Александр Чайковский: «Не имя определяет качество музыки, а наоборот»

05.11.2019

19 октября в Малом зале концертного комплекса «Зарядье» состоялся вечер, посвященный одному из ведущих современных российских авторов – вице-президенту Авторского Совета РАО Александру Чайковскому. Мероприятие прошло в рамках цикла концертов «Я – композитор», организованного Союзом композиторов России.

Программа, как это уже заведено, началась с беседы, которую вела куратор цикла, культуролог Анна Генина.

Отвечая на вопрос, каково современному композитору носить фамилию Чайковский, Александр Владимирович отметил, что не имя определяет качество музыки, а наоборот. По его мнению, нужно послушать музыку – и по ней заключить, настоящий композитор перед тобой или «однофамилец».

«Ты сочиняешь не для того, чтобы «соответствовать» фамилии, а потому что именно эти звуки рождаются именно в твоем воображении и ни в чьем другом возникнуть не могут. Имя юного Пети Чайковского наверняка в свое время тоже вызывало насмешку – не потому, что фамилия знакомая, как раз наоборот: да как смеет этот юнец считать себя коллегой Моцарта и Бетховена?.. Но это только до тех пор, пока не появились симфонии, оперы, балеты, концерты, которые теперь знает весь мир…», – сказал маэстро.

Говоря о своих любимых композиторах, Александр Чайковский подчеркнул, что профессиональным мастерам зачастую сложно определить какие-либо предпочтения.

«Поскольку любой серьезный музыкант знает столько гениальной и очень разной музыки, что выбрать из нее «самое-самое» невозможно», – прокомментировал он.

По его словам, есть сочинения, про которые понятно, как они устроены. Таких из известных образцов – процентов 80. Но есть музыка, которую он, Александр Чайковский, «объяснить» не может. Например, не понимает, как в человеческой голове могла зародиться мелодия «Erbarme dich» – знаменитая альтовая ария из «Страстей по Матфею» Баха. Или как Моцарт сочинил вторую часть 21-го фортепианного концерта. Или как возникла идея второй части Третьей симфонии Бетховена – самой, по мнению Александра Владимировича, новаторской у этого классика.

«Я бы, при всем желании, подобного не написал», – признался композитор и добавил, что испытывает в таких случаях «крайнюю степень восхищения и белой зависти».

Для своей программы в рамках цикла «Я – композитор» Александр Чайковский выбрал двойной концерт для скрипки и альта с оркестром «Далекие сны детства», который исполнили выдающиеся музыканты – молодой скрипач Никита Борисоглебский, опытный альтист Назар Кожухарь и Ярославский губернаторский симфонический оркестр под управлением Мурада Аннамамедова.

«Музыка эта возникла под впечатлением от фильма Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова», а именно от кадра, где маленький Илюша Обломов радостно бежит под небесно красивую арию Беллини «Casta diva». И этот символ ничем не замутненного, абсолютно невозвратимого, навсегда оставшегося в прошлом детского счастья родил в душе свою музыку – память о собственном детстве», – пояснил Чайковский.

Второе отделение, также по традиции цикла «Я – композитор», посвятили тем классическим сочинениям, которые выбрал для программы сам ее герой. Александр Владимирович остановился на Джованни Паизиелло и Джованни Баттиста Перголези.

Источник новости