25 сентября 2016 года — 110-летие со дня рождения композитора Дмитрия Шостаковича

23.09.2016

25 сентября  2016 года весь мир празднует 110-летие со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича — классика музыки XX века.

Ни один из ее великих мастеров не был так тесно связан с трудными судьбами своей родной страны. Именно в такой сопричастности композитора боли и бедам своего народа и заключено основное значение его вклада в историю музыки века мировых войн и грандиозных
социальных потрясений.

«Наиболее прекрасные и могучие музыкальные произведения создаются в те периоды, когда человеческое общество чувствует сильнее, страсти кипят, надежды и стремления людей достигают огромных пределов, — во времена общественных кризисов, революций, мощного движения вперед»,
— делился со своими современниками композитор.

Родился Дмитрий Шостакович в Санкт-Петербурге в 1906 году. В 1915-м мальчика отдали на учебу в гимназию, где увлечение музыкой стало серьезным и осознанным занятием. Мама стала его первой учительницей, а через несколько месяцев маленький Шостакович начал
обучение в музыкальной школе известного педагога И.А. Гляссера. В 1919 Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию и окончил ее сразу по двум классам: в 1923 году по фортепиано, а через два года и по композиции. Первым значительным произведением
стала симфония №1 — дипломная работа выпускника. В 1926 году состоялась премьера симфонии в Ленинграде. Музыкальные критики заговорили о Шостаковиче как о композиторе, способном восполнить утрату Советским Союзом эмигрировавших из страны Сергея Рахманинова,
Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева.

Знаменитый дирижёр Бруно Вальтер, пришел в восторг от симфонии и попросил Шостаковича прислать ему партитуру произведения в Германию. 22 ноября 1927 года состоялась премьера симфонии в Берлине, а через год и в Филадельфии. Зарубежные премьеры симфонии
№1 сделали советского композитора всемирно известным.

Воодушевленный успехом, Шостакович пишет Вторую и Третью симфонии, оперы «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» (по произведениям Николая Гоголя и Николая Лескова).
 
0 S42

Дмитрий Шостакович, Всеволод Мейерхольд, Владимир Маяковский и Александр Родченко во время работы над спектаклем «Клоп». 1929 г.

Шостакович по своей природе — художник универсального дарования. Нет ни одного жанра, где он не сказал своего веского слова. Вплотную соприкоснулся он и с тем родом музыки, который порой высокомерно третировался серьезными музыкантами. Он — автор ряда
песен, подхваченных массами людей, и поныне восхищают его блестящие обработки популярной и джазовой музыки, которой он особенно увлекался в пору становления стиля — в 1920–30-е годы.

Главной областью приложения творческих сил для композитора стала симфония. Хотя ему вовсе не были чужды остальные жанры серьезной музыки — он был наделен непревзойденным талантом истинно театрального композитора, а работа в кинематографе доставляла ему
основные средства существования.

Наиболее значительным и принципиальным достижением в развитии советского симфонизма 1930-х годов стала Пятая симфония. Сила произведения заключена в том, что переживания ее лирического героя раскрыты в теснейшей связи с жизнью людей и — шире — всего человечества
в канун величайшего потрясения, когда-либо пережитого народами мира, — Второй мировой войны. Это и определило подчеркнутый драматизм музыки, присущую ей обостренную экспрессию — лирический герой не становится в этой симфонии пассивным созерцателем,
он судит происходящее и предстоящее высшим нравственным судом. В неравнодушии к судьбам мира и сказалась гражданская позиция художника, гуманистическая направленность его музыки.
 

0 S119

Дмитрий  Шостакович на занятиях по тушению авиабомб. Ленинград, июль 1941 г.

Война 1941 года застала Шостаковича в Ленинграде. Композитор начал работу над Седьмой симфонией. Произведение, получившее название «Ленинградская симфония», впервые было исполнено 5 марта 1942 года в Куйбышеве, куда эвакуировали композитора. Через четыре
дня симфония прозвучала в Колонном зале московского Дома Союзов.

9 августа симфонию исполнили в блокадном Ленинграде. Это произведение композитора стало символом борьбы с фашизмом и стойкости ленинградцев.

В творческой биографии Дмитрия. Шостаковича  15 симфоний (1925-1971), фортепианное трио (1944), ряд струнных квартетов; оперы «Нос» (1928), «Катерина Измайлова» (2-я редакция, 1956); балеты «Золотой век» (1930), «Болт» (1931); оперетта «Москва, Черёмушки»
(1959), вокально-симфонической поэмы «Казнь Степана Разина» (1964), 10 поэм для хора без сопровождения на стихи русских поэтов (1951), камерные произведения (в том числе, 15 струнных квартетов, фортепианного квинтета, 24 прелюдий и фуг для фортепиано).

Шостакович

Из архива РАО

Широкую известность приобрела музыка Шостаковича к кинофильмам «Овод» (по роману Этель Войнич — 1955), а также к экранизациям трагедий Уильяма Шекспира «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971). Песню, написанную композитором на стихи Евгения Долматовского,
«Родина слышит», пел, находясь в космосе, Юрий Гагарин. К чему бы ни обращался Шостакович, он всегда утверждал идеал, говоря его же словами «тончайшей человечности», без которой невозможно Искусство с большой буквы.

«Я хотел бы, чтобы мое искусство помогало людям легче жить, радостнее трудиться, глубже любить», — писал он.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович был удостоен звания Народного артиста СССР (1954), Героя Социалистического Труда (1966) — первый из музыкантов, Государственной премии СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Государственной премии РСФСР (1974), Премии
им. Сибелиуса, Международной премии мира (1954). Почетный член академий и университетов многих стран, в том числе, Оксфордского и Эвертонского Северо-Западного университетов, Французской и Баварской академий изящных наук, Английской и Шведской Королевских
музыкальных академий, академии искусств «Санта-Чечилия» в Италии.

0 N46E 

Мстислав Ростропович и  Дмитрий Шостакович на сцене Большого зала Московской консерватории, 1966 г.

Но главным остаются широкое признание и любовь слушателей. Вся музыка композитора пронизана необычайным волнением за судьбу человека в довоенные, военные и послевоенные годы. Дмитрий Шостакович всегда был в самой гуще событий своего времени, глубоко вникал
в смысл происходящего и откликался на это всеми силами своего великого дарования.

0 0049

Шостакович в своем кабинете, 1968 г.

«Мне кажется, самое страшное для композитора — потерять веру. Музыка может быть горькой, отчаянной. Но не циничной. Музыка человека высвечивает до дна. И она же для него — последняя надежда и последнее прибежище», — говорил Шостакович.

Материалы по теме

Фотографии с сайта www.shostakovich.ru и из архива РАО