Игорь Бутман: «Я люблю музыку, люблю джаз, и я всего лишь хотел поделиться своей любовью»

22.11.2017

16-18 ноября в Северной столице проходил VI Санкт-Петербургский международный культурный форум, в рамках которого состоялся форум-фест Jazz Across Borders. Накануне Форума президент Авторского совета РАО, основатель и художественный руководитель Jazz Across Border Игорь Бутман рассказал в интервью телеканалу «Культура» о своих джазовых корнях и о том, какие темы обсуждались на первой в истории России профессиональной площадке для представителей мирового и российского джазового сообщества.

Как возникла идея проведения международного джазового форум-феста Jazz Across Borders в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума? Почему Вы приняли решение объединить такие крупные культурные события?

Санкт-Петербургский международный культурный форум – крупнейшее событие, где представлены все виды культуры и искусства, и поэтому мы решили не создавать отдельное событие, а сделать больший акцент на джазовое искусство именно в рамках Форума. Мне кажется, это вызвало интерес у многих джазовых музыкантов как у нас в стране, так и за рубежом. К нам приедет много интересных людей, у нас есть возможность представить наш российский джаз мировому сообществу. Такие фестивали проводятся и в Бремене (Германия), и в Нью-Йорке (США). А мы решили провести наш первый форум-фест в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума. Эти мероприятия очень органично сочетаются.

Одной из тем форума станет 100-летие Российской революции 1917 года. Кого из джазовых «революционеров» Вы почитаете больше всего?

Много лет назад в Бостоне я встретился с Диззи Гиллеспи. Этот музыкант знаменит тем, что он совершил большой переворот в музыке, он изобрел новый вид импровизации, новый джазовый стиль. Я когда к нему подошел, он спросил: «Ты из Советского Союза. Значит, ты революционер?». Я говорю: «В какой-то степени да». Он говорит: «Я тоже революционер». Он сделал так, что джаз вышел на новую ступень развития и заявил о себе как о серьезном искусстве, созданном не просто для развлечения и танцев. Он сделал так, что джаз стал собирать большие концертные залы.

Считаете ли Вы себя революционером в музыке?

Наверное, нет. Я, может быть, себя считаю революционером в том, что в России джазовое искусство вышло на новый уровень. Никогда не задумывался о том, чтобы совершать революцию. Я люблю музыку, люблю джаз, и хочу поделиться своей любовью и радостью с людьми, постараться показать им всю красоту джаза. И сегодня, как мне кажется, джаз в нашей стране занимает более достойное место, вызывает больший интерес, чем раньше. Это как раз подчеркивает наш форум-фест. Так что в этом плане, может быть, я революционер, а в музыкальном плане я еще не осуществил революцию, но я ищу свой стиль. Возможно, он и станет революцией. Революционеры всегда искали свой путь, я тоже ищу свой музыкальный путь.

В России мало коммерчески успешных джазовых музыкантов. С чем это связано? Как Вам удается быть коммерчески успешным?

Их относительно мало. Если сравнивать с эстрадными артистами, джазовые музыканты, конечно, проигрывают. Популярные артисты испытывают давление. Они есть – и вот они уже пропали. А у джазовых музыкантов есть шанс войти в историю. Я бы не сказал, что у нас мало коммерчески успешных музыкантов. Есть большое количество талантов, которые играют, развиваются и доставляют людям радость. И если музыкант хороший, то он будет коммерчески успешен.

В Вашем творчестве происходит некий синтез искусств, например, у вас уже были опыты соединения поэзии и музыки. С Михаилом Козаковым Вы делали спектакль на стихи Иосифа Бродского. Есть ли у Вас сейчас проекты, синтезирующие разные виды искусства?

Да! Буквально на днях мы начали подготовку спектакля с замечательным актером Алексеем Гуськовым, который когда-то видел мои опыты с Михаилом Михайловичем Козаковым. Мы начали готовить постановку, в которой буду участвовать я сам. Не могу ничего рассказать подробнее, пока все на предварительной стадии. Но это будет музыкально-поэтический спектакль.

Джаз – это свободолюбивое искусство. А как молодому джазовому музыканту понять, что он уже достаточно «дорос», чтобы отойти от академизма и начать делать что-то новое?

Когда музыкант в совершенстве владеет всеми навыками на уровне музыкальных фраз, он, конечно, может отходить от академизма. Более того, стремясь быть оригинальным, музыкант будет автоматически отходить от академизма. Ведь главная путеводная звезда джаза – это импровизация. Сначала музыкант изучает гармонию, осваивает процессы, которые происходят в музыкальном мире, и после этого он начинает постепенно приходить к импровизации. Но если просто учить импровизации других мастеров, играть так, как они играют, пользоваться их приемами и шаблонами и проповедовать их музыкальную идеологию…никогда не найдешь свои «музыкальные обороты». А если он захочет как-то выразить свое отношение к миру через музыку, он сразу будет оригинален. Это будет отражаться и в звуке, и в игре, и в музыкальных фразах. Молодой музыкант должен думать о том, что он будет играть самого себя: свое отношение к музыке, свое отношение к джазу и к миру. Тогда все получится.

Не считаете ли Вы, что отношения молодых дарований с представителями индустрии нуждаются в «усовершенствовании»? За счет чего это можно осуществить? Шоукейсов так мало, а талантливой молодежи так много!

Конечно! Ради этого мы и делаем наш форум-фест, ради этого мы и развиваем музыкальное образование. Я недавно возглавил Государственное училище духового искусства. Я это сделал для того, чтобы на практике осуществлять то, о чем много говорится, давать молодым музыкантам новые перспективы, ставить им новые задачи. Безусловно, нужно проводить больше шоукейсов, создавать больше возможностей для творческого роста молодых музыкантов. В этой области нам помогают и существующие джазовые фестивали! Например, международный конкурс молодых исполнителей «Мир джаза» в Ростове-на-Дону, а также конкурсы в Санкт-Петербурге, в Казани, в Саранске… И на Форуме мы еще раз обратим внимание Министерства культуры: джазовое искусство развивается, оно живет, фестивали есть, но их количество нужно увеличивать, надо больше встречаться с молодежью, рассказывать, показывать им зарубежных исполнителей. У нас в училище проходят мастер-классы американских музыкантов, итальянских специалистов. Я лично проведу мастер-класс в Санкт-Петербургском институте культуры. И я не буду показывать студентам, как играть, что делать с саксофоном! Я хочу поговорить с ними о музыке и о том, что мы должны демонстрировать зрителям, которые ходят на наши концерты, что мы должны донести до них.

Вас причисляют к «современному ответвлению» свинга. Какое жанровое определение Вы сами даете своему творчеству?

Я никогда не думаю о том, к какому жанру я отношусь. Одно время я играл в стиле бибоп (как Чарли Паркер). Потом я стал играть в стиле Джона Колтрейна. Потом я играл русский авангард с ансамблем. С «Аквариумом» я играл рок. Мои кумиры – это джазовые музыканты всех-всех поколений – Джон Колтрейн, Чарли Паркер, Геннадий Гольштейн и многие другие.

Какие концерты Вам приносят большее удовольствие – на Вашей родине или на родине джаза – в США?

Я получаю удовольствие от концертов в целом! А где они проходят – не имеет значения. Недавно мы были в Тольятти, сыграли один из лучших моих концертов. В небольшом городе Старая Русса был замечательный прием и замечательная публика. Если плохой прием – значит, мы делаем что-то не так. Поэтому мы стараемся! Публика разная! Где-то подготовленная и знающая музыкальные цитаты, а где-то – нет. Наша задача – создать художественный образ, сделать так, чтобы наше искусство понравилось, доставило удовольствие, заставило задуматься. Я хочу, чтобы публика получала те же эмоции от моего выступления с оркестром или ансамблем, какие я получаю от выступления артистов, которых люблю.

Какие темы Вы затронете в рамках своего выступления на Форуме? О каких существующих проблемах будете говорить?

Тем будет много! Мы поговорим о продвижении молодых артистов: что им делать для того, чтобы получить базовые знания основ музыкального менеджмента. Мы будем говорить с ними о том, для чего мы выходим на сцену, чего мы хотим добиться в музыке, играем ли мы для себя, для того, чтобы удовлетворить наши амбиции, или мы все-таки хотим делать это для нашей аудитории. Мы также поговорим о специфике выступлений наших артистов за рубежом, обсудим с иностранными коллегами наш джазовый опыт, поскольку хотим показать им, что у нас в стране есть большой интерес к джазу, на него ходят, его любят. Мы будем говорить об отношениях со спонсорами, об отношениях с государством, с Министерством культуры, будем делиться мнениями и наработками. Многие обижаются на наши государственные структуры, а ведь мы просто не знаем, как работать с ними, не знаем правила. Они просто ждут от нас инициативы и предложений, чтобы потом их поддержать.

В целом, мы будем много общаться на профессиональные темы, проводить джем-сейшны и делиться опытом!

Источик