Вестник Департамента международных связей № 45

23.03.2010

Рост сборов британского общества PRS for Music в 2009 г.
Руководство британского авторского общества PRS for Music, в которое входит 65 тыс. членов, объявило о росте сборов в течение 2009 г. на 2,6%. Общая сумма сборов составила 687 млн. евро или 945 млн. долл. Более всего (на 72,7%) увеличились поступления за использование музыки онлайн, благодаря увеличению числа выдаваемых лицензий. Продолжился спад поступлений от продажи музыки на физических носителях. В 2009 г. он составил 9,3%. Поступления за публичное исполнение выросли на 2,4%, в том числе поступления из-за рубежа – на 19,4%. В целом для PRS for Music 2009 г. оказался первым годом, когда рост поступлений за легальное скачивание музыки из Интернета компенсировал потери от спада продаж CD и DVD. (siae.it, 16.03.2010) 
Инвестиции в музыку
В опубликованном 10 марта 2010 г. ежегодном докладе Международной федерации фонографической индустрии (IFPI) содержатся данные о поддержке крупнейшими звукозаписывающими фирмами мира авторов музыкальных произведений. Из доклада явствует, что в целом 30% оборота крупнейших фирм, входящих в IFPI, что составляет порядка 5 млрд. долл., тратится на поиск, “раскрутку” и продвижение молодых талантов. При этом собственно в музыкантов вкладывается до 16%. Значительные суммы выплачиваются звукозаписывающими фирмами также в качестве роялти авторам. В Докладе также отмечается, что музыкальные записи вызывают экономическую “цепную реакцию”, так как порождают доходы от живого исполнения, от сообщения для всеобщего сведения через радио и телевидение и поступления за частное копирование. В целом, по данным IFPI, общий объем доходов музыкальной индустрии в мире составляет 160 млрд. долл. в год. Занято в отрасли около 2 млн. человек. (siae.it, 10.03.2010) 
Концертная деятельность во Франции
Понимая, что доходы от продажи цифровой музыки не позволяют компенсировать падение продаж физических носителей, большинство французских исполнителей стали связывать свои надежды с “живыми” выступлениями, чтобы хоть как то компенсировать этот спад. 
Однако, как оказалось на самом деле, только крупные мероприятия способны принести прибыль. 
Эту тенденцию отмечает и президент французского авторского общества SACEM Бернар Мийе (Bernard Miyet). Так в 2009 г. более 60% сборов за публичные выступления обеспечили концерты нескольких признанных исполнителей, таких как Джонни Холидей (Johnny Hallyday), Милен Фармер (Mylene Farmer) и Ю Ту (U2), а также нескольких музыкальных шоу, таких как Клеопатра. Однако менее значимые независимые исполнители ведут борьбу за зрителя, которая стала следствием сложного экономического климата, повлиявшего на энтузиазм публики и траты звукозаписывающих компаний на проведение “живых” выступлений.
Сборы SACEM в 2009 г. достигли €763,5 млн., в том числе €62,2 млн. за “живые” концерты (+14,4%). Ежегодный отчет Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC) об общемировых сборах авторского вознаграждения подтверждает, что аналогичная тенденция наблюдается и на международном уровне. Сборы за публичное исполнение в 2008 г. возросли до €4,97 млрд., включая €586,5 млн. за “живую” музыку. (Le Monde, 05.03.10) 
JASRAC ужесточает требования к сайту Твиттер
Японское авторское общество JASRAC намерено принять строгие меры в отношении текстов песен, размещенных на интернет-сайте Твиттер (представляет собой систему микроблогов, позволяет пользователям отправлять короткие текстовые заметки), и взыскивать авторское вознаграждение за любое такое использование. Общество обеспокоено тем, что такая учетная запись, как “Стихотворение дня” (http://www.twitter.com/lotd/), являются нарушением авторских прав. Сайт предлагает пользователю выкладывать стихотворные произведения (до 140 символов) с возможностью их обмена между пользователями.
Как JASRAC собирается решать эту проблему – пока не ясно. В феврале, по данным Твиттера, сайт обрабатывал в день порядка 50 млн. сообщений, тогда как в 2007 г. количество ежедневных сообщений достигало всего 5 тыс. (Musicweek.com, 04.03.2010) 
Вопрос охраны формата телевизионных передач
Итальянская газета Italia Oggi в номере за 1 марта этого года опубликовала большую подборку материалов, касающихся вопроса охраны авторских прав на формат телевизионных передач. Под форматом, как указывается в материале, понимается “общая схема телевизионной передачи в ее основных фазах, в которой описываются базовая повествовательная структура, оформление сцены и набор постоянных действующих лиц”. Президент СИАЕ Джорджо Ассумма (Giorgio Assumma), выступающий в качестве главного эксперта, отметил, что “в ныне действующем итальянском законодательстве об авторском праве нет норм, защищающих формат передач. 
Поэтому при уступке прав на него, что на практике происходит регулярно, приходится пользоваться нормами гражданского права, касающимися уступки результатов трудовой деятельности. Тот, кто приобретает формат, не становится владельцем результата интеллектуальной деятельности, а лишь имеет право пользоваться результатом труда автора формата”. Сейчас основной проблемой в этой сфере, по мнению Дж. Ассуммы, является плагиат, так как формат телевизионной передачи по закону не является результатом интеллектуальной деятельности и, следовательно, объектом авторского права. Далее президент СИАЕ добавил, что в настоящий момент работает специальный комитет, готовящий предложения для парламента, однако специалисты Общества к участию в нем привлечены не были. (siae.it, 01.03.2010) 
Пересмотр законодательства об авторском праве в КНР
24 февраля высший орган государственной власти КНР – Постоянный комитет Всекитайского Собрания Народных Представителей – приступил к рассмотрению проекта нового закона об авторском праве. Ныне действующий закон вступил в силу в 1991 г. и сыграл большую положительную роль в деле охраны законных прав и интересов авторов. Однако сегодня он уже не соответствует требованиям времени. (siae.it, 26.02.2010)
Американский рынок легальных загрузок показал снижение
Американская аналитическая компания NPD Group, занимающаяся исследованием розничных рынков, опубликовала исследование, согласно которому к концу 2009 г. количество загрузок контента сократилось почти на 1 млн. (с 35,2 млн. в 2008 г. до 34,6 в 2009 г.). Старший аналитик NPD Group Расс Крапник (Russ Crupnick) предполагает, что снижение произошло из-за того, что старшее поколение потребителей, выполнив впервые загрузку в 2008 году, к 2009 г. уже потеряло к этому делу интерес.
Но, несмотря на это, сумма средств, потраченных одним пользователем, увеличилась. В 2009 г. максимальная сумма, которую пользователь за год тратил на загрузку музыкальных композиций, стала равна $50, в отличие от $33 в 2008 г.
На этом фоне лидер рынка Apple отметил 10 миллионную загрузку, сделанную в музыкальном магазине iTunes спустя 7 лет после запуска проекта. Пользователь, сделавший 10-ти миллионную загрузку, получит от iTunes карту номиналом в $10 тыс. (Musicweek.com, 25.02.2010) 
Тысячи авторов выступают против сервиса Google
Почти 7 тыс. авторов, в том числе Зэди Смит (Zadie Smith), Филипп Пуллман (Philip Pullman) и Томас Пинчон (Thomas Pynchon), подали заявки на исключение своих кандидатур из соглашения о переводе книг в цифровой формат, которое Google заключил с издательской индустрией. Соглашение, разработанное в целях урегулирования группового иска издателей и авторов к Google, позволит компании оцифровывать ранее изданные произведения, охраняемые авторским правом, авторы которых пока не изъявили желания выйти из данного соглашения, и осуществлять дальнейшую продажу цифровых копий и участвовать в судебных процессах вместе с правообладателями.
Доцент юридического факультета нью-йоркского университета Джеймс Гриммельман (James Grimmelman) отметил: “Похоже, что большинство авторов, изъявивших желание выйти из проекта, оставят свои работы в списках Google”. Количество отказов от участия он охарактеризовал как символическое, но расценил его как признак беспокойства, которое испытывает большинство авторов в связи с планами компании. 
Спикер Открытого книжного альянса (Open Books Alliance), консорциума организаций, выступающих против плана Google, заявил, что по сравнению с большим числом уже оцифрованных компанией произведений количество отрицательно настроенных авторов оказалось относительно мало. Google уже ограничил сферу действия данного соглашения произведениями, изданными в США, Великобритании, Австралии и Канаде, и оценил, что оно предусматривает использование порядка 10 млн. книг. (Financial times, 24.02.10) 
SIAE отмечает падение сборов за частное копирование
Итальянское авторское общество SIAE сообщает, что в 2008 г. сборы за частное копирование упали на 13% и составили $84,3 млн. Ключевым фактором снижения сборов за частное копирование стало падение использования записываемых CD и DVD, что было обусловлено ростом использования цифровых медиаплееров.
Несмотря на то, что цифровые медиаплееры должны способствовать увеличению сборов за счет их широких возможностей записи, пользователи не обновляют свои устройства так часто, чтобы компенсировать спад продаж физических носителей. 
SIAE также отмечает, что размеры вознаграждения за частное копирование в Италии значительно ниже, чем на остальных европейских рынках. Например, ставка отчислений за один ПК с интегрированным рекодером в Германии составляет €13,65, а в Италии – €2,40. (Music & Copyright, 10.02.10) 
Рост цифрового сегмента на музыкальном рынке Норвегии
Офис Международной федерации фонографической индустрии (IFPI) в Норвегии подчеркивает растущую важность цифрового сегмента в музыкальном рынке страны. Несмотря на то, что в 2009 г. общая стоимость рынка упала на 3% – до $95 млн., рост цифрового сегмента составил 57%, повысив его долю в общей стоимости национального музыкального рынка до 15% (в 2008 г. этот показатель был равен 9%). Объемы продаж физических носителей упали на 9%. В рамках цифрового сегмента рост доходов от Интернет-ресурсов составил 77%, наибольший рост здесь показал стриминг. Падение доходов от мобильных сетей составило 28%. (Music & Copyright, 10.02.10)