M-magazine: В РОССИЮ

14.10.2011

В РОССИЮ
С падением российского железного занавеса прошло два десятилетия, но самая большая страна в мире все еще сохраняет большую часть своей таинственности. И хотя она стала “горячей точкой” для британских исполнителей, многих из них может отпугнуть бескомпромиссный имидж страны или непрозрачные правила организации турне. “M” обращает свой взгляд на восток, чтобы выяснить, как британские исполнители могут работать на большей части России.
С тех пор, как в конце 1980-х по России прокатились лихие дни перестройки и гласности, британская музыка обосновалась в государственных концертных залах и стадионах, и стала растущей силой в регионе. Она даже оказала влияние на некоторую часть местной музыкальной среды и вызвала страхи возникновения молодежного бунта.
Без сомнения, Россия для британских исполнителей это огромные возможности, несмотря на репутацию страны, имеющей нетрадиционные отношения с бизнесом. Только за прошлый год эта территория принесла членам PRS for Music ?782,275, что на 30% больше чем в 2009 году.
При численности населения в 143 млн человек ее земли простираются на всю северную часть Азии и примерно 40% территории Европы, охватывая 11 временных поясов. Санкт-Петербург и Москва, без сомнения, пока самые большие города, но в России существует еще 11 муниципальных образований, в каждом из которых проживает более 1 млн человек, которые расположены в совершенно разных климатических поясах: от прибрежных провинций до горных гряд, от степей до тундры.
Российский сектор “живой” музыки, равно как и европейский, в последние годы находился на подъеме. Две самые популярные большие площадки – спорткомплекс “Олимпийский” в Москве и СКК “Петербургский” в Санкт-Петербурге. Среднее число билетов, продаваемых на одно мероприятие, проводимое на такой площадке, составляет примерно 16 тыс. Это сопоставимо с такими европейскими стадионами, как лондонский O2 (20 тыс.), парижский Берси (18 тыс.), берлинский О2 World (17 тыс.) – согласно последнему исследованию журнала Pollstar Pro.
В прошлом году, крупные исполнители, такие как Deep Purple, Depeche Mode, Sting, Elton John, U2, Chris Rea и Placebo включили Россию в свои гастрольные маршруты, а Sting и Deep Purple в этом году посетили Россию в очередной раз. К ним присоединились Iron Maiden, Roger Waters, Chemical Brothers и Muse.
При первом взгляде на турне британских исполнителей по России становится ясно, что очень многие состоявшиеся артисты серьезно сосредоточены на этой стране и пользуются плодами огромного интереса к британской музыке.
Так называемые “старички” пользуются успехом у российской публики, не имевшей возможности увидеть их воочию в 1970-е и 80-е годы, когда приехать в страну было сложно, а западная музыка подвергалась цензуре.
Тем временем клубы и небольшие площадки от Москвы до Ростова-на-Дону проводят вечера музыки, созданной под влиянием британских артистов, на которые каждые выходные приходят толпы молодежи. Старые хиты таких групп как The Kinks и The Jam стали основой для миксов ди-джеев, а подростки ностальгируют по их винтажным одеяниям и прическам в стиле ретро.
И специфические рок-группы, такие как Cradle of Filth и Skindred, также популярны в России, что показывает спрос и на молодых артистов. Эта тенденция отражается и на местных музыкантах: современная российская рок-музыка черпает вдохновение и в рок-н-ролле, и в хэви-металле, и в британском пост-панке, а также в песнях российских бардов советской эры, таких как имеющий огромное влияние певец и композитор Владимир Высоцкий.
Тем не менее современные популярные российские рок-группы, такие как “ДДТ”, “Аквариум”, “Кипелов” и “Сплин”, за пределами России практически неизвестны. Многих людей привлекают британские исполнители 1980-х годов, такие как The Smiths и Joy Division, использовавших в своей музыке хитроумные социальные комментарии и тонкие политические намеки.
В то же время российская поп-музыка эволюционировала из того, что раньше называлось “эстрада” в более серьезную индустрию, давшую миру известных исполнителей, многих из которых, например “оперного” поп-певца Витаса и девичий дует t.A.T.u. знают и в Великобритании. 
ТАК ЧТО ЖЕ ПОЛЬЗУЕТСЯ СПРОСОМ В РОССИИ?
Без сомнения, Россия, со своим другим законодательством, необычным алфавитом и испытывающим на прочность уровнем бюрократии, может быть многообещающей отправной точкой для начинающих. Также здесь могут возникнуть сложности с местными промоутерами и концертными площадками, которые могут не пожелать сотрудничать с местным обществом по охране прав на публичное исполнение – РАО. Так что очень важно, чтобы исполнители и их управляющие не теряли бдительности все то время, что они проведут в России.
Россия обладает огромным потенциалом, экономика демонстрирует уверенный рост на 7% год от года. В грядущие годы этот рост также подстегнет проведение крупнейших спортивных мероприятий – Чемпионата мира по легкой атлетике, который пройдет через два года, Зимних Олимпийских Игр в 2014 и Кубка мира ФИФА в 2018.
Но, как и в случае с любой развивающейся экономикой, здесь есть и нежелательные элементы и беспринципные операторы, наживающиеся на спросе на иностранных артистов. В результате, в индустрии может наблюдаться общий дефицит доверия.
Иногда британских артистов уговаривают подписать соглашение с промоутером об отказе от получения авторского вознаграждения в обмен на фиксированный гонорар, а другие промоутеры могут не платить авторскому обществу РАО по полной тарифной ставке авторского вознаграждения. Такие ситуации могут повлечь за собой задержки в выплате надлежащего авторского вознаграждения, а в некоторых случаях, авторы песен вообще не получат того, что им причитается. РАО напряженно работает над сбором этих денег для членов PRS for Music, зачастую ввязываясь в длительные судебные процессы, в которых PRS for Music поддерживает его советами и информацией о концертах, предоставляемой своими членами.
Джим Дойл, консультант по вопросам музыкального издательства, работает на управляющую компанию Элтона Джона Rocket Music Entertainment Group, и консультирует ее по вопросам музыкальной издательской деятельности. Издательской стороной карьеры Элтона Джона он занимается последние 30 лет и работал над разными концертными турами по России. Он объясняет: “В сравнительно молодом мире уважения к авторскому праву в России, при совместной помощи управляющих и PRS for Music, РАО, кажется, делает все возможное для лицензирования и сбора авторского вознаграждения за концертные выступления членов PRS for Music, и активно преследует тех промоутеров, которые не желают платить надлежащие отчисления, или у которых есть свой собственный взгляд на то, сколько они должны или не должны платить за живые выступления”.
В то же время Ян Андерсон, вокалист, флейтист и основатель группы Jetro Tull, приезжает в Россию с начала 1990-х годов. Он объясняет, что в российской системе не особенно сложно работать, но здесь действует “ковбойская культура”, которую, наряду с уровнем бюрократии, необходимо очень внимательно обговаривать для того, чтобы турне прошло как по маслу.
Он советует: “Россия немного отстает, там такая “ковбойская” экономика. Нужно убедиться, что ты ведешь дела с людьми, которые уже организовывали концерты нескольких известных артистов, желательно больше, чем один раз, а еще лучше – несколько раз”.
Исполнителям и их агентам следует искать российских промоутеров, у которых есть не только опыт получения виз и разрешений на работу, но и у которых есть надежная сеть региональных промоутеров, которые будут помогать в ходе турне. Российские промоутеры также должны показать вам лицензию, полученную от РАО.
РАО было создано в 1993 году, а сейчас в нем состоит более 26000 членов. И хотя авторское право в некоторых частях российской музыкальной индустрии рассматривается как неоперившийся птенец, общество занимается сбором авторских отчислений для членов PRS for Music с 1995 года.
В последние годы сборы авторского вознаграждения РАО росли быстрее уровня развития экономики страны: более чем на 30% в 2008 и 2009 годах. Это также единственная организация в стране, которую PRS for Music уполномочило выдавать лицензии, выдавать разрешения и собирать авторское вознаграждение за публичное исполнение и сообщение в эфир произведений из репертуара PRS for Music в России. Для “живых” концертов РАО использует хороший лицензионный тариф – 5%, и берет разумную комиссию за управление правами.
Как общество-партнер РАО временами получает юридическую поддержку PRS for Music, для того, чтобы члены PRS for Music получали свои отчисления. К сожалению, беспринципные промоутеры могут попытаться уменьшить или вовсе избежать своих обязанностей по выплате авторских отчислений за публичное исполнение. Но для британских музыкантов в России все постепенно меняется.
Рок-группа Deep Purple недавно попала на страницы российской прессы в связи с судебным иском о взыскании авторского вознаграждения для авторов их песен за концерт в Ростове-на-Дону. Прямым следствием этого иска стало то, что теперь промоутеры данного региона полностью сотрудничают с РАО, а понимание реалий авторского права общественностью существенно возросло.
Очевидно, что чем успешнее деятельность РАО и PRS for Music, чем больше исполнителей, которые поддерживают эту деятельность, тем громче звучит послание о значимости авторского права на российском рынке.
Мы просим членов нашего общества сообщать нам о своих визитах в Россию, а также предоставлять списки исполняемых произведений еще до концертов. PRS for Music, в свою очередь, передаст эти данные РАО и удостоверится, что все эти произведения в РАО зарегистрированы, что позволит обеспечить быстрое перечисление авторского вознаграждения. Мы также советуем артистам убедиться, что ваши российские промоутеры и концертные площадки сотрудничают с РАО и вовремя выплачивает лицензионные отчисления.
Но как узнать, что промоутер, с которым вы ведете дела – уважаем и крепко знает свое дело? Андерсон отвечает: “Если вы получаете предложение от российского промоутера, то неплохо бы посмотреть, с кем он в последнее время работал, но также не помешает сделать пару звонков артистам или агентам, которые пользовались его услугами, и узнать, как все прошло”.
Он говорит, что если исполнитель выступал в России всего один раз с одним промоутером, то это не очень хороший знак, говорящий о том, что все прошло не совсем гладко. “Многое из того, что вам нужно, можно найти в Интернете. Можете “нагуглить” себе опыт. Двадцать лет назад это было невозможно, тогда приходилось действовать методом проб и ошибок”.
Россия во многом похожа на развивающиеся рынки Латинской Америки и Азии. Любую неразбериху обычно можно прояснить проведя предварительное исследование рынка, а работать нужно с промоутерами с хорошей репутацией, у которых есть опыт работы с заграничными артистами и которые выполняют свои обязательства перед местным авторским обществом.
Очевидно, что опыт проведения турне по России может быть столь же разнообразным, как и сама страна. Как свидетельствует Андерсон: “Это потрясающая страна, поездка туда дает облагораживающий опыт”. 
ОСНОВНЫЕ СОВЕТЫ ПРИ ПОЕЗДКЕ В РОССИЮ:
1. Хорошие промоутеры платят ваши отчисления в РАО сразу же, так что гораздо выгоднее выбрать надежного.
2. Убедитесь, что промоутер обязан показать вам лицензию РАО по меньшей мере за две недели до концерта, прописав это в договоре.
3. Не подписывайте отказ от получения авторского вознаграждения, если промоутер вас об этом попросит – он хочет заплатить вам меньше.
4. Сообщите информацию о вашем концерте через онлайн-портал PRS for Music Живые Выступления как можно раньше, чтобы РАО могло заранее выдать лицензию.
5. Найдите время, чтобы прочитать Акт Великобритании “О взятках” от 2010 года, который 1 июля 2011 года стал в Великобритании Законом и который предусматривает более суровое наказание по обвинениям во взяточничестве как в Великобритании, так и за рубежом.
6. Еще до поездки убедитесь, что с вашими визами и таможенными документами все в порядке, проверьте правильность их заполнения. Любая ошибка может повлечь серьезные задержки.
7. Такси следует заказывать заранее. Не соглашайтесь ехать в машине, остановившейся на улице или у аэропорта.
8. Ознакомьтесь с русскими кириллическими буквами, это поможет вам читать названия улиц, станций метро, меню и т.п.
9. Москва может оказаться очень дорогой, так что проверяйте цены и обменные курсы до того, как сделать покупку.
10. Обязательно сходите на Красную Площадь и полюбуйтесь на Собор Василия Блаженного – не разочаруетесь!