О правовом статусе аудиовизуального произведения, видеозаписи концерта (спектакля) и телепрограммы

29.05.2013

29 05 13

В практике работы организаций по управлению правами на коллективной основе зачастую возникает вопрос о правовом статусе видеозаписи концерта (спектакля) и телепрограммы, как результатов интеллектуальной деятельности. Он имеет практическое значение при выдаче пользователям разрешений на сообщение произведений в эфир и по кабелю, так как видеозаписи и телепрограммы иногда пытаются приравнять к аудиовизуальным произведениям.

Автор статьи разделяет аудиовизуальные произведения, видеозаписи и телепрограммы, считает каждый из указанных объектов самостоятельным результатом интеллектуальной деятельности. Рассмотрим правовой статус аудиовизуальных произведений, которые согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ относятся к объектам авторского права.

В соответствии с п. 2 ст. 1263 ГК РФ аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

В Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (далее – Бернская конвенция) нет термина «аудиовизуальное произведение». В ст. 1 раскрывается понятие «кинематографические произведения», к которым приравниваются «произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии».

В ст. 3 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» понятие «фильм» приравнивается к понятию «аудиовизуальное произведение»: «фильм – аудиовизуальное произведение, созданное в художественной, хроникально-документальной, научно-популярной, учебной, анимационной, телевизионной или иной форме на основе творческого замысла, состоящее из изображения зафиксированных на кинопленке или на иных видах носителей и соединенных в тематическое целое последовательно связанных между собой кадров и предназначенное для восприятия с помощью соответствующих технических устройств».

Из приведенного определения следует, что аудиовизуальное произведение:

  • по содержанию – это кино-, теле-, видеофильм, хроникально-документальный, научно-популярный, анимационный, учебный фильм или иное подобное произведение;
  • по форме – зафиксированная серия связанных между собой изображений с сопровождением или без сопровождения звуком (остановившееся изображение (кадр) не является аудиовизуальным произведением. В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ его можно отнести к произведению, полученному способом, аналогичным фотографии);
  • по способу фиксации – это произведение, зафиксированное на любом материальном носителе, как с помощью профессионального оборудования, так и оборудования, предназначенного для использования в домашних условиях.

Следует отметить, что для определения правового статуса аудиовизуального произведения не имеет никакого значения, цветной это фильм или черно-белый, полнометражный или короткометражный, немой или звуковой.

При создании аудиовизуального произведения с согласия автора литературного и художественного произведения допустима «кинематографическая переделка и воспроизведение» такого произведения (подп. «i» п. 1 ст. 14 Бернской конвенции).

Сценарий фильма имеет сюжет, представляющий способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировку подачи изображаемых событий. При этом фабула – это цепь событий, о которых повествуется в сюжете, в их логической причинно-временной последовательности. В состав фабулы включают экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. Иными словами, сюжет кинематографического произведения – это ход каких-либо событий, зафиксированный в сценарии такого произведения.

Подпунктом «а» п. 1 ст. 14 bis Бернской конвенции установлено, что «определение лиц – владельцев авторского права на кинематографическое произведение сохраняется за законодательством страны, в которой истребуется охрана». Поэтому национальными законодательствами стран – участниц Бернской конвенции этот вопрос решается по-разному.

Однако страны – участницы Бернской конвенции обязаны руководствоваться также п. 3 ст. 14 bis, согласно которому из числа авторов кинематографического произведения не могут быть исключены авторы сценариев, диалогов и музыкальных произведений, созданных для постановки кинематографического произведения, а также его режиссер-постановщик. Иными словами, список авторов аудиовизуального произведения может быть в национальном законодательстве увеличен, но никак не уменьшен.

Пунктом 2 ст. 1263 ГК РФ установлено, что авторами аудиовизуального произведения являются:

  • режиссер-постановщик;
  • автор сценария (в котором, как правило, предусмотрены и диалоги);
  • композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

Этот перечень носит исчерпывающий характер, т.е. к числу авторов аудиовизуального произведения не могут быть отнесены иные лица. Так, авторами фильма не считаются: автор произведения, положенного в основу сценария (романа, повести, рассказа, пьесы и др.); оператор-постановщик; художник-постановщик; другие лица, творческим трудом которых было создано аудиовизуальное произведение; а также авторы произведений, вошедших в фильм в качестве его составной части (фотографы и др.).

Возникает вопрос: кому принадлежит исключительное право на созданное аудиовизуальное произведение? В соответствии с п. 4 ст. 1263 ГК РФ права изготовителя аудиовизуального произведения, т.е. лица, организовавшего создание такого произведения (продюсера), определяются в соответствии со ст. 1240 ГК РФ.

Указанная статья относит аудиовизуальное произведение к сложным объектам. Пунктом 1 ст. 1240 ГК РФ установлено, что «лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта единой технологии), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности».

Из этой нормы закона следует, что права продюсера могут быть следующими. Если продюсер заключит с авторами фильма договоры об отчуждении прав на фильм, то он становится обладателем исключительного права на такой результат интеллектуальной деятельности. Если же с указанными авторами будут заключены лицензионные договоры, то исключительное право на фильм останется за авторами. Если с частью авторов будут заключены договоры об отчуждении права, а с другими авторами – лицензионные договоры, то исключительное право на аудиовизуальное произведение частично будет принадлежать продюсеру, а частично авторам, заключившим с продюсером лицензионный договор. В этом случае в соответствии с п. 2 ст. 1229 ГК РФ можно говорить о том, что исключительное право на аудиовизуальное произведение принадлежит нескольким лицам совместно.

Необходимо учитывать норму, содержащуюся в абз. 2 п. 1 ст. 1240 ГК РФ. «В случае, когда лицо, организовавшее создание сложного объекта, приобретает право использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в такой сложный объект, соответствующий договор считается договором об отчуждении исключительного права, если иное не предусмотрено соглашением сторон». Таким образом, если авторы хотят исключительное право на фильм оставить за собой, то в заключаемом договоре (даже если это лицензионный договор) им следует прямо указать, что данный договор не является договором об отчуждении исключительного права. В противном случае исключительное право в силу закона будет принадлежать продюсеру.

На практике российские изготовители фильмов все спорные вопросы снимают путем заключения с авторами аудиовизуальных произведений только договоров об отчуждении исключительного права на фильмы в полном объеме. Обладателями исключительных прав на фильмы в таких случаях будут продюсеры.

Продюсер обязан заключить соответствующие договоры на использование всех произведений и исполнений, вошедших в фильм, для соблюдения прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Необходимо отметить, заключение договора о создании аудиовизуального произведения предполагает согласие исполнителя на использование его исполнения в составе аудиовизуального произведения. Согласие исполнителя на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении, должно быть прямо выражено в договоре (п. 4 ст. 1317 ГК РФ).

Также продюсеру следует заключить договоры и с изготовителями фонограмм, если таковые использовались при создании фильма. При этом необходимо отметить, что сама звуковая запись фильма в силу подп. 2 п. 1 ст. 1304 ГК РФ фонограммой не является.

Аудиовизуальное произведение и видеозапись, осуществленная на концерте или на сцене театра, по форме материального воплощения аналогичны. В обоих случаях речь идет о зафиксированной серии связанных между собой изображений. Данные результаты интеллектуальной деятельности также аналогичны и по способу фиксации.

Если же говорить о содержании аудиовизуального произведения и видеозаписи, то различия между ними очевидны. В создании аудиовизуального произведения (видеоряда и звукозаписи) принимает участие огромный творческий коллектив: авторы фильма, оператор-постановщик, художник-постановщик, художник по костюмам, художник-мультипликатор (для анимационных фильмов, а иногда и для кинофильмов) и др. Фильм снимается по сценарию, специально для него созданному. На его основе создается режиссерский, так называемый постановочный сценарий. Руководство всем творческим процессом осуществляет, соответственно, режиссер-постановщик.

При производстве кинофильма выбирают натурные места съемок, арендуется съемочный павильон, создаются декорации и костюмы, устанавливается специальное освещение, и осуществляются другие необходимые приготовления. Съемки фильма происходят поэтапно в течение длительного периода времени – от нескольких дней до нескольких лет. Делаются многочисленные дубли одной и той же сцены фильма, которые не обязательно снимают последовательно по сценарию, заключительную сцену могут снять и в начале, и в середине съемочного процесса. Финансовые затраты на изготовление аудиовизуального произведения составляют значительные суммы, часто на съемки фильма продюсером берутся кредиты или привлекаются заемные средства.

Изготовители же видеозаписи приходят в театр или на концертную площадку «на все готовое». Концерт проводится без сценария или по сценарию (сценарному плану), созданному для данного зрелищного представления по заказу организатора такого мероприятия. Постановка театрального спектакля осуществляется на основании драматического произведения (пьесы).

Для создания видеозаписи в концертном зале или театре устанавливается несколько камер и звукозаписывающая аппаратура. Камеры в ходе проведения указанных театрально-зрелищных мероприятий в течение нескольких часов фиксируют все происходящее на концертной сцене или в театре. В постановочной части происходящего на сцене изготовитель видеозаписи не участвует. После чего происходит монтаж отснятого материала, наложение звука на видеоряд, и запись готова. Авторами видеозаписи являются оператор и монтажер. В творческом плане невозможно сопоставить работу указанных лиц и лиц, творческим трудом которых было создано аудиовизуальное произведение: режиссера-постановщика, автора сценария, композитора, оператора-постановщика, художника-постановщика, художников по костюмам и гриму, фотографов, артистов-исполнителей и иных лиц.

Следует отметить, что трансляция концертов и иных театрально-зрелищных мероприятий порой осуществляется телевизионными компаниями в прямом эфире, без использования видеозаписи.

Таким образом, видеозапись нельзя отнести ни к кинематографическим произведениям, ни к другим аналогичным произведениям (фильмам). Каков же ее правовой статус?

До закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года № 5351-1 в России ровно год – с 3 августа 1992 года по 3 августа 1993 года – действовали Основы гражданского законодательства СССР от 31 мая 1991 года № 2211-1. Статьей 141 Основ видеозаписи признавались объектами смежных прав, наряду с исполнениями, фонограммами и передачами организаций эфирного вещания.

Ни в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах», ни в ГК РФ видеозаписи не были отнесены к объектам смежных прав. Не упомянуты они и среди объектов авторских прав в указанном законе и в ст. 1259 ГК РФ. Однако, поскольку эта статья не содержит исчерпывающего перечня объектов авторского права, а у видеозаписи есть авторы (оператор и монтажер), то видеозапись можно отнести к объектам авторского права – «другим произведениям».

Далее рассмотрим правовой статус телепрограмм, к которым относятся, например, информационная программа «Время», телепрограммы «Поле чудес», «Человек и закон» и «Вечерний Ургант».

В ст. 1329 ГК РФ термин «телепередача» как объект смежных прав обозначает «совокупность звуков и (или) изображений или их отображений» (в международной практике – «сигнал»). Условно говоря, телепередача – это «поток» звуков и изображений, которые транслируют организации эфирного и кабельного вещания. В данный «поток» попадают и аудиовизуальные произведения, и телепрограммы, под которыми понимаются «периодические аудио-, аудиовизуальные сообщения и материалы (передачи), имеющие постоянное наименование (название) и выходящие в свет (в эфир) не реже одного раза в год» (ст. 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»). В соответствии с этим Законом телепрограмма может быть средством массовой информации.

Телепрограммы часто идут не только в записи, но и в прямом эфире, например, информационные программы, трансляции парадов или праздников. Поэтому по содержанию телепрограмма никак не может быть отнесена к аудиовизуальным произведениям (фильмам).

О видеозаписи, как объекте авторского права, было подробно сказано выше. Можно констатировать, что видеозапись телепрограммы является объектом авторского права – «иным произведением».

На основании вышеизложенного следует, что ни видеозапись концерта (спектакля), ни телепрограмма не являются аудиовизуальными произведениями (фильмами).

И.А. Силонов
заместитель директора
экспертно-аналитического департамента РАО