Вестник Департамента международных связей № 69

07.10.2016

Генеральный директор CISAC встретился с казахским правительством

Генеральный директор Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC) Гади Орон встретился в Астане с заместителем министра юстиции Республики Казахстан Эльвирой Азимовой и директором департамента по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан Абзалом Естаевым. На встрече обсуждались нормы законодательства республики, которые позволяют создавать множество обществ по управлению авторскими правами. Такая ситуация подрывает систему коллективного управления как таковую, и приводит к тому, что общества в погоне за сборами занижают ставки авторского вознаграждения. Представители Министерства юстиции согласились сотрудничать с CISAC при разработке новых норм, регулирующих деятельность системы коллективного управления, а также принимать и изучать информацию о мерах, предпринимаемых другими странами по преодолению схожей ситуации. (cisac.org, 08.07.2016)

В Брюсселе состоялось заседание управляющего комитета CISAC по применению технологий цифрового отпечатка в произведениях графики и скульптуры

В Брюсселе состоялось заседание управляющего комитета CISAC по применению технологий цифрового отпечатка в произведениях графики, скульптуры и фотографии. Авторские общества, входящие в состав комитета, отметили прогресс в разработке технологии цифрового отпечатка (fingerprinting). Этот инструмент позволит обществам, управляющим правами на графические и пластические произведения, автоматизировать идентификацию произведений онлайн. Представители обществ ADAGP, BILDKUNST, PICTORIGHT, SOFAM и VEGAP обсудили ключевые вопросы этого проекта: ключевые положения, план развития на следующие три года и основную модель.

В дальнейшем управляющий комитет планирует передать этот инструмент, первоначально разработанный французским обществом ADAGP, в ведение CISAC. (cisac.org, 13.07.2016)

CISAC настаивает на дополнительных мерах защиты авторских прав

CISAC признала, что «пакет законов по защите авторских прав», опубликованный Европейской комиссией, стал хорошей отправной точкой на пути к разрешению несправедливой по отношению к авторам ситуации на цифровом рынке Европы. CISAC призвал европейские институты и дальше принимать меры по обеспечению выплат справедливого вознаграждения и созданию благоприятных условий для авторов в интерактивной среде.

«Пакет законов по защите авторских прав» содержит новации к Директиве по защите авторских прав на едином цифровом рынке, которые касаются вопроса о переносе стоимости. Перенос стоимости, известный как «стоимостной разрыв» – это искажение рынка, создаваемое посредниками, использующими произведения в интернете без выплаты авторского вознаграждения.
В своем новом предложении ЕС признает роль и ответственность онлайн-сервисов на цифровом рынке и призывает их принять надлежащие меры для защиты авторских произведений. Генеральный директор CISAC Гади Орон отметил: «Это предложение — шаг в правильном направлении. Мы ожидаем, что Европейский Парламент и члены ЕС предпримут более существенные меры для обеспечения достойного будущего новым поколениям авторов». (Cisac.org, 14.09.2016)

Финансовые показатели SACEM в 2015 году

В 2015 году сборы французского авторского общества SACEM выросли на 12% и составили 862 млн. евро. Из них 659,3 млн. евро были выплачены в виде авторского вознаграждения, 25,4 млн. евро потрачены на культурные проекты и 48,9 млн. евро — на социальные выплаты для членов общества. Всего в 2015 году было распределено авторского вознаграждения на сумму 733,6 млн. евро (в 2014 — 656,5 млн. евро), в том числе для иностранных правообладателей — 451,5 млн. евро (в 2014 году — 419,6 млн. евро). По сравнению с 2014 годом административные расходы сократились на 15,9%.

В 2015 году количество членов французского авторского общества составило 157 270 человек, из которых 151 435 — авторы, а 5 835 — издатели. 12% членов SACEM живут в 164 странах мира за пределами Франции. Общество лицензирует онлайн сервисы, действующие на территории более 100 стран.

В 2015 году SACEM уделило особое внимание улучшению качества цифровых сервисов, предоставляемых членам Общества, и упрощению процедуры выплаты авторского вознаграждения пользователями. Показателем эффективности бизнес-модели Общества может служить уровень монетизации авторских прав — он составляет 11 евро на каждого жителя Франции. Это один из самых высоких показателей среди мировых авторских обществ.

В минувшем году Общество разработало несколько новых сервисов, доступных на портале sacem.fr. 68, 3 тыс. членов SACEM зарегистрировали свои личные кабинеты на сайте и начали пользоваться онлайн услугами. В октябре 2015 года стала доступна новая электронная версия отчетов о распределении, имеющая высокий уровень детализации и предоставляющая обзор источников авторского вознаграждения – радио, ТВ, дискотеки, онлайн использование. Все более популярной становится система онлайн регистрации произведений, запущенная в 2014 году. С ее помощью ежемесячно регистрируется 5, 6 тыс. произведений.

Внедрение новых технологий, таких как Cassandra, Elastic Search и Hadoop позволило SACEM обработать данные о 589,4 млрд. скачиваний музыкальных произведений и их стриминговых прослушиваний. Участие в работе лицензионного узла Armonia, выдающего онлайн лицензии по принципу «одного окна», помогает развить партнерские отношения с другими европейскими авторскими обществами. (Sacem.fr 04.07.2016)

Суд отменяет решение Департамента юстиции США о «стопроцентном лицензировании»

В апреле 2016 года Антимонопольный отдел Департамента юстиции США изменил правила лицензирования музыкальных произведений на территории США. Он постановил, что любой из соавторов произведения, а также любое из обществ, управляющих частью прав на произведение, вправе лицензировать все 100% прав. Авторским обществам ASCAP, BMI и SESAC был предоставлен год для внедрения новых норм.

Ранее авторы произведений и организации по защите прав на публичное исполнение произведений, которые их представляли, могли выдать пользователю, например Spotify, лицензию только на ту часть песни или произведений, которые находилась в их ведении, что называлось долевым лицензированием.

Представители цифровых сервисов и сетевых радиостанций поддержали это решение, заявив, что на практике это никак не изменит модель работы издательств и авторских обществ, однако сами издательства и организации по коллективному управлению правами выступили против подобного нововведения. Генеральный Директор CISAC Гади Орон также подверг критике действия Департамента юстиции, заявив, что «эти решения были приняты без учета интересов авторов и идут вразрез с международной правовой базой, в соответствии с которой работают авторские общества».
Что касается опасений о том, что лицензии на использование произведений будут выдаваться с дисконтом, Департамент юстиции США отметил: «Маловероятно, что пользователь будет получать лицензию только в одном обществе, которое в таком случае будет иметь все основания для увеличения стоимости лицензии на использование всех произведений».

Американское общество композиторов, авторов и издателей ASCAP обратилось в Конгресс США с просьбой изменить нормативное регулирование, а корпорация BMI подала иск федеральному судье с требованием отменить решение Департамента юстиции.

30 июня 2016 года федеральный судья Луис Стэнтон удовлетворил требования BMI и постановил, что Соглашение, регулирующее деятельность американских организаций по защите прав на публичное исполнение произведений, предусматривает лицензирование только той доли прав на произведения, которая была передана им в управление. (billboard.com 08.04.2016; Billboard Bulletin, 16.09.2016; cisac.org 05.08.2016, 16.09.2016)

SESAC и SUISA запускают систему цифрового лицензирования Mint

Швейцарское общество SUISA и американская организация по управлению правами на музыкальные произведения SESAC Holdings создают систему цифрового лицензирования Mint — первый трансатлантический альянс организаций по коллективному управлению правами музыкальных издателей, авторов и композиторов. Начиная с января 2017 года, обе компании будут тесно работать над вопросами лицензирования и управления правами при использовании музыки в онлайн-сервисах. Данное сотрудничество направлено на повышение конкурентоспособности произведений, переданных правообладателями в управление SUISA и SESAC, на международном рынке онлайн-музыки.

Система цифрового лицензирования Mint будет предлагать цифровым музыкальным сервисам единую лицензию на воспроизведение, распространение и исполнение репертуара SUISA и SESAC, а также на репертуар издательств, которые хотят выдавать лицензии на свои каталоги на территории и за пределами Европы. Альянс планирует лицензировать YouTube, Apple, Spotify и др., а также управлять лицензиями, которые издательства напрямую выдали цифровым музыкальным сервисам.

База данных альянса будет насчитывать около 11,5 млн. задокументированных произведений SESAC и 4,5 млн. произведений SUISA, более 21 млн. и 4 млн. звукозаписей с предварительной привязкой к музыкальным композициям из репертуаров SESAC и SUISA, более 60 млн. и 36 млн. звукозаписей SESAC и SUISA, которые войдут в базу системы цифрового лицензирования Mint.

Председатель и главный исполнительный директор SESAC Джон Джозефсон заявил: «Сервис цифрового лицензирования Mint это первый шаг плана SESAC по созданию межрегиональной платформы лицензирования…» Генеральный директор SUISA Андреас Вегелин добавил: «Это партнерство позволит расширить присутствие SUISA в онлайне и сохранить в долгосрочной перспективе автономность на этом конкурентном рынке. Кроме того, с точки зрения масштабов использования данных и IT-инфраструктуры, мы существенно сэкономим. В последние годы, SUISA вложилась в обновление IT-инфраструктуры для укрепления позиций на онлайн рынке и подготовки к трудностям, связанным с лицензированием музыки в интернете». (Cisac.org, 03.08.2016)

Европейская медиаиндустрия готовится к битве за права

В преддверии новых предложений по гармонизации законодательства об авторском праве в Европейском Союзе разгорается битва между традиционными и цифровыми медиа-гигантами, правообладателями и сетями.

В конце сентября Еврокомиссия (исполнительный орган ЕС) представит планы по модернизации европейского авторско-правового законодательства. Проект этого плана оказался в распоряжении общественности и вызвал нападки со всех сторон. Критики говорят, что он может серьезно навредить как традиционным медиа-компаниям, так и новичкам из интернета.

Проект должен пройти обсуждение и доработку в Европарламенте прежде чем им займутся национальные правительства. Однако уже два положения проекта об изменении правил лицензирования потоковой онлайн-трансляции фильмов, спортивных мероприятий, сериалов и о введении налога для сайтов-агрегаторов контента за обращение к интерактивным версиям газет и журналов, таких как Google News, вызвали яростные нападки медиа-индустрии.

Изменения правил лицензирования потокового вещания призваны обновить европейское законодательство для цифровой эпохи, которое основано на принципе «страны происхождения контента». В соответствии с действующим законодательством, национальные сети, например, BBC в Великобритании или RTL в Германии, обязаны получать лицензию на контент (например, голливудский фильм) только для трансляции на территории своих стран. Но эти законы не применимы к потоковому онлайн-вещанию, например, к сервисам VOD (видео по запросу). Проект предусматривает, что Еврокомиссия будет внедрять панъевропейскую онлайн-лицензию, что позволит сетям приобретать фильмы и сериалы для трансляции на территории 28 стран ЕС.

Коммерческие каналы говорят, что панъевропейская лицензия может негативно сказаться на их бизнес-модели, основанной на принципах управления исключительными правами и лицензирования по территориальному признаку. В начале этого лета руководители 15 коммерческих ТВ-компаний, в том числе британских ITV и Sky, французской Canal Plus и немецкой RTL предупредили, что изменения произведут «сковывающий эффект на инвестиции в контент» на всем континенте. (Billboard Bulletin, 06.09.2016)

Рекордные сборы авторского вознаграждения BMI

Корпорация BMI (Broadcast Music Inc.), управляющая правами на музыкальные произведения, объявила о самых высоких сборах авторского вознаграждения за 76 лет своей деятельности. В 2016 финансовом году (заканчивается 30.06.2016) сборы компании составили 1,060 млрд. долларов, а сумма распределенного авторского вознаграждения также оказалась рекордной — 931 млн. долларов, что на 6% больше, чем в предыдущем году. Показатели BMI по сборам и распределению авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений также опередили аналогичные показатели остальных организаций по коллективному управлению правами. BMI — некоммерческая организация, которая возвращает примерно 88% всего вознаграждения, собираемого для авторов музыки и правообладателей.

«Мы более чем довольны этим событием», — заявил Майк О’Нил, президент и главный исполнительный директор BMI. «Возможность распределять для наших авторов, композиторов и издателей крупнейшее на сегодняшний день авторское вознаграждение доказывает то, что рынок работает эффективно. Что Департамент юстиции в своем последнем толковании Соглашения о порядке защиты прав на публичное исполнение произведений ставил под сомнение. Мы намерены развивать успех и обеспечивать нашим авторам выплату справедливого вознаграждения за работу, а лицензиатам и дальше предоставлять полный доступ к репертуару BMI, который насчитывает почти 12 млн. песен».

Сборы BMI на территории США составили 784 млн. долларов и были обеспечены за счет роста поступлений от лицензирования традиционных и цифровых пользователей. Цифровые сборы в прошлом году впервые превысили порог в 100 млн. долларов, а уже в этом выросли на 50 % и составили 152 млн. долларов. В течение года было подписано много новых соглашений: многолетняя лицензия с Pandora, договор со Spotify, Apple Music, Microsoft, Sony Playstation Video, Slacker.

Поступления от общих лицензий, которые включают в себя сборы с ресторанов, баров, отелей, фитнес-клубов и других видов пользователей достигли нового рубежа в 140 млн. долларов. Число пользователей этой категории увеличилось на 15 тыс.

Лицензионные поступления от СМИ, включая радио, ТВ, кабельные и спутниковые каналы, выросли до 492 млн. долларов. При этом поступления от кабельного и спутникового ТВ третий год подряд составляют основу внутренних сборов BMI. Несмотря на значительные экономические проблемы за рубежом, которые повлекли за собой падение курсов валют, поступления из-за рубежа составили 276 млн. долларов. Но если бы не укрепление доллара, то поступления от иностранных обществ, которые год от года падали на 5%, не улучшили бы показатели предыдущего года на 14 млн. долларов.

В 2016 году BMI обработала более 1 трлн. публичных исполнение произведений, из которых 950 млрд. были цифровыми, что на 45% больше, чем в 2015 году. (cisac.org, 08.09.2016)

IFPI опубликовала «Потребительский отчет 2016»

Международная федерация звукозаписывающей индустрии IFPI провела новое исследование «Потребительский отчет 2016», посвященное изменениям на потребительском рынке музыкального контента. IFPI установила, что 1/3 (32%) мирового населения в возрасте до 25 лет платит за сервисы потоковой музыки. Это почти на 40% больше, чем показатели предыдущего года. А если рассматривать всех пользователей Интернета в возрасте от 16 до 64 лет, то эта цифра составляет 18%.

В отчете, подготовленном компанией Ipsos Connect, в котором приняли участие более 12 тыс. респондентов из 13 стран мира (США, Великобритания, Канада, Франция, Германия, Японию), сообщается, что почти половина (48%) интернет-пользователей платит за музыку: покупка компакт-диска, скачивание, услуги по подписке. В то же время, более 80% людей, использующих музыку по подписке, говорят, что, в дополнение к потоковому вещанию, они покупают музыку в других форматах (винил, CD, загрузка).

В Южной Корее, Швеции и Мексике наиболее популярны услуги по подписке. Здесь 4 из 10 человек оплачивают подписку на музыку, в США и Великобритании — 2 из 10, в Японии — примерно каждый десятый.

Несмотря на рост потребления лицензионной музыки, нарушения авторских прав не исчезли. Так более 1/3 респондентов (35%) признали, что использовали нелегальный контент в течение полугода. По их словам самой быстрорастущей формой нарушения прав стал «взлом потока» (stream ripping) — примерно 3 из 10 опрошенных признались, что использовали его. Поисковые сервисы также продолжают направлять большое количество трафика на нелицензионный контент. 1/4 опрошенных (23%) говорят, что используют Google, чтобы получить «бесплатную» музыку — причем 2/3 из них намеренно искали пиратский контент.

Как и в предыдущие годы, самым популярным в мире музыкальным сервисом остается YouTube, более 80% пользователей говорят, что посещают этот сайт ради музыки. (Billboard Bulletin, 14.09.2016)

Европейский суд считает, что Wi-Fi операторы не должны отвечать за пиратство

Европейский Суд поддержал ранее принятое им постановление о том, что магазины, гостиницы или собственники баров, предоставляющие бесплатный доступ к сетям Wi-Fi, не несут ответственности за своих клиентов, занимающихся онлайн пиратством.

Судебное разбирательство началось еще в 2010 году, когда клиент магазина «Световые и звуковые системы Тобиаса МакФаддена», под Мюнхеном, воспользовался бесплатной Wi-Fi сетью магазина и «незаконно предложил для скачивания» музыкальное произведение из репертуара Sony Music Germany. Когда представители Sony Music попытались взыскать убытки с собственника магазина, Тобиас МакФадден обратился в немецкие суды, которые передали это дело в Европейский суд в Люксембурге. В марте 2016 года Суд вынес предварительное решение о том, что лица, предоставляющие бесплатный доступ к сетям Wi-Fi, не несут ответственности за нарушения авторских прав, совершенные третьими лицам. Теперь Суд подтвердил это решение.

При этом Европейский суд предупредил, что на операторов общественных Wi-Fi сетей может быть наложено обязательство защищать доступ в сеть паролем, чтобы предотвратить подобные нарушения. Такие меры, вкупе с обязанностью пользователей идентифицировать себя при получении пароля, доказали свою эффективность в борьбе с нарушениями прав на интеллектуальную собственность. Представители Sony Music отказались комментировать решение Суда.

Так совпало, что решение Европейского суда было озвучено параллельно с решением нью-йоркского оператора киосков Wi-Fi LinkNYC понизить технические возможности их интернет-браузеров, поскольку станции доступа превратились в места-сборища бездомных. Киоски появились в Нью-Йорке в начале 2016 года как часть программы мэра Била де Блазио, который обещал заменить 7,5 тыс. платных общественных таксофонов на станции бесплатного доступа к Wi-Fi с телефонными услугами. Но после многочисленных жалоб жителей, представителей бизнеса и государства, компания-оператор LinkNYC объявила о ликвидации интернет-браузера и принятии мер по «повышению качества обслуживания». (Billboard Bulletin, 19.09.2016)