15 мая исполняется 125 лет со дня рождения Михаила Булгакова

13.05.2016

bulgakov2

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15 мая 1891 года в семье преподавателя Киевской духовной академии. Он был старшим из семерых детей. Главную роль в воспитании играла мать, Варвара Михайловна, она была женщиной энергичной, с волевым характером и в то же время необыкновенно тактичной и доброй. От матери Михаил Булгаков унаследовал любовь к музыке и книгам.

После окончания Первой Александровской гимназии, где учились дети русской интеллигенции Киева, Михаил Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1913 году будущий врач женился на Татьяне Лаппа, дочери управляющего Саратовской казенной палатой. Киев в начале века был крупным театральным центром, и молодые супруги часто посещали театральные премьеры.

В 1914 году разразилась первая мировая война, разрушившая надежды Булгакова и миллионов его сверстников на мирное и благополучное будущее. Сам Михаил Афанасьевич после окончания университета был призван в армию и отправлен на фронт. Русские войска несли большие потери, Булгаков видел страдания сотен, тысяч искалеченных людей.

В сентябре 1916 года его отозвали с фронта и направили заведовать земской Никольской сельской больницей в Сычевский уезд Смоленской губернии, а осенью 1917 года он стал заведующим инфекционным и венерическим отделением городской земской больницы в Вязьме. Этот период жизни писателя нашел отражение в «Записках юного врача» (1926). За год работы в Никольской больнице он принял более 15 тысяч больных и успешно произвел многие хирургические операции.

Через несколько месяцев после Октябрьской революции Булгаков был освобожден от военной службы и вернулся в Киев. В своем родном городе он вплотную столкнулся с событиями революции и гражданской войны. О ключевом значении для его творчества времени, проведенного в Киеве, свидетельствует роман «Белая гвардия».

Первые драматургические опыты Булгакова появились во Владикавказе, где он жил в 1919–1921 годах: одноактная юмореска «Самооборона», «Парижские коммунары», драма «Братья Турбины» и «Сыновья муллы». Все они шли на сцене Владикавказского театра. Но автор относился к ним как к вынужденным обстоятельствами шагам. «Сыновей муллы» автор оценит так: их «писали втроем: я, помощник поверенного и голодуха…». О вещи, более продуманной («Братья Турбины»), с горечью расскажет брату: «Когда меня вызвали после второго акта, я выходил со смутным чувством… Смутно глядел на загримированные лица актеров, на гремящий зал. И думал: «а ведь это моя мечта исполнилась… но как уродливо: вместо московской сцены сцена провинциальная, вместо драмы об Алеше Турбине, которую я лелеял, наспех сделанная, незрелая вещь…».

Вскоре Булгаков переехал в Москву, куда со всех концов страны стекались литераторы. В столице создавались многочисленные литературные кружки, открывались частные издательства, работали книжные лавки. В голодной и холодной Москве 1921 года Булгаков настойчиво овладевал новой профессией: писал в «Гудке», сотрудничал с берлинской редакцией «Накануне», посещал творческие кружки, заводил литературные знакомства. К вынужденной работе в газете он относился, как к бессмысленной деятельности.

В лучших театрах тех лет — острый репертуарный кризис. МХАТ в поисках новой драматургии обращается к прозаикам, в том числе, к Булгакову. Булгаковская пьеса «Дни Турбиных», написанная по следам «Белой гвардии» становится «второй «Чайкой» Художественного театра, а нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский назвал ее «первой политической пьесой советского театра». Премьера, состоявшаяся 5 октября 1926, сделала Булгакова знаменитым. Каждый спектакль — аншлаг. История, рассказанная драматургом, потрясала зрителей своей жизненной правдой гибельных событий, которые многие из них совсем недавно переживали.

dni turbinyh 

М.А. Булгаков (в центре) и актеры МХАТа, занятые в спектакле «Дни Турбиных». 1930-е годы

С весны 1922 года Михаил Афанасьевич Булгаков стал регулярно печататься на страницах московских газет и журналов, а также в берлинской газете «Накануне». В 1923 году он вступил во Всероссийский Союз писателей. В 1924-м женился во второй раз, его избранницей стала Любовь Евгеньевна Белосельская-Белозерская, которой он посвятил роман «Белая гвардия». В 1925 году в альманахе «Недра» была опубликована повесть «Роковые яйца», вызвавшая недовольство властей. Официальная критика начинает расценивать творчество писателя как реакционное, утверждавшее буржуазные ценности.

Еще в театральном сезоне 1927–1928 годов Булгаков — самый модный и преуспевающий драматург. Но время Булгакова-драматурга обрывается столь же резко, как и прозаика. Следующая его пьеса «Бег» (1928), на сцену уже не вышла.

В 1929 году нападки критики на Булгакова достигли апогея. Со сцены были сняты все его пьесы: «Дни Турбиных», пьеса-памфлет «Багровый Остров» и комедия «Зойкина квартира». После того как Главрепертком не рекомендовал к постановке новую булгаковскую пьесу «Мольер», драматург 28 марта 1930 года написал большое письмо правительству. Как и в написанном в сентябре 1929 года письме на имя секретаря ЦИК СССР, Булгаков указывал, что полное запрещение его произведений в СССР делает невозможным поддерживать даже простое физическое существование и потому просил разрешить ему выезд за границу. Письмо возымело действие: 18 апреля Булгакову позвонил Сталин. В результате состоявшегося разговора была удовлетворена просьба писателя о назначении его во МХАТ режиссером-ассистентом. В 1932 году были возобновлены «Дни Турбиных» и там же, во МХАТе, поставлена его инсценировка гоголевских «Мертвых душ». Опыт работы во МХАТе в период с 1930 по 1936 год отразился в произведении Булгакова «Театральный роман» («Записки покойника»), где выведены многие сотрудники театра под измененными именами.

После того как в 1933 году окончилась неудачей попытка издать в серии «ЖЗЛ» его роман «Жизнь господина де Мольера», Булгаков больше не пытался публиковать свои произведения. Делом жизни для него стала работа над романом «Мастер и Маргарита», которая продолжалась почти двенадцать лет, причем последние полтора года — уже смертельно больным писателем, сознававшим, что напечатанным роман увидеть уже не удастся.

В 1939 году здоровье Михаила Афанасьевича стало резко ухудшаться, он стал терять зрение. Врачи поставили диагноз — гипертонический нефросклероз. В этот же период писатель начал диктовать своей третьей жене Елене Сергеевне Булгаковой окончание романа «Мастер и Маргарита», осознаваемого им, как главное произведение своей жизни. В романе Булгаков на первый план выдвигает творческую личность в трагическом ХХ веке, утверждая вслед за Пушкиным самостояние человека, его историческую ответственность. Идея свободного и исторически ответственного человека, «лепящего» настоящее и будущее по своему образу и подобию, предложенная Булгаковым, — драгоценный завет всей его творческой жизни.

После опубликования «Мастера и Маргариты» Булгаков вошел в число художников, определивших творчеством лицо XX века.

10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. На его могиле, на Новодевичьем кладбище по ходатайству вдовы Елены Сергеевны Булгаковой был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н.В. Гоголя.

В честь 125-летнего юбилея писателя планируется провести более 100 мероприятий, все они включены в программу «Булгаковского фестиваля», который пройдет с 14 мая по 11 июня на Патриарших прудах в Москве.

Материалы по теме:
* Право Автора: [юбилейное ил. изд.]. М.: АСМО-пресс, 2008. – 320 с.: ил.  
* Булгаков Михаил Афанасьевич
* Биография М.А. Булгакова
* Известия: В Москве широко отпразднуют юбилей Михаила Булгакова