Авторов коллективизировали

Как выяснил “Ъ”, Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), крупнейшие сборщики авторских отчислений, получившие госаккредитацию, в 2009 году совокупно собрали около 3,3 млрд руб., из которых примерно 23% забрали в счет оплаты собственных расходов. После вычета налогов авторы получили только 69% сборов, но почти все остались довольны.
Коллективное управление авторскими и смежными правами практикуется в области музыкально-драматического и изобразительного искусства (контракты в литературе или кинематографии, например, подписываются в индивидуальном порядке). Этим управлением и, соответственно, сборами авторских вознаграждений должны заниматься некоммерческие организации, получившие государственную аккредитацию. В четвертой части Гражданского кодекса, вступившей в силу с 1 января 2008 года, определены шесть сфер деятельности для коллективного управления авторскими и смежными правами (см. таблицу). В 2008-2009 годах Росохранкультура аккредитовала для работы в пяти сферах три организации — РАО, ВОИС и Некоммерческое партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства (НП УПРАВИС). 20 сентября должен быть аккредитован “сборщик” для шестой сферы: заявки уже подали Российский союз правообладателей (РСП) Никиты Михалкова и Российское общество по смежным правам (РОСП) Ахмеда Тагибова (см. “Ъ” от 16 июля).
“Ъ” проанализировал показатели уполномоченных организаций за 2009 год. Самые значительные средства собирает РАО: на его сайте говорится, что пользователи перечислили обществу 2,777 млрд руб., из которых исполнителям и авторам было выплачено в том же году 57,4%, или 1,593 млрд руб. Еще 593 млн руб., то есть 21,4%, РАО удержало для покрытия собственных расходов по сбору, распределению и выплате авторского вознаграждения. Остальное — это налоги (7,4%) и платежи авторам, поступившие им только в первом квартале 2010 года (13,8%).
Сборы ВОИС оказались значительно скромнее. По словам заместителя гендиректора организации Виктора Осипова, в 2009 году она получила 520 млн руб., из которых 223 млн руб. (42,9%) пошли на авторские вознаграждения в том же году (эта сумма была распределена поровну между исполнителями и изготовителями фонограмм). Удержания на покрытие необходимых расходов ВОИС составили 160 млн руб. (30,8%). Остальное —налоги и доплаты в 2010-ом. “Большая часть наших расходов — оплата услуг агентов в регионах, там сборы взимать сложнее всего, приходится объяснять каждому плательщику, почему он теперь должен отдавать деньги”,— сообщил господин Осипов. Самые добросовестные плательщики, по его словам,— это крупные столичные радиостанции, рестораны и гостиницы, которые транслируют фонограммы в своих залах. Деньги от ВОИС реально получили около 100 компаний—изготовителей фонограмм и примерно 300 российских исполнителей, говорят в организации, хотя соглашения с ней заключили приблизительно 3,5 тыс. правообладателей. Просто не все произведения были использованы, поясняет господин Осипов.
Лидер группы ДДТ Юрий Шевчук сообщил “Ъ”, что за прошедшие полгода получил от РАО около 300 тыс. руб. “Я получаю детализованные отчеты о том, где и когда были задействованы мои песни. Это не только их трансляция на радио и телевидении, но их использование в спектаклях, фильмах, на массовых мероприятиях”,— отметил он. Продюсер Иосиф Пригожин утверждает, что “в ВОИС работают как в швейцарском банке” — авторские отчисления певице Валерии поступают регулярно. Последний транш составил тоже около 300 тыс. руб. Но есть и недовольные. “Если и поступают какие-то деньги, то их хватит только на троллейбус”,— заявил юморист Евгений Петросян. Правда, в ВОИС объясняют, что его фонограммы используются не очень часто.
А вот НП УПРАВИС вообще не смогло собрать ни копейки, пожаловался ее гендиректор Денис Лукашин. “Все российские галереи уклоняются от оплаты. Аукционные дома обещают начать отчисления осенью”,— пояснил он. По его словам, для того чтобы взимать положенные по закону отчисления, “продажи должны осуществляться публично, а покупатель должен быть представлен в договоре как юридическое лицо”, галереи же стараются продавать картины исключительно физическим лицам. Директор галереи “Элизиум” Марина Молчанова утверждает, что антиквары не хотят работать с УПРАВИС, потому что “эта организация хочет собирать деньги в пользу наследников, предварительно не заключив с ними соглашений”. “Существуют злостные неплательщики, которые принципиально отказываются выплачивать авторские отчисления, например аукционный дом “Гелос””,— посетовал господин Лукашин. “Быть в рамках закона в нашей стране тяжело, потому что законы сырые”,— сообщил представитель “Гелоса”.
Егор Попов
Оригинал статьи размещен на сайте газеты “Коммерсантъ