После боя

06.04.2010

Российское авторское общество (РАО), по гневным заголовкам, – алчный спрут, один из филиалов которого и предъявил претензии ветеранам, поминали на каждом слове. Всуе, правда. Журналисты сработали точно по Пушкину: “Всяк суетится, лжет за двух, /И всюду меркантильный дух”. А потом, когда общественность уже вынесла РАО обвинительный приговор, в деле появились вновь открывшиеся обстоятельства. Выяснилось, что ветераны как плательщики РАО не интересовали вовсе. Претензии предъявлялись районной администрации, организовавшей концерт. Администрация на законные требования авторского общества ответила отказом, но и само РАО, руководствуясь нормами не только закона, но и морали, от своих требований отказалось. Но на этом не остановилось. В Государственную Думу было направлено предложение разрешить исполнение песен военных лет на различных мероприятиях по случаю Дня Победы без уплаты так называемых авторских. И не только в грядущую юбилейную годовщину, а ежегодно.
Теперь же самое интересное. То, что случай – “с душком” поняли все, но дата произошедшего тоже оказалась не первой свежести. Указанные события имели место в сентябре прошлого года. И с октября того же года руководитель самарского филиала РАО перестал быть таковым.
Проблема, конечно, не в замедленной реакции общественности, отреагировавшей весной на события осени.
Ключевым словом стала аббревиатура РАО, снабженная в СМИ неблаговидными эпитетами. Ну не нравится организаторам концертов, шоу и прочих забав платить отчисления авторам музыки и песен. Их можно понять: действительно обидно нести искусство (чужое) в массы, зарабатывать на исполнителях и еще отчислять деньги какой-то совершенно незнакомой группе лиц, укрывающейся под псевдонимом Авторы. Да и вообще, пусть скажут спасибо, что их песни поют. Вот с них бы взыскать – вот это дело.
Есть старая добрая истина о том, что любой труд должен быть оплачен. Журналисту платят за статью, певцу – за вокал, композитору – за песню. Возьмите любой музыкальный хит и представьте его автора, который бегает по клубам, ресторанам и концертам, где исполняют им написанное, чтобы получить причитающееся за свой труд вознаграждение. “С песней по жизни” – так могла бы называться новелла о перипетиях этого несчастного автора, борющегося (и справедливо) за ему положенное. Ну, конечно, можно внести оговорку о том, что все, захваченные понравившейся песней, сами побегут к автору с купюрами в руках. Повеяло чем-то сказочно-несбыточным? Так вот, именно для того, чтобы защитить авторов от незаконного пользования плодами его труда и вдохновения, было создано Российское авторское общество. Именно туда должны отчисляться платежи авторам. От организаторов, а не исполнителей. Исполнители, как те ветераны, могут петь в свое удовольствие. РАО – это некоммерческое общество, менее 19% от общего количества отчислений РАО использует на обеспечение своей деятельности. Все остальное получают авторы. Даже не являющиеся членами РАО. Их ищут и отдают по праву заработанное.
Думаете, комиссия общества велика? Сравните ради интереса сборы в России и любой из европейских стран. РАО платит авторам ежемесячно, и одно это беспрецедентно. На западе выплаты производят ежегодно. Да и не очень-то разживешься этой “комиссией”, учитывая количество филиалов и спектр деятельности. И потом, как быть с теми, кто в силу возраста или болезни не может существовать без поддержки? Есть тот, кто не получает отчислений: меняется мода, автора забывают. Но ведь нельзя бросить его умирать! РАО создало специальный фонд для помощи таким людям, им реально помогают: платят, лечат, носят продукты, снимают обреченность с воспаленных глаз.
И молодежь не забывают. Фестивали, конкурсы, помощь в организации концертов. Им дают шанс, а это много значит. Музыкальные фестивали “Московская осень” и “Санкт-Петербургская весна” каждый год открывают новые таланты широкой публике.
Не обходятся без поддержки РАО и театры, желающие ставить произведения зарубежных авторов. Ведь прежде, чем обдумывать решение спектакля, его создатели должны получить разрешение от правообладателей на постановку. Поиск, переговоры с зарубежными драматургами и продюсерами, дозволение на постановку – не каждый театр потянет это самостоятельно.
Глядя на афиши зарубежных исполнителей, дающих концерты в России, порой не задумываешься о том, какого труда стоит их организация и обеспечение. Правовое в том числе. Времена бродячих артистов и трубадуров, вольготно разъезжающих по городам и странам, прошли. Аплодисменты публики – это яркий финал, за которым стоит труд многих людей. Среди них – представители авторского общества.
Много хорошего делает РАО, только, непонятно почему, молчит об этом. О всех своих успехах скромно пишут на сайте. Нападкам РАО противопоставляет дело. Конечно, не все и не всегда проходит гладко. Как и любую структуру, РАО можно и нужно критиковать. Обращать внимание на недостатки, мешающие работать эффективно. Но зачем же выдумывать небылицы и сочинять сказки? Искренне желаю авторам “новостных” (читай – литературных) сюжетов пустить богатую фантазию в творческое русло и получить по заслугам. “Авторские”.
Виктория СТРЕЛКОВА
Оригинал статьи опубликован на сайте газеты “Московская правда