“Совершенствование законодательства в сфере авторского права”

14.04.2007

Как эффективно защитить автора от плагиата? Как правильно зарегистрировать авторские права на объект интеллектуальной собственности? Какие изменения претерпело российское законодательство в сфере авторского права и смежных прав в связи с интенсивным развитием цифровых сетей, включая Интернет? На вопросы посетителей сайта ответили: Екатерина Викторовна Ананьева – Заместитель Председателя Правления Российского Авторского Общества – Начальник Договорно-правового управления и Елена Александровна Павлова, заместитель начальника отдела проблем применения и совершенствования Гражданского кодекса РФ Исследовательского центра частного права при Президенте РФ.

 

Борис Николаевич Клюшник, Тверь: Какие изменения претерпело российское законодательство в сфере авторского права и смежных прав в связи с интенсивным развитием цифровых сетей, включая Интернет?
Елена Павлова: Основным изменением следует считать введение специального авторского правомочия доведения произведения до всеобщего сведения. Его появление означает, что использование любого произведения в Интернете возможно только при получении специального разрешения автора или иного правообладателя и с выплатой ему вознаграждения.
Екатерина, Москва: Здравствуйте, расскажите о практике защиты литературных произведений, на которые переданы исключительные права от распространения в сети Интернет. Имею ввиду, вот что, я автор передала издательству права на свое литературное произведение, издательство выпустило в свет книгу, она продается и вдруг она появляется на каком либо Интернет сайте. Что делать в таком случае? Как действуют издательства России в таких ситуациях? Как бороться? Спасибо.
Екатерина Ананьева: Как говорилось выше, у автора есть исключительное право на доведения произведения до всеобщего сведения и в том случае, если право предано издательству, то и защищать права в Интернете должно издательство. К сожалению, Интернет по прежнему является на 90- процентов неправовым полем, и бороться с размещением в нем произведений без согласия правообладателя крайне сложно. Однако издательство может обращаться к Интернет-провайдеру с требованием исключить это произведение со страниц конкретного сайта. К тому лицу, которое разместило конкретное произведение в Интернете, можно предъявить иск в судебном порядке. Однако проблема в том, что трудно обеспечить доказательства в такого рода делах. Но представляется, что со временем судебная практика будет развиваться. Если право на доведение произведения до всеобщего сведения автором издательству не предано, то такого рода действия может осуществлять сам автор.
Ирина: Часто магазины и рестораны – (общественные заведения) используют специальные музыкальные подборки (популярные мелодии, песни, авторская музыка) – для создания определенной атмосферы и т.д. Не противоречит ли это правам автора, можно это делать – купить диск и “крутить” его в интересах своего бизнеса?
Екатерина Ананьева: Сейчас практически нет ни одного магазина, бара, ресторана, в которых не звучали бы музыкальные произведения. С точки зрения закона <Об Авторском праве и смежных правах> это является публичным исполнением произведения, право на публичное исполнение является исключительным имущественным правом автора. Это означает, что только автор имеет право разрешать публичное исполнение произведений и получать за это авторское вознаграждение. Поскольку самостоятельно выдать разрешение огромному количеству пользователей авторы не в состоянии во всем мире создаются организации по коллективному управлению правами. В России такой организацией является РАО, соответственно бары, кафе, магазины и т.д. должны иметь лицензионное соглашение с РАО и выплачивать авторское вознаграждение. В этом случае права авторов ущемлены не будут. К сожалению, многие такого рода пользователи пока нарушают действующее законодательство.
Ирина, Москва: Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, может ли считаться объектом авторского права кулинарный рецепт? Спасибо
Елена Павлова: Авторское право охраняет только форму произведения, но не его содержание, поэтому рецепт подлежит охране только как литературное произведение. Например, если он опубликован в кулинарной книге. Для того, чтоб обеспечить права на содержание рецепта есть два способа: получить на него патент (охрана с патентным правом) или превратить его в так называемое ноу-хау (секрет производства), то есть хранить его содержание в тайне. Например, как ноу-хау охраняются рецепты многих ликеров, известного венского торта “Захер”, а на похожий на него торт “Прага” в России был получен патент.
Наташа, Подольск: Вчера на НТВ показали сюжет, касающийся проблемы защиты авторских прав при использовании музыкальной фонограммы в торговых точках. Была удивлена: неужели и за это надо платить? А когда в магазинах звучит передача какой-либо радиостанции – это тоже попрание авторских прав?
Екатерина Ананьева: Когда в магазинах звучит передача какой либо радиостанции, это с точки зрения Закона <Об авторском праве и смежных правах> является публичным исполнением произведений. Радиостанции получают разрешения от РАО только на передачу произведений в эфир, соответственно, магазин, в котором транслируется программа какой-либо радиостанции, обязан получить разрешение на публичное исполнение произведений и выплатить авторское вознаграждение. Такого рода разрешения получаются путем заключения лицензионного соглашения с РАО.
Шурик, Москва: Скажите, должны ли спортсмены, использующие в своих выступлениях музыкальные произведения (синхронное плавание, фигуристы, танцоры и проч.) “отстегивать” авторам за их использование в случае, если им удалось заполучить денежный приз на соревнованиях. Ведь благодаря музыке, возможно, они и произвели благостное впечатление и добились победы?
Екатерина Ананьева: Спортсмены, естественно, не должны выплачивать авторское вознаграждение за использование музыкальных произведений авторов. Однако, это должны делать спортивные площадки, на которых происходят соревнования, поскольку с точки зрения Закона “Об авторском праве и смежных правах” происходит публичное исполнение произведений. Площадки должны иметь лицензионные соглашения с РАО, либо с иностранными авторско-правовыми организациями, если соревнования происходят за рубежом.
Владимир, Москва: Помогал внучке-школьнице сделать электронную версию проекта по географии. На нашем сайте использовали материалы из детской энциклопедии, диаграммы и фотографии частично взяли из того же источника, частично – из Интернета. Мы с внучкой тоже ущемили чьи-то авторские права? С нами тоже могут начать судиться? Или же мы можем спать спокойно?
Елена Павлова: В авторском праве предусмотрен целый ряд случаев свободного использования произведений, которые предназначены для решения ситуаций, похожих на вашу. Для этих случаев, закон прямо устанавливает, что можно использовать произведения без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения за такое использование. Например, свободно осуществляется цитирование произведений, а также использование их в учебных целях. Поэтому Вам не следует опасаться судебного преследования. Но по закону, а также с точки зрения морали необходимо, чтобы каждая такая цитата из чужого произведения имела ссылку на автора и тот источник, из которого она взята (название книги, сайта).
Света Ж., Москва: С удивлением узнала о существовании “защитников смежных прав” (видимо это те, кто судится с бедолагой-директором школы, которому подсунули нелицензионное программное обеспечение). Расскажите, кто имеет право быть таким “защитником смежных прав” (внешне очень смахивает на дядек, которые у края московских дорог сооружают “парковки” и денежки стригут, только в казну города эти денежки не поступают). Наверное, также обстоит дело и с такими “защитниками смежных прав”…
Елена Павлова: Во-первых, надо сказать, что понятие смежных прав введено для обозначения прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм, организаций теле- и радиовещания и не имеет никакого отношения к программному обеспечению. Программы для ЭВМ охраняются авторским правом. И в случае нарушения как авторских, так и смежных прав, эти права должны защищать сами авторы или иные правообладатели (например, организации, которые получили эти права у авторов), их представители, в том числе организации по коллективному управлению правами, а так же государственные органы – прокуратура и МВД.
Екатерина Владимировна, Москва: Где заканчиваются права покупателей на использование приобретенного товара (в частности, прослушивание музыки с лицензионного диска) и начинаются ущемления авторских прав? Например, в ситуации, когда торговец палатки на рынке слушает любимую музыку – ведь кому-то может показаться, что это он так покупателей заманивает. Или бармен в полупустом заведении слушает любимые песни – ведь и его могут обвинить в нарушении авторских прав? Разъясните, где проходит грань
Екатерина Ананьева: В том случае, если мы купили компакт диск и слушаем его в кругу друзей – права авторов мы не ущемляем. Если же музыка звучит в месте, открытым для доступа неопределенного круга лиц, например, рынок, бар, кафе, ресторан, и т.д., говорить о том, что произведения используются в личных целях невозможно. Это публичное исполнение произведений, на которое должно получаться разрешение от правообладателей и за которое должно выплачиваться авторское вознаграждение.
Вероника Протасенко, Москва: Можно ли передать неисключительные права на произведение безвозмездно?
Екатерина Ананьева: В настоящее время Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах” предусматривает, что авторский договор о передаче прав является возмездной сделкой, поэтому в настоящее время передать авторские права невозможно.
Елена Павлова: Однако, с 1 января 2008 года вступает в силу четвертая часть Гражданского кодекса РФ (раздел 7 “Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации”). В этом акте специально предусмотрена возможность заключения договоров об отчуждении авторских прав и лицензионных договоров (на предоставлении неисключительных прав) на безвозмездной основе. Чтобы такой договор был признан действительным, в нем должно содержаться прямое указание на то, что он носит безвозмездный характер.
Андрей: Как зарегистрировать авторские права?
Екатерина Ананьева: В соответствии с законом “Об авторском праве и смежных правах” авторское право не подлежит регистрации. Закон говорит о том, что авторское право на произведение возникает с момента его создания, и для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления, либо соблюдения каких-либо иных формальностей.
Бывалый: Сохранятся ли у автора права на произведение, созданное в рамках служебного задания?
Екатерина Ананьева: В соответствии со ст.14 Закона “Об авторском праве и смежных правах” авторское право на произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателей, принадлежит автору служебного произведения. Однако исключительные права на использование такого произведения принадлежат работодателю. 
Елена Павлова: Такая же ситуация сохраняется в четвертой части ГК РФ, но в ней дополнительно предусматривается положение о том, что если произведение не будет использовано работодателем в течении трех лет, либо не будет в этот срок передано им для использования другим лицам, исключительное право возвращается автору.
Алексей, Москва: Требуется ли специальный закон о защите авторских прав в Интернете?
Елена Павлова: Такой специальный закон, с нашей точки зрения, не нужен. Целый ряд положений, относящихся к Интернету, включен в действующее законодательство об авторском праве. Основные проблемы в этой сфере относятся к области правоприменения.
Валерий Николаевич, Питер: Существуют ли минимальные ставки авторского вознаграждения для авторов аудиовизуальных произведений (в частности, кинофильмов), и где они закреплены?
Екатерина Ананьева: Есть Постановление Правительства РФ “О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений”, в котором установлены минимальные ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение музыкальных произведений в составе аудиовизуальных произведений. Это вознаграждение выплачивается одному из трех авторов аудиовизуальных произведения – композитору. В конце 90-х годов было принято Постановление о минимальных ставках за использование аудиовизуальных произведений, однако, на практике оно не работает. Насколько мне известно, многие киностудии выплачивают вознаграждение режиссеру-постановщику и автору сценария на основании своих собственных, утвержденных руководством киностудии, ставок.
Наташа, Москва: Как вы относитесь к регистрации названий поп-групп в качестве товарных знаков (например, всем известен спор по этому поводу между Е.Фридляндом и бывшими участниками группы “Премьер-министр”. Кстати, известно ли вам, чем он завершился?)? Какие гарантии дает такая регистрация и, наоборот, от каких рисков не защищает? Насколько это необходимо?
Елена Павлова: Это одна из возможных форм защиты названия творческого коллектива, которая не противоречит действующему законодательству. Проблемы могут появиться, если будет зарегистрировано в качестве товарного знака настоящее имя исполнителя, поскольку такой товарный знак обычно регистрируется не самим исполнителем, а его продюсером. В этом случае может возникнуть коллизия между личным правом гражданина на имя и теми правами, которые получает продюсер на товарный знак. Представляется, что в случае спора, праву на имя должно быть отдано предпочтение. Любое другое название, отличное от настоящего имени, является средством индивидуализации, и, если оно оформлено по всем правилам, то его правообладатель будет защищен законом.
Анастасия: Как соотносится между собой законодательство об авторском праве и законодательство о рекламе, товарных знаках? Например, для того чтобы назвать книгу названием вроде “Дьявол носит Prada” нужно ли получать согласие и выплачивать какие-либо суммы компании, владеющей товарным знаком Prada? Можно ли считать выпущенную под таким названием книгу рекламой марки?
Елена Павлова: Скорее всего, товарный знак Prada был зарегистрирован как словесное обозначение. В этом случае для того, чтобы использовать это название в заглавии книги, необходимо было получить разрешение. Можно ли такое название книги считать рекламой марки? Думаю, что да. Возвращаясь к началу вопроса, следует сказать, что и в российском законе о рекламе, и в законе о товарных знаках есть ссылки на то, что при их применении должны соблюдаться авторские права. Например, не может быть зарегистрирован товарный знак, в котором использован отрывок из литературного произведения, его название или персонаж без согласия автора этого произведения.
Сергей, Москва: Каким должно быть максимальное наказание за нарушение авторских прав? Необходимы ли в данном случае публичные процессы?
Екатерина Ананьева: Определить, какое должно быть максимальное наказание за нарушение авторских прав, на мой взгляд, невозможно. Законодательство устанавливает суровые меры ответственности за тяжкие преступления, но, к сожалению, это не приводит к их уничтожению. Я слышала, что в Китае могут и казнить за <пиратство>. Но <пиратство> в этой стране, насколько мне известно, пока не искоренено. Наверное, нужны другие методы борьбы с этим негативным явлением. Что же касается публичных процессов, то почему нет. Пусть будут, если это даст положительный результат.
Катерина: Кому принадлежит право на использование кадра из кинофильма с изображением актера? Как соотносятся между собой право на изображение, принадлежащее актеру, и право на использование кинофильма, принадлежащее киностудии или продюсеру? Может ли актер воспрепятствовать использованию кадра из кинофильма с его изображением, если такой кадр используется в рекламе, на обложках книг, в клипах и т.п. и в каких случаях? 
Екатерина Ананьева: В соответствии с законом “Об авторском праве и смежных правах” авторское право на кинофильм в целом принадлежит его изготовителю. Закон говорит о том, что актер является субъектом смежных прав. В соответствии с п.6 статьи 37 Закона заключение договора между исполнителем и изготовителем аудиовизуальных произведения влечет за собой передачу исполнителем изготовителю целого комплекса прав. Однако, предоставление таких прав ограничивается использованием аудиовизуальных произведения и, если в договоре не установлено иное, не включает прав на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных а в аудиовизуальных произведении.
Игорь: Слышал, что если в рекламе прозвучит только 7 нот любой известной мелодии или эта мелодия на 7 ноте и далее претерпит изменения, то это не является уже авторским произведением и может быть использована без согласия автора. Правда ли это? 
Екатерина Ананьева: К сожалению, легенды о том, что можно использовать какое-то количество секунд , либо нот из произведений авторов без их согласия и без выплаты вознаграждения существуют уже много лет. Однако это только легенды. В соответствии с Законом “Об авторском праве и смежных правах” любое использование любого фрагмента произведения возможно только с согласия правообладателя и с выплатой вознаграждения. Кроме того, его изменение или иная переработка также невозможны без согласия правообладателя, поскольку право на переработку является одним из имущественных прав авторов установленных статьей 16 Закона.
Сергеенко М.Ю., Москва: С 01 января 2008 г. вступает в силу 4 часть Гражданского кодекса, содержащую главы, посвященные авторским и смежным правам. В чем основное отличие положений 4-ой части ГК от положений действующего Закона “Об авторском праве и смежных правах”? Как вы оцениваете данные изменения? 
Елена Павлова: Основное отличие четвертой части ГК состоит в том, что в нее включены все положения об интеллектуальной собственности, т.е. не только об авторских и смежных правах, но и о патентном праве, селекционных достижениях, о товарных знаках и т.д. Объединением этих положений достигнут более высокий уровень унификации норм в этой области. Можно рассчитывать, что их объединение с другими гражданско-правовыми нормами облегчит их применение в рамках гражданского законодательства. Кроме того, в ГК добавлено большое количество положений, касающихся оборота исключительных прав, например, предусмотрена возможность отчуждения авторских прав, их залога, более подробно разработаны правила о договорах, по которым исключительные права авторов могут быть переданы другим лицам. Многие изменения также связаны с необходимостью учесть требования международных соглашений, в частности, тех из них, присоединение к которым необходимо в связи с вступлением России в ВТО.
Елена: Где гражданину России возможно зарегистрировать авторские права за рубежом?
Елена Павлова: Международные соглашения не предусматривают в качестве обязательного требования регистрации авторских прав. Более того, в тех странах, где такая система существует, имеется тенденция к ее искоренению, поскольку это противоречит самому принципу охраны произведений литературы и искусства с момента их создания.
Ольга, Тула: Можно ли в корне изменить правовую практику относительно авторского права, просто внеся в Закон те или иные изменения?
Елена Павлова: Нет, нельзя. Тем более этого невозможно достичь, внося изменение в гражданское законодательство, которое, прежде всего, направлено на регулирование отношений между добросовестными участниками рыночного оборота и не предусматривает каких-либо серьезных карательных мер к нарушителям.
Ольга Ершова, Екатеринбург: Какова амплитуда сумм компенсации, выносимых судом, за нарушение авторских прав? Не приводит ли это к возможности различной трактовки нарушений и назначения минимальных наказания? 
Екатерина Ананьева: К сожалению, амплитуда достаточно велика. Это может быть и 10 тысяч рублей – минимум, установленный ст.49 Закона “Об авторском праве и смежных правах”. Может быть взыскан и миллион рублей (максимум 5 млн.рублей, однако, данная сумма за 14 лет существования закона, насколько мне известно, судами не взыскивалась). Каждый раз размер компенсации устанавливается судом, исходя из конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Музыкант, Москва: В состоянии ли РАО реально защищать права обладателей интеллектуальной собственности и что необходимо сделать для повышения эффективности работы этой организации?
Екатерина Ананьева: РАО естественно в состоянии и реально защищает права авторов. Об этом свидетельствует и увеличивающиеся сборы авторского вознаграждения, например, в 2006 году было собрано более 1 миллиарда 200 миллионов рублей. Постоянно увеличивающиеся ряды членов РАО, например, сейчас их уже более 20 тысяч. Кроме того, ежегодно растет количество пользователей, выплачивающих авторское вознаграждение. РАО постоянно работает над совершенствованием своей структуры, расширяется количество филиалов и представительств общества в субъектах РФ, что позволяет обеспечивать защиту прав как российских, так и иностранных авторов на территории всей страны.
Хоменко Дмитрий: Существует ли какой-то предельный срок, когда авторские права должны соблюдаться? Например, если автор произведения уже умер, не оставив наследников?
Екатерина Ананьева: В соответствии с Законом “Об авторском праве и смежных правах” авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Истечение срока действия авторского права означает его переход в общественное достояние. Авторское право передается по наследству, как по закону, так и по завещанию.
Диляра: Что является объектом авторского права? Можно ли зарегистрировать креативную идею?
Екатерина Ананьева: Объектом авторского права является произведение, существующее в какой-либо объективной форме. Однако авторское право не распространяется на идеи, методы, системы, концепции, открытия и т.д. Соответственно, идею зарегистрировать невозможно.
Антон Якубенко, Москва: Охраняются ли права иностранных авторов на территории России? Что я должен делать, если хочу использовать литературное произведение иностранного автора, которое я сам перевел?
Екатерина Ананьева: Права иностранных авторов охраняются на территории страны по нормам российского законодательства. Для того чтобы получить разрешение от иностранного правообладателя необходимо обращаться к нему, либо к его представителю. Однако договор на получение разрешения на использование перевода должно заключать издательство, которое будет публиковать ваш перевод.
Павел Л.: Существует ли договор аренды авторского права?
Елена Павлова: Такого договора нет, поскольку договор аренды применяется только в отношении материальных предметов, прежде всего недвижимости. В авторском праве есть лицензионный договор, суть которого состоит в том, что предоставляются права на использование произведения определенным способом и в ограниченных пределах, т.е. издание, публичное исполнение и т.п. в течение определенного срока. Действие таких прав может быть ограничено территориально. Лицензия может быть исключительной, в этом случае в течение срока действия договора никто другой не может использовать произведение в тех же способах и тех же пределах, или лицензия может быть неисключительной, тогда наряду с этим договором могут существовать договоры с другими лицами на использование произведения в тех же пределах и тем же способом. Например, автор может разрешить издание своего произведения нескольким издательствам. Если в договоре не указано, что лицензия исключительная, то считается, что автор предоставил неисключительную лицензию.
Ирина: Скажите пожалуйста, если я отдаю свою работу какому либо литературному редактору, каким образом мне оформить отношения с данным человеком, чтобы потом мою работу не выдавали за свою? Спасибо.
Елена Павлова: Вам необходимо заключить договор с литературным редактором в письменной форме. В договоре должен быть четко оговорен вопрос о том, кому принадлежат авторские права на создаваемое произведение, как будет обозначено имя автора, как будет обозначена роль литературного редактора, а также как решается вопрос с выплатой ему вознаграждения. Если произведение находится в издательстве, то целесообразно заключить такой договор между вами и литературным редактором при участии издательства.
Андрей: Могу ли я использовать чужие изображенияфотографии на своем сайте, если я указываю источник, откуда эти изображения взяты?
Елена Павлова: Фотографии, сделанные другими авторами, можно разместить на своем сайте в случае, если вы имеете разрешения этих авторов. По закону вы должны указать имя автора и источник – откуда эти изображения взяты. Размещая чужие изображения, даже в том случае, если фото сделаны вами лично, вы должны помнить, что таким образом может быть нарушено право гражданина на собственное изображение. Скорей всего проблем не будет, если это ранее опубликованные фото или они сделаны в общественных, публичных местах.
Завершающее слово:
Екатерина Ананьева: Большое спасибо всем участникам конференции. Было очень интересно отвечать на достаточно заинтересованные и грамотные вопросы. К сожалению, временной режим не позволил нам ответить на все вопросы. Однако мы можем продолжить наше общение в будущем. Вопросы авторского права и коллективного управления освещены на сайте РАО www.rao.ru
Елена Павлова: Я присоединяюсь к вышесказанному. Мне было очень интересно участвовать в этой работе и я предлагаю всем желающим ознакомиться с 4 частью ГК РФ пока она еще не вступила в силу. Большое спасибо.

Елена Павлова, Екатерина Ананьева
Источник: РИА “Новости”