Вестник Департамента международных связей № 67

03.02.2015

CISAC заявила о неосвоенном потенциале индустрии творчества в странах БРИКС

Международная Конфедерация Обществ Авторов и Композиторов (CISAC) опубликовала результаты экономического исследования, которое указывает на огромный потенциал творческого сектора экономики стран БРИКС. Несмотря на значительный рост экономики в иных областях, на творческую индустрию этих стран приходится от 1% до 6% ВВП, хотя в других государствах этот показатель измеряется двузначными цифрами.

С одной стороны исследование сообщает, что за последние 10 лет объем мировой торговли результатами творческой деятельности и связанными с ними услугами увеличился почти втрое – до 624 млрд. долларов в 2011 году и составил 7,5% общемирового экспорта. Ежегодный темп роста этой торговли составляет 8,8%, что существенно выше общемирового экономического роста за тот же период.

С другой стороны, исследование CISAC показывает, что экспорт результатов творческой деятельности из стран БРИКС (аудиовизуальных товаров и услуг, новых медиа-технологий, издательских товаров и т.д.) существенно ниже уровня экспорта из других стран. К примеру, общий экспорт Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки в этой сфере составляет менее половины экспорта США (25 млрд. долларов в 2010 году), хотя суммарно их ВВП всего на 12 % меньше ВВП США.

По итогам этого исследования, в целях защиты интересов авторов и правообладателей по всему миру, CISAC предложила четырехэтапный план действий, который поможет ответственным лицам выявить такой «спящий» потенциал. Стратегия развития, предложенная CISAC, опирается на тезис о наращивании темпов роста творческого сектора экономик стран БРИКС, и как следствие – о росте его вклада в ВВП этих стран.

«Очевидно, что законодатели смогут выявить огромный потенциал, существующий в этих странах, если нивелируют препятствия, которые не дают авторам самостоятельно зарабатывать и развивать экономику своей страны», – заявил Генеральный Директор CISAC Гади Орон. (cisac.org, 18.09.2014)

В первом полугодии французский рынок потоковой музыки вырос на 33%

В первом полугодии 2014 года доходы от потоковой музыки во Франции, в том числе и от видеоклипов на YouTube, обогнали доходы от скачивания. По данным французской ассоциации индустрии звукозаписи SNEP доходы от Интернет-музыки распределились следующим образом: 53% – поступления от потокового прослушивания; 42% – скачиваемая музыка. Услуги на основе подписки составили: 2/3 доходов от потокового вещания; более 1/3 доходов всей онлайн-музыки. Доля загрузок музыки на мобильные телефоны за этот период упала с 7% до 5%.

Согласно исследованию SNEP, более 2 млн. французских потребителей стали абонентами потоковых аудиосервисов. Доходы от потокового вещания выросли в первом полугодии на 33% и составили 23,06 млн. евро.

Продажи компакт-дисков снизились на 13,6%, доход от скачивания впервые сократился на 18,5% – до 27,3 млн.евро, что отразилось на общем падении доходов музыкального сектора Франции (на 9,2%) до 197,7 млн. евро.

Французское общество по защите прав исполнителей Adami описывает рынок потоковых сервисов на основе подписки следующим образом – это официальный рынок, регулируемый соглашением Orange/Deezer, которое вступает в силу в 2015 году. Исполнители практически не получают вознаграждения, а легальные сервисы для скачивания музыки выброшены с рынка. Потоковое вещание не платит. Так, например, сервис Fnac Jukebox за шесть месяцев набрал только 2 тыс. подписчиков, из которых только 1,3 тыс. оплачивали услуги. (Telecompaper.com, 13.09.2014)

В 2013 году сборы авторского вознаграждения в Венгрии выросли на 14%

Венгерское авторское общество Artisjus сообщило о 14% росте сборов в 2013 году – до 16,2 млрд. форинтов на фоне общего спада венгерского рынка звукозаписей в 2013 году, который составил около 2%. Наибольший рост показали сборы за частное копирование – 2/3 от общей массы поступлений. Они увеличились на 63% и обогнали источник поступлений №1 – публичное исполнение. В эту сумму вошли и платежи 2008 года, которых удалось добиться по итогам успешного завершения одного судебного процесса. Сумма авторского вознаграждения за воспроизведение музыки в механической записи снизилась на 25%. (Music & Copyright, 17.09.2014)

BMI сообщает о рекордных сборах

Две старейшие и крупнейшие лицензирующие организации американской музыкальной индустрии BMI и ASCAP пытаются адаптироваться к цифровой эпохе. При этом организации продолжают собирать все больше и больше денег, поскольку их репертуар звучит во всех СМИ.

BMI (Broadcast Music Inc.) сообщила, что сумма ее сборов за последний финансовый год составила 977 млн. долларов, что на 3,5% больше, чем в предыдущем и больше, чем когда бы то ни было за всю 75-летнюю историю.

За вычетом административных расходов BMI выплатила своим авторам и музыкальным издателям, общее число которых превышает 650 тыс., вознаграждения на сумму более 840 млн. долларов. Эта сумма стала рекордной для BMI и превысила показатели предыдущего года на 3,2%.

BMI и ASCAP (Американское общество композиторов, авторов и издателей) – крупнейшие в США общества по защите прав на публичное исполнение, которые занимаются сбором авторского вознаграждения за любое использование произведений из их многомиллионного репертуара, например, в случае исполнения по радио, прослушивания онлайн, исполнения в ресторанах или розничных магазинах.

Картина сборов BMI в этом финансовом году, который закончился в июне, выглядит следующим образом:

  • 36,3% – поступления от кабельных и спутниковых сервисов, что впервые больше, чем поступления за радио и ТВ;
  • 35,7% – поступления за радио и ТВ;
  • 31% – поступления из международных источников.
  • 9% – поступления от цифровых сервисов (YouTube, Spotify и др.).

С 2003 года сборы BMI выросли более чем на 50%. Но несмотря на это, многие крупные издательства – члены ASCAP и BMI, равно как и сами эти организации, просят федеральное правительство изменить ставки, по которым они работают с 1941 года. В своем заявлении, поданном в Министерство юстиции, они утверждают, что нормативные правила устарели и приводят к неоправданно низким ставкам авторского вознаграждения на онлайн-музыку.

Пока Министерство юстиции рассматривает эти аргументы некоторые крупные издательства, такие как Universal и Sony/ATV, пригрозили выйти из ASCAP и BMI, если пересмотр ставок не послужит толчком к позитивным изменениям, а только создаст негативный эффект.

В феврале, ASCAP сообщили о сборах в 944 млн. долларов за 2013 год, что немного выше суммы, собранной годом ранее – 942 млн. долларов. (New York Times, 18.09.2014)

В Британии вступает в силу закон о пародиях

С 1 октября 2014 года в Великобритании вступили в силу поправки к законодательству об авторском праве, которые позволят создавать пародии на основе произведений, охраняемых авторским правом. В соответствии с новой Европейской Директивой по авторскому праву, допускается использование клипов, фильмов, ТВ-шоу и песен, если они не конкурируют с оригинальной версией. Особую радость по поводу снятия ограничений выразили многие юмористы и авторы «попурри».

По ранее действовавшим правилам при использовании клипов или фильмов, ТВ-шоу или песен без согласия правообладателя переработчик подвергался риску судебного преследования. Однако новая Европейская Директива по авторскому праву позволит использовать первоначальный материал, если это будет правомерно и не создаст конкуренцию оригинальной версии. (bbc.com, 29.09. 2014)

2013 год стал успешным для сборов авторского вознаграждения в Турции

Турецкое авторское общество MESAM сообщило об увеличении сборов авторского вознаграждения в 2013 году на 27,7% – до 35,5 млн. лир. Сразу после заключения договоров между MESAM и основными ТВ-платформами и вещателями сборы с ТВ выросли на 75% и составили 15,7 млн. лир, т.е. почти половину всех поступлений. Сумма сборов авторского вознаграждение за воспроизведение музыки в механической записи упали на 27% и снизились до 1,9 млн.лир. (Music & Copyright, 01.10.2014)

Доходы ZAIKS увеличились в 2013 благодаря росту сборов за вещание

После падения на 1% в 2012 году сборы авторского вознаграждения польского авторского общества ZAIKS увеличились на 13,5% – до 353,9 млн. злотых. Сборы с ТВ выросли на 6,2%, что составило почти 35% поступлений, тогда как сборы с кабельных операторов выросли более чем вдвое благодаря ретроспективным платежам и стали вторым по величине источником доходов (76 млн. злотых). Уровень сборов за воспроизведение музыки в механической записи был зафиксирован на отметке 40.8 млн. злотых. (Music & Copyright, 01.10.2014)

Немецкая полиция обыскивает дома

Прокурор г. Кёльна заявил, что более 400 офицеров немецкой полиции приняли участие в рейде против музыкального пиратства по всей Германии. В поисках распространителей незаконного онлайн-контента (программное обеспечение, музыка, фильмы, книги) – членов фалообменного форума Boerse полиция обыскала 121 квартиру в 14 землях.

Правила форума запрещали выкладывать на нем материалы, защищенные авторским правом, однако в числе последних загрузок на нем оказались: альбом Тейлор Свифт «1989», фильм «Исчезнувшая», недавно вышедший в прокат.

По заявлению немецкой полиции, по итогам рейда некоторые из задержанных выразили согласие сотрудничать со следствием. (bbc.com, 05.10.2014)

 

Представители малого бизнеса Великобритании запутались в авторском праве

Представители малого бизнеса Великобритании хотят перемен. Их недовольство вызвано запутанной системой ставок авторского вознаграждения и отсутствием прозрачности в деятельности обществ по сбору авторского вознаграждения. По данным исследования Федерации малого бизнеса (FSB), четверть фирм, получавших в прошлом году музыкальную лицензию у одного из авторских обществ, остались недовольны взаимодействием с этими организациями.

В частности компании отметили, что общество по защите авторских прав PRS for Music и общество по защите смежных прав Phonographic Performance Ltd. (PPL) не смогли создать прозрачную и простую схему взаимодействия с пользователями. Фирмы жаловались на запутанную систему ставок, разобраться в которой крайне сложно, а также на то, что общества глухи к их потребностям.

Глава Федерации Малого Бизнеса Джон Аллан заметил, что небольшие компании всего лишь хотят знать, когда и почему им нужна лицензия на использование музыки, а также понимать, как формируется ставка авторского вознаграждения. «Неожиданное требование заплатить за лицензию на использование музыки в твоем заведении может стать неприятным сюрпризом для маленькой фирмы. И общества должны очень осторожно подходить к этому вопросу», – заявил г-н Аллан. – Для установления доверительных отношений авторским обществам нужно дать четкое обоснование приобретении лицензии, сделать систему ставок абсолютно прозрачной».

Отсутствие определенности в вопросах интеллектуальной собственности – актуальный вопрос для Соединенного Королевства. Недавно британское Правительство опубликовало подробный доклад о росте осведомленности общества в вопросах авторского права. В докладе, составленном Советником Премьер-министра по вопросам интеллектуальной собственности, говорится, что «создание стратегического партнерства между пользователями и авторскими обществами поможет улучшить связь между ними, повысить координацию работы и прозрачность, а также позволит делиться опытом». (Billboard.com, 14.10.2014)

SUISA укрепляет свои позиции в сфере онлайн-музыки

На прошлой неделе в Брюсселе Общество Музыкальных Авторов и Издателей Швейцарии SUISA подписало договор о присоединении к ARMONIA – крупнейшей в мире сети авторских обществ, которая предоставляет возможность музыкальным сервисам приобретать лицензии на использование музыки по всей Европе. Эта сеть была основана обществами SACEM (Франция), SGAE (Испания) и SIAE (Италия). Ее репертуар на сегодняшний день насчитывает более 12 млн. произведений из 33 стран.

Как член ARMONIA, SUISA теперь может совместно с другими авторскими обществами вести переговоры о заключении лицензионного соглашения с такими провайдерами, как Amazon, iTunes, YouTube и Spotify. Поскольку репертуар SUISA малоизвестен, то общество рассматривает такой «совместный» подход как более эффективный. Объединившись с ARMONIA, SUISA усилила свои переговорные позиции, и может заключать соглашения на более выгодных для своих членов (композиторов, авторов текстов песен и музыкальных издательств) условиях. Выиграют от этого и провайдеры онлайн-сервисов, поскольку в режиме «одного окна» они получат лицензию на репертуар, популярный во всем мире.

Членство SUISA в ARMONIA не повлияет на работу общества в целом. SUISA продолжит самостоятельно осуществлять сборы и обрабатывать данные через внутренние IT-структуры. (Suisa.ch, 20.10.2014)