Вестник Департамента международных связей № 42

28.12.2009

Динамика сборов авторских обществ Восточной Европы
Анализ деятельности обществ Центральной и Восточной Европы по сбору авторского вознаграждения свидетельствует о существенной разнице в объемах собранных средств.
Польское авторское общество ZAiKS сообщило о снижении общей суммы сборов в 2008 г. на 1,3% (130,1 млн. долл.).
Однако сборы Российского авторского общества РАО в 2008 г. достигли 87,2 млн. долл., что на 40,6% больше прошлогоднего результата. Отчисления за публичное исполнение произведений составили 34,8% от общей суммы сборов (30,3 млн. долл.), в том числе благодаря заключенному с ОАО “Российские железные дороги” лицензионному соглашению.
Венгерское авторское общество Artisjus сообщило о 3,2% спаде сборов за использование музыки (55,3 млн. долл.), при этом общая сумма сборов, включая сборы за использование прав на литературные произведения и смежных прав, не связанных с музыкальными произведениями, снизилась на 4,8% (77 млн. долл.).
Уровень сборов чешского авторского общества OSA вырос на 15,3% в 2008 г. (48,1 млн. долл.), отчисления за публичное исполнение произведений составили 31% от общей суммы сборов.
Литовское авторское общество LATGA-A заявило о 15% росте сборов в 2008 г. (7,3 млн. долл.).
Румынское авторское общество UPFR сообщило о росте сборов на 26,7% в 2008 г. (7,3 млн. долл.). (Music&Copyright, 26.11.09)
Повышение ставок, которого добивалась GEMA, одобрено судом
Арбитражный суд Бюро патентов и торговых марок Германии одобрил решение немецкого авторского общества GEMA об увеличении ставок роялти для концертов. Решение было принято после того, как две ассоциации по организации концертов обратились в суд и попытались убедить, что ставки, применяемые к концертам до 1 февраля 2009 г., должны оставаться прежними. Суд отклонил ходатайство и постановил проводить поэтапное увеличение ставок в течение последующих 6 лет.
Таким образом, по ориентировочным подсчетам, в 2014 г. ставка авторского вознаграждения за проведение концерта с аудиторией до 15 тыс. чел. составит 7,2% от суммы кассового сбора (с учетом всех понижающих коэффициентов, этот показатель будет равен 5,76%; нынешняя ставка – 1,872%); с аудиторией свыше 15 тыс. – 7,65% (с учетом понижающих коэффициентов – 6,12%; нынешняя ставка – 3,58%).
Председатель наблюдательного совета общества GEMA Йорг Эверс (Jorg Evers) считает, что “для GEMA решение арбитражного суда – это знаковый результат, поскольку оно подтверждает и подчеркивает справедливость и законность изменений, которых добивается GEMA”. (Billboard.biz, 20.11.09)
BUMA/STEMRA договорилось с Nokia CWM
В соответствии с панъевропейским соглашением, подписанным между авторским обществом Нидерландов BUMA/STEMRA и компанией Nokia, музыка из репертуара BUMA/STEMRA становится доступной в рамках сервиса Comes With Music.
Главный исполнительный директор BUMA Сеес Вервоорд (Cees Vervoord) заявил, что соглашение позволит обществу “гарантированно выплачивать нашим авторам и композиторам справедливое вознаграждение за использование их произведений в сервисе Nokia Comes With Music независимо от того, в какой из стран Евросоюза они находятся”. (Musicweek.com, 25.11.09).
Рост продаж музыки в Швеции
Шведская ассоциация звукозаписывающих компаний “IFPI Швеция” сообщила о значительном росте продаж музыки за первые три квартала 2009 г. (на 18%, по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.), на фоне общего снижения продаж музыки в течение последних 7 лет. Рост обусловлен принятием (в апреле 2009 г.) антипиратской стратегии и вынесением судами окончательного решения по делу о незаконной деятельности файлообменного сайта The Pirate Bay.
Кроме того, рост продаж музыки в Швеции совпал с запуском новых легальных сервисов цифровой музыки, таких как Spotify.
Председатель правления и главный исполнительный директор IFPI Джон Кеннеди (John Kennedy) охарактеризовал рост как “многообещающий”, т.к. “в его основу заложены инновационные сервисы цифровой музыки и строгие законы по защите авторских прав”. “Еще рано говорить о том, что Швеция преодолела рубеж, но мы надеемся, что шведские пользователи окончательно переключились с незаконных файлообменных сервисов, которые не приносят пользы музыкальному сообществу, на легальные, владельцы которых осознают необходимость постоянных инвестиций в поиск и продвижение молодых талантов”. (Guardian.co.uk, 23.11.09)
Рост сборов HDS-ZAMP в 2008 г.
Авторское общество Хорватии HDS-ZAMP сообщило о росте общих сборов на 15,8% в 2008 г. (до 12,6 млн. евро). Отчисления за использование прав на публичное исполнение составили 83,3% (10,5 млн. евро) от общей суммы сборов, что на 10% больше, чем в 2007 г. Доля сборов за наземное телевещание в 2008 г. – 3 млн. евро. По данным общества, итоговая сумма распределенных средств составила 8,6 млн. евро, за вычетом отчислений на социальные и культурные нужды. (Music&Copyright, 26.11.09)
CISAC: музыкальные произведения должны вновь обрести свою экономическую стоимость
В своем интервью испанской ежедневной экономической газете Expansion Генеральный директор CISAC Эрик Батист прокомментировал ряд вопросов, касающихся цифрового пиратства, изменений в области культуры, деятельности телекоммуникационных и звукозаписывающих компаний, а также распространения креативного контента в цифровом формате.
По словам Э.Батиста, парадоксальной выглядит ситуация: при максимально свободном доступе к культурному наследию остается определенное неуважение к правам авторов. Странно, что люди, интересующиеся музыкой, не видят взаимосвязи между бесплатным доступом к произведениям и ущербом, который он наносит культурной сфере. Еще один парадокс заключается в том, что, отказываясь заплатить всего 1 евро за покупку или загрузку песни, люди готовы тратить до 70 евро за билет на концерт “живой” музыки.
Главный вопрос в том, что с трансформацией из аналога в цифру, многие произведения или утратили свою экономическую ценность, или она стала более размытой. Творческий процесс должен вновь обрести свое экономическое выражение, и каждый должен поддержать такие новые легальные бизнес-модели, как iTunes и Spotify. Важно, чтобы страны противостояли цифровому пиратству и понимали, что культура генерирует значительную прибыль, рабочие места и вносит существенный вклад в ВВП.
Будучи далекими от совершенства, Hadopi (французский закон против нелегального скачивания файлов из сети Интернет) и пакет телекоммуникационных законов, утвержденных Европарламентом, тем не менее, способствуют снижению незаконной деятельности и являются важным шагом вперед. (Expansion, 30.11.09)
Нормы британского Закона о цифровой экономике вызывают обеспокоенность у интернет-сервисов
Крупнейшие интернет-сервисы Facebook, Yahoo, Google и eBay направили письменное обращение Министру по делам бизнеса и предпринимательства Великобритании Питеру Мандельсону (Peter Mandelson), в котором выразили “серьезную обеспокоенность” в связи с Законопроектом о цифровой экономике. Согласно заявлению, в случае утверждения Пункта 17, правительство получит “беспрецедентно широкие полномочия”, наделяющие “в будущем любого министра по делам бизнеса и предпринимательства” сиюминутно вносить изменения в законодательство по защите авторского права.
В письме компаний говорится: “Мы признаем, что для поддержки креативного контента требуется внедрение новых бизнес-моделей, которые изначально несут риски, тогда как предприниматели, главным образом, являются сторонниками последовательного подхода в деле укрепления защиты авторских прав. Данное положение (П.17) создаст беспрецедентный уровень неопределенности в этой сфере”.
По словам представителя Министерства по делам бизнеса и предпринимательства, “закон должен идти в ногу с технологиями, чтобы в будущем правительство могло адекватно реагировать на появление новых способов нарушения авторского права”. (BBC News, 02.12.09)
Британский паб оштрафован за пиратство через WiFi
Недавнее решение британского суда вносит неопределенность в дальнейшую судьбу WiFi-провайдеров. Исполнительный директор одного из крупнейших Интернет-провайдеров The Cloud Грэм Коув (Graham Cove) сообщил, что владелец одного из баров был оштрафован на ?8 тыс. за то, что один из посетителей этого паба совершил незаконную загрузку контента, защищенного авторским правом, через WiFi-точку доступа в баре. Г.Коув сообщил, что иск был подан правообладателем летом текущего года.
Законодательная база, регулирующая работу открытых точек доступа, пока четко не прописана. Профессор Интернет-права Юридической школы Шеффилда Лилиан Эдвардс (Lilian Edwards) заявила, что, “согласно существующему законодательству по защите авторских прав”, заведения, предоставляющие услугу доступа в сеть через WiFi-зону, “теоретически не несут ответственности” за незаконную деятельность своих клиентов. Она добавила, что вряд ли можно применить такую меру (предусмотренную британским Законом о цифровой экономике), как отключение от сети владельца счета, поскольку в данном случае заведение может считаться провайдером общего пользования, а значит, эта мера на него не распространяется. (ZDNET.co.uk, 27.11.2009)