Использование произведений в составе сложного объекта

28.05.2013

28 05 13

Многообразие вариантов использования объектов авторского права в современном мире, обусловленное развитием технического прогресса, заставляет законодателя все более детально регулировать отношения между автором и пользователем. В повседневной жизни все чаще встречаются сложные объекты, включающие в себя другие произведения, а значит, появляется необходимость установления правил поведения участников экономического оборота таких объектов.

С момента введения в действие ч. IV ГК РФ основной юридической нормой, призванной установить схему взаимоотношений в этой сфере стала ст. 1240 ГК РФ «Использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта». Согласно п. 1 статьи «… лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, единой технологии), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности».

Основу этой нормы составляет правило, согласно которому организатор создания сложного объекта (далее также – продюсер), имеющий намерение включить во вновь создаваемый объект другие результаты интеллектуальной деятельности обязан получить право на их использование у соответствующих правообладателей.

Итак, разберем, на что именно должен получить право организатор создания сложного объекта, и каким образом это достигается.

Из ст. 1240 ГК РФ следует, что право на использование результатов интеллектуальной деятельности приобретается путем заключения договоров с обладателями исключительных прав. Существует два вида таких договоров: договор об отчуждении исключительного права и лицензионный договор.

Согласно ст. 1229 и 1270 ГК РФ исключительное право – это право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способами, в том числе перечисленными в п. 2 ст. 1270 ГК РФ (путем воспроизведения, распространения, сообщения для всеобщего сведения в эфир и по кабелю, публичного исполнения и т.д.).

В соответствии со ст. 1234 ГК РФ, заключая договор об отчуждении исключительного права, организатор создания сложного объекта приобретает исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности в полном объеме, тем самым становится правообладателем, и дальнейшее использование им произведения не содержит в себе опасности нарушения имущественных авторских прав1.

Заключая же лицензионный договор, продюсер приобретает лишь право использования результатов интеллектуальной деятельности (в нашем случае произведений). Остановимся на таком договоре подробнее.

Согласно ст. 1235 ГК РФ, в лицензионном договоре должна быть указана территория, на которой допускается использование произведения, а также срок действия договора, и, соответственно, предоставления права. Но наиболее важным представляется определение предмета лицензионного договора – указание на конкретное произведение, право на использование которого предоставляется лицензиату, а также способы использования произведения2 .

Для определения способов использования произведений в лицензионном договоре следует учитывать положение п. 2 ст. 1240 ГК РФ о том, что условия лицензионного договора, ограничивающие использование результатов интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта недействительны.

Лицензионный договор, предусматривающий использование результатов интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, заключается на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права, если договором не предусмотрено иное (абз. 3 п. 1 ст. 1240 ГК РФ). Тем самым законодатель все-таки предусмотрел возможность ограничения в договоре как срока использования произведения в составе сложного объекта, так и территории действия предоставляемого права.

Таким образом, возникает противоречие между двумя различными положениями ст. 1240 ГК РФ, на которое обращает внимание Э.П. Гаврилов3, высказывая мнение о том, что исключения, ограничивающие право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта недопустимы4.

Формулируя правила регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе эксплуатации сложного объекта, законодатель стремился создать наиболее благоприятные условия для организаторов создания таких объектов, оградить их от возможных злоупотреблений со стороны правообладателей используемых произведений и облегчить экономический оборот вновь созданных сложных объектов. Однажды достигнутая договоренность с правообладателями музыкальных и других произведений, вошедших в сложный объект, должна быть гарантией дальнейшего свободного оборота нового сложного объекта.

По этому вопросу Э.П. Гаврилов высказывает мнение о том, что лицензионный договор на использование произведения в составе сложного объекта всегда является исключительной лицензией, а его создатель получает право на использование произведений, вошедших в состав сложного объекта, «на весь срок действия исключительного права, на всей территории его действия и с предоставлением лицензиату всех прав на использование результатов интеллектуальной собственности в составе сложного объекта»5.

В этом случае следует констатировать, что п. 2 ст. 1240 ГК РФ представляет собой специальную норму, ограничивающую некоторые положения ст. 1235 ГК РФ. Однако даже при получении лицензиатом «широких» полномочий по способам использования объекта, срокам и территории такого использования, необходимость указания в лицензионном договоре конкретного произведения не вызывает сомнений. В противном случае лицензионный договор в соответствии со ст. 432 ГК РФ будет считаться незаключенным, поскольку согласие сторон по существенному условию, названному в законе, отсутствует.

Согласно п. 3 ст. 1240 ГК РФ при использовании результатов интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта право авторства и другие неимущественные права сохраняются за этими авторами.

Как было сказано ранее, на подготовительной стадии создания сложного объекта продюсер заключает лицензионные договоры с обладателями прав на те произведения, которые будут по его замыслу включены в сложный объект.

Частный случай использования музыкального произведения в составе сложного объекта – использование произведения в составе аудиовизуального произведения. Аудиовизуальное произведение (ст. 1263 ГК РФ) – произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств.

Пункт 3 ст. 1263 ГК РФ устанавливает, что при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения.

Обратим внимание на основания, предоставляющие композитору право на вознаграждение. За что именно предусматривается вознаграждение, или какие фактические обстоятельства порождают право композитора на вознаграждение?

Такое основание – факт использования музыкального произведения тем или иным способом. До введения в действие ч. IV ГК РФ законодатель устанавливал лишь один такой способ использования музыкального произведения в составе аудиовизуального произведения, который предоставлял композитору право на вознаграждение – публичное исполнение6. С 1 января 2008 г. таких способов три: публичное исполнение, сообщение в эфир и сообщение по кабелю.

Тем самым законодатель констатировал, что при использовании аудиовизуального произведения используются и вошедшие в его состав музыкальные произведения, что собственно и порождает право композитора на вознаграждение7.

Рассматривая в совокупности положения ст. 1240 и 1263 ГК РФ в части использования произведений в составе сложного объекта и права композитора аудиовизуального произведения на вознаграждение, можно констатировать, что отношения между авторами отдельных произведений и продюсером складываются по поводу использования произведений тем или иным способом в составе сложного объекта8.

Использование произведений без согласия правообладателя в соответствии со ст. 1229 ГК РФ незаконно. Нет никаких оснований считать, что использование произведений в составе сложного объекта в этом смысле составляет исключение. Любое использование произведения без согласия правообладателя влечет ответственность, предусмотренную ГК РФ и другими законами. В частности, опираясь на ст. 1301 ГК РФ, правообладатель вправе требовать компенсацию за нарушение исключительного права.

Таким образом, правомерность использования отдельных произведений тем или иным способом, в том числе в составе сложного объекта, зависит лишь от того, предоставлял ли правообладатель соответствующее разрешение (лицензию) на использование произведения. При этом оно никоим образом не зависит от того, используется ли произведение самостоятельно либо в составе вновь созданного сложного объекта. Факт создания нового сложного объекта, включение в него отдельных произведений без заключения соответствующих договоров с правообладателями этих произведений сам по себе не порождает новый охраняемый авторским законодательством объект.

Иными словами, именно волеизъявление автора (правообладателя) и только оно, оформленное в виде письменного лицензионного договора (либо договора отчуждения исключительного права), придает легитимный характер дальнейшему использованию произведения в составе сложного объекта. И напротив, использование произведения в составе сложного объекта при отсутствии лицензионного договора автора с продюсером является использованием произведения без согласия, т.е. нарушением исключительного права автора такого произведения. В этом случае автор произведения вправе требовать выплаты компенсации в размере, установленном законом (ст. 1301 ГК РФ).

М.П. Королёв
директор Волго-Вятского филиала РАО


1 При этом личные неимущественные права остаются за автором, поскольку они неотчуждаемы и непередаваемы (ст. 1265-1267 ГК РФ).
2 Особый случай – лицензионный договор, заключаемый аккредитованной организацией по коллективному управлению правами, что обусловлено самим институтом аккредитации, функциями, которые выполняют такие организации в сфере экономического оборота произведений и прав на них.
3 Гаврилов Эдуард Петрович – доктор юридических наук, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Института международной торговли и права, профессор Российской экономической академии им. Плеханова. Специалист по гражданскому праву, авторскому праву, интеллектуальной собственности. Научная проблематика: авторское право, товарные знаки, гражданское право. Автор около 10 книг, свыше 200 статей.
4 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть четвертая / Э. П. Гаврилов, О. А. Городов, С. П. Гришаев [и др.]. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 51.
5 Там же. С. 51.
6 Пункт 3 ст. 13 Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 № 5351-1
7 Случаи использования аудиовизуального произведения без звукового сопровождения теоретически возможны, но широко не распространены, и в связи с этим в статье не рассматриваются.
8 Содержание термина «использование» обсуждается в доктрине уже длительное время. В настоящее время законодателем оно также не определено. Однако мы можем, как минимум, ссылаться на перечисленные в ст. 1270 ГК РФ действия, которые таким использованием являются: воспроизведение, публичное исполнение, сообщение в эфир, сообщение по кабелю и т.д.