Вестник Департамента международных связей № 55

15.04.2011

Результаты деятельности ASСAP в 2010 г.

Американское авторское общество ASCAP обнародовало отчет о результатах деятельности за 2010 г., согласно которому в сборах авторского вознаграждения произошел небольшой спад. Причинами падения, по мнению общества, стали: экономика, испытывающая трудности; решения судов по ставкам, противоречащие интересам авторов; сниженная ставка, предусмотренная для национальных радиостанций.
Но, несмотря на то, что общее падение сборов составило 6% (до $ 935 млн.), а распределения – 2,1% (до $ 845 млн.), результаты 2010 г. оказались сопоставимы с показателями 2008 г. Годовые расходы составили около $ 130 млн., что свидетельствует о достаточно низком уровне административных расходов (13,9%). Кроме того, в прошлом году ASCAP внедрил новую, современную систему распределения с улучшенными сервисами (например, с приложением для iPhone) и обновленным дизайном. (Billboard.biz, 31.03.2011) 
Итоги деятельности GEMA в 2010 г.
Немецкое авторское общество GEMA обнародовало результаты сборов и распределения авторского вознаграждения за 2010 г. Рост сборов составил 2,6% и достиг € 863 млн., сумма выплаченного вознаграждения выросла на 3,3% и составила € 736 млн.
Несмотря на то, что лицензионные поступления от телевидения выросли на 12,2%, совокупный объем сборов от продажи физических носителей (“механика”), использования прав на публичное исполнение и вещания слегка сократился. Главный исполнительный директор GEMA Харальд Хекер (Harald Heker) обозначил тревожную тенденцию, связанную с низким ростом поступлений из онлайнового сектора (с € 10,6 млн. до € 13,3 млн.), отметив, что “поступающее авторское вознаграждение не отражает реального объема использования музыки в Интернете”. “Очень тяжело получить приличный результат на рынке онлайна”, – заявил он, сославшись на продолжающееся дело с YouTube, которое наглядно демонстрирует те действия, которое общество вынуждено предпринимать для получения справедливого вознаграждения от онлайновых-сервисов. (Billboard.biz, 28.03.2011) 
Неоднозначные результаты PRS for Music в 2010 г.
Британское авторское общество PRS for Music сообщило, что причиной первого, хоть и незначительного, падения сборов (на 1%) в истории организации стали низкие продажи CD и онлайн-пиратство. Общая сумма сборов сократилась на ? 7млн. и достигла ? 611,2 млн., однако выплаты членам общества уменьшились всего на ? 0,8 млн., что было достигнуто за счет сокращения оперативных расходов. (Billboard.biz, 28.03.2011) 
IFPI сообщает о падении мировых продаж на $ 1,5 млрд.
Международная федерация фонографической индустрии IFPI сообщила, что в 2010 г. мировые продажи фонограмм снизились на $ 1,5 млрд. Согласно докладу “Индустрия звукозаписи в цифрах в 2010 г.” третье место, после США и Японии, по объему рынка заняла Германия. Великобритания опустилась на четвертое место из-за 11% падения продаж музыки (19,6% рост продаж цифровой музыки не смог компенсировать 19,2% падения продаж физических носителей).
Большинство стран Европы продемонстрировало почти двукратный рост цифровых продаж, по сравнению с 1,2% ростом в США. В целом цифровые продажи выросли на 5,3% до $ 4,6 млрд. и составили почти 1/3 доходов всего рынка фонограмм. Но, по мнению IFPI, общий рост цифровых продаж мог бы быть вдвое выше, если бы не проблема пиратства. Общие продажи физических носителей упали на 14,2% до $ 10,4 млрд. (The Guardian, 28.03.2011) 
SABAM будет лицензировать транспортный сектор
Бельгийское общество авторов, композиторов и издателей SABAM сообщило о подписании с национальной ассоциацией транспорта и логистики соглашения о сборе и распределении вознаграждения по авторским и смежным правам при использовании музыки в транспортном секторе.
Контракт, заключенный между SABAM, SIMIM (организация музыкальной индустрии) и ассоциацией, классифицирует грузовые автомобили в качестве рабочих мест. Это значит, что водители, прослушивающие музыку в своих автомобилях, будут обязаны выплачивать авторское вознаграждение. В соглашении упоминается, что следующей группой пользователей, на которую распространится действие соглашения, станут водители такси. (PC Impact, 28.03.2011) 
CELAS и общества стран северного региона заключили соглашение
Общеевропейская организация по сбору авторского вознаграждения CELAS (партнерство немецкого авторского общества GEMA и британского авторского общества PRS for Music) заключила соглашение с авторскими обществами стран северного региона (KODA (Дания), TEOSTO (Финляндия), STIM (Швеция) и TONO (Норвегия)) на управление в сети Интернет правами на англо-американский репертуар музыкального издательства EMI на территории северного региона.
CELAS станет основным лицензиаром большинства сервисов, но будет действовать параллельно с вышеупомянутыми обществами, которые, в свою очередь, будут предлагать лицензии как на свой, так и на репертуар CELAS на территории своих стран. Эти 4 общества совместно с обществом по защите прав на механическое воспроизведение NCB также смогут выдавать общую для всех северных стран онлайн-лицензию. (Music & Copyright, 23.03.2011) 
Сотрудничество CISAC и Базы данных всемирного репертуара
В целях улучшения взаимодействия мировых авторских обществ Международная конфедерация обществ авторов и композиторов (CISAC) объявила о намерении вступить в переговоры с рабочей группой Базы данных всемирного репертуара (GRD). CISAC поручил члену совета директоров CISAC Эрику Батисте (главный исполнительный директор канадского авторского общества SOCAN) возглавить участие Конфедерации в рабочей группе GRD, которая, исходя из своего названия, занимается созданием глобальной базы данных произведений в целях упрощения процесса лицензирования и выплаты авторского вознаграждения, причитающегося авторам и издателям. “CISAC обладает значительной квалификацией и опытом в сфере управления информацией по авторским правам и готов внести вклад в дело создания глобального авторитетного источника информации по музыкальным произведениям”, – говорится в заявлении Конфедерации. (Music Week & Billboard, 21, 23.03.2011) 
SOCAN не поддержит Билль о защите прав авторов в текущей редакции
Канадское общество авторов и композиторов SOCAN совместно с организациями, действующими в сфере защиты прав авторов, заявили, что не смогут больше поддерживать Билль С-32, пока в него не будут внесены существенные поправки.
Цель, которую преследовали авторы документа – обновить и улучшить законодательство Канады в сфере авторского права. Но противники Билля, считают, что, хоть документ и призван противодействовать незаконному использованию охраняемых произведений, он предоставляет слабые гарантии на получения справедливого вознаграждения для авторов.
SOCAN обеспокоен тем, что нынешняя редакция Билля содержит слишком много исключений по выплатам за использование произведений. Поэтому доход от использования произведений будут получать не авторы, а третьи лица. По мнению SOCAN, в Билле уделяется недостаточно внимания роли интернет-провайдеров (ISP) в защите авторских прав, а также не предусмотрены компенсации за частное копирование при использовании новых медийных устройств. (The Wire Report, 01.03.2011) 
Создание базы текстов песен в Великобритании
Издательская индустрия Великобритании рассматривает идею создания глобальной базы текстов песен, которая позволит отслеживать, как проходит продажа и лицензирование текстов.
По мнению Ассоциации музыкальных издателей (MPA), база данных текстов должна помочь упростить процесс лицензирования, что, в свою очередь, стимулирует легальное использование произведений как в обычном, так и цифровом формате. Недавнее соглашение, заключенное между итальянской компанией musiXmatch и несколькими издательствами, позволило вэб-сайтам получить законные лицензии на размещение текстов песен, а индустрию заставило задуматься о финансовом потенциале таких проектов.
Warner/Chappell заявило, что главным приоритетом в этом направлении должна стать борьба с нелегальными сайтами, Sony/ATV полностью поддерживает “цифровое использование текстов” и рассматривает возможность продажи песен с текстом на таких сервисах, как iTunes. (Musicweek, 14.02.2011) 
BMI представляет новый Интернет-сервис
На сайте американской организации, управляющей правами на публичное исполнение (BMI), запущено новое приложение и его мобильная версия. Программа позволяет получать доступ к базе данных из 6,5 млн. произведений, созданных авторами-членами организации. С помощью приложения пользователи смогут воспользоваться достоверной информацией о процедурах лицензирования произведений, просмотреть отчеты о начисленном вознаграждении и воспользоваться такими инструментами, как “советы по карьере” и “управление счетом”. (Music & Copyright, 09.02.2011) 
Еврокомиссар призывает сосредоточиться на развитии цифрового рынка
Комиссар Европейского союза Неели Крус (Neelie Kroes), отвечающая за проведение европейской цифровой программы, заявила, что для создания единого цифрового рынка необходимо улучшить модели лицензирования и повысить доступность онлайнового контента. Выступая на мероприятии “Построение единого рынка цифрового контента (Использование преимуществ “цифровой” экономики в Европе)”, она заявила: “Рост и развитие единого цифрового рынка с простой, дружественной для покупателя нормативной основой, позволяющей получить доступ к цифровому контенту с территории всего Евросоюза – вот то, на чём нам сейчас необходимо сконцентрироваться”. Комиссар отметила необходимость обновления моделей лицензирования, чтобы они отвечали темпам развития цифрового рынка. “При этом борьба с пиратством должна продолжаться параллельно”, – отметила она. (Musicweek, 08.02.2011) 
Электронные книги заняли 8% книжного рынка США
Данные ежегодного отчета Ассоциации Американских Издателей (ААР) за 2010 г. свидетельствуют о снижении продаж печатных книг в США на 6% (до $ 4,86 млрд.). Продажи электронных книг выросли более чем на 160% (до $ 0,44 млрд.), и составили 8,3% от общих продаж, по сравнению с прошлогодними (3%). Таким образом, в 2010 г. сектор электронных книг способствовал небольшому росту всего книжного рынка – до $ 5,31 млрд. В 2009 г. его объем составил $ 5,30 млрд. (Publishers Weekly, 01.2011)