектаклям.

Помимо полутора десятков выпущенных прославленным оркестром грампластинок и дисков Олег Лундстрем записал свой авторский диск «Мы снова вместе».

Государственный камерный оркестр джазовой музыки Олега Лундстрема — самый «долгоиграющий» и непрерывно существующий биг-бенд в мире, что зафиксировано в российской книге рекордов Гиннеса.

Из оркестра вышли лучшие джазовые музыканты России: всемирно известный пианист и композитор «третьей волны» Николай Капустин, композитор Роман Кунсман, дирижер и аранжировщик Георгий Гаранян, саксофонист и бенд-лидер Игорь Бутман, аккордеонист Владимир Данилин, саксофонист Станислав Григорьев, контрабасист Валерий Куцинский и многие другие выдающиеся музыканты.

Фото из архива РАО

Источники:

Е. Билькис. «Советский джаз вступает в свою лучшую пору…» // Советская музыка. 1986. №10. 

Олег Лундстрем

Государственный камерный оркестр джазовой музыки Олега Лундстрема